Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 23:57, курсовая работа
Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а, следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства
1ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
1.1Понятие и структура таможенного регулирования в РФ………………………..…5
1.2Цели и функции таможенного регулирования в РФ………………………...……..7
1.3Методы осуществления таможенного регулирования в РФ…………………….…9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..….19
Сегодня таможенное регулирование играет особую роль, поскольку является одним из самых гибких и эффективных экономических инструментов для управления ввозом тех или иных товаров на территорию РФ (или вывоза товаров с территории). [5]
Формирование таможенного регулирования любого государства предполагает наличие двух важных методов его достижения — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — это меры, направленные на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. К протекционизму относят как тарифные, так и нетарифные меры ограничений.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Административные методы регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. [6]
В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов тарифного и нетарифного торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.
Нетарифные ограничения - прямые объемные ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров в страну или их вывоз из страны: совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений, направленных на регулирование внешней торговли.
Характеристика нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.[7]
Нетарифные ограничения включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим таможенным регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.
К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех участников.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административно - бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которое зачастую ведет именно к этому результату (штрафы). [8]
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты.
Система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового таможенного регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств таможенного регулирования ВЭД.
В последние годы в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России.
Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими. [9]
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Среди методов нетарифного регулирования
следует упомянуть административно-
Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность. [10]
К современным методам нетарифного регулирования ВЭД можно отнести федеральный закон «О ратификации соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран». Соглашением предусматривается введение единых мер нетарифного регулирования, а также единых подходов к государственному регулированию внешнеторговой деятельности государств - участников таможенного союза в отношении третьих стран. В частности, соглашением устанавливаются такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как количественные ограничения, лицензирование, выдача разрешений, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Государство, как носитель таможенного суверенитета, использует тарифное регулирование, в виде таможенных тарифов и системы таможенных пошлин в рамках своей таможенной территории, и может осуществлять комплекс мероприятий, направленных на регулирование различных параметров внешней торговли. [11]
Тарифное регулирование является формой или способом оперативного регулирования внешней торговли. Определять политику тарифного регулирования могут только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории.
В использовании политики тарифного регулирования существуют принципы, общие для всех государств. К общим принципам тарифного регулирования относятся:
Меры таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности:
Объектами тарифного регулирования являются:
Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.
Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин на товары, пересекающих таможенную границу России в зависимости от их кода ТН ВЭД. Порядок использования таможенного тарифа зафиксирован в соответствующем Законе РФ – «О таможенном тарифе». Нормативно-правовой основой тарифного регулирования служит таможенный кодекс РФ и свод федеральных законов (именуемых актами), принятых в полном соответствии с кодексом.
Усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из неё определённых товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
Выступая в качестве регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. [14]
Информация о работе Регулирование ввоза и вывоза товаров в РФ