Проблемы и перспективы России после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Сегодня эта тема является очень актуальной. Результатом вступления России в ВТО должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Основной целью данной курсовой работы является общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.
1.1. Краткая история и структура ВТО………………………………….6
1.2. Характеристика ВТО……… ..……………………………………….10
1.3 Основные цели и принципы ВТО…………………………………....13
Глава 2. Предполагаемый отрицательный эффект для России от членства в ВТО.
2.1 Основные угрозы………………………………….............................15
2.2 Потери в цифрах и опыт других стран……………………………....19
Глава 3 .
3.1. Прогноз Минэкономразвития на 2012 год …………….....................21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………....26
Приложения………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (экономика).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Решения принимаются  всеми государствами-участниками.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведённая в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трём советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не принимает решений, так как эта функция возлагается на самих стран-членов. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные цели и принципы ВТО.

 

Сфера деятельности ВТО  охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путём взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:

- рост торгового обмена  товарами и услугами;

- сокращение тарифных  и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);

- деятельность на основе  принципа наибольшего благоприятствования,  т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования1 в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

 - прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

 - взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путём проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путём рассмотрения споров в специально создаваемых органах;

- прозрачность торговой политики.

 

"Главные задачи  ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение её справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на июнь 2009 г. насчитывалось 153 государства, решают эти задачи путём контроля за выполнение многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования этих переговоров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств"2.

 

 

 

Вывод:

          Главная цель ВТО заключается в либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача ВТО в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 .

 

 Предполагаемый отрицательный эффект для России от членства в ВТО.

 

     2.1 Основные угрозы

     Среди граждан России немало тех, кто считает, что страхи по поводу вступления в ВТО сильно преувеличены, что, огромному числу государств членство в этой организации не мешает развивать базовые отрасли своей промышленности, экономику в целом и повышать уровень жизни граждан.

Многие думают, что там, «наверху», уж точно знают, что делают, и постараются  извлечь максимум выгоды из вступления в ВТО и минимизировать риски  и неблагоприятные последствия для всех нас.

Ниже приведены мнения экспертов, которые считают, не так гладко обернётся  для нашей страны членство во Всемирной  торговой организации.

1. Уничтожение или резкое сокращение  производства в следующих отраслях  промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 % региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.3

2. 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.

3. Уничтожение 460 моногородов, которые  зависят от одного завода или  производства для предоставления  рабочих мест и инфраструктуры.

4. Потеря Россией суверенитета  и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и  регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более  обременительными, чем необходимо».  Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?4

5. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

6. Поглощение или уничтожение  отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.

7. Значительное увеличение  оттока капитала и отсутствие  дополнительных прямых инвестиций  в Россию, поскольку только совершенно  безрассудный бизнесмен будет  вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока мы еще держимся за счет импортных ограничений; если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь наш рынок. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам придется трудиться без зарплат (буквально за похлебку), отказавшись от пенсионного обеспечения и всякого «социального пакета», отказывая себе буквально во всем. К примеру, в Китае и Индии $40 - хорошая зарплата, а $200 может получать руководитель предприятия.

 

8. Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.5

 

9. Увеличение тарифов  на электричество и другие  энергоресурсы, что приблизит  их к мировым и поставит  на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО - это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата - как в Воронеже.

10. Отмена льгот по  НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.

11. Резкое снижению  платежеспособного (очень невысокого  по западным меркам) спроса на  отечественные и импортные товары  среди населения России.

12. Утрата энергополитического  суверенитета России.

13. Невозможность модернизации  промышленности и консервация  сырьевой модели экономики: к  нам повезут товары, а не технологии.

14. Нарастающая фрагментация  и регионализация страны.

15. Деградация социальной  сферы, а именно к нерентабельности детских садов, яслей, школ, больниц и домов престарелых, и к их неминуемому закрытию «эффективными менеджерами».

16. Нанесение ущерба  информационной и национальной  безопасности России, поскольку  не была проведена серьезная  инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг и услуг патентных поверенных.

17. Ущерб налоговой  и валютной политики государства,  так как, благодаря новым обязательствам  России перед ВТО, создаются  все условия для того, чтобы  налоги платились не в России, а в иностранных государствах.

18. Ослабление экологического  законодательства, так как ВТО  не признает международные договоры  по защите окружающей среды.  Право ВТО ставится выше экологического  законодательства, а нарушение международных  соглашений по защите природы  не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы.

19. Ослабление защиты  потребителей от воздействия  генномодифицированных и злокачественных  продуктов, поскольку правила  ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.6

ВТО - это не просто наднациональная  структура, а глобальный коммерческий проект.

 

 

2.1 Потери в  цифрах и опыт других стран

1. По данным Всемирного  банка выгода зарубежных игроков в 10 раз будет больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что «прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян».

2. Расчеты Института  народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год.

3. Ученые Российской  академии сельскохозяйственных  наук подсчитали, что после вступления  в ВТО только российский Агропром  будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.

4. По данным, опубликованным  в журнале «Эксперт», Россия, вступив в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них; в годовом выражении - 90 млрд. долларов против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.

Информация о работе Проблемы и перспективы России после вступления в ВТО