Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков.
Целью данного реферата является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Введение
1.Риски в таможенном деле 3 1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности 3
1.2. Структура и принципы системы управления рисками 5
2. Методы управления рисками 11
2.1. Основные методы управления рисками в области таможенного дела 11
2.2. Методы управления рисками, связанные с недостоверным декларированием 15
3. Анализ работы системы управления рисками 18
3.1. Объекты анализа риска 18
3.2. Этапы анализа риска в таможенной деятельности 18
3.3. Основные проблемы и перспективы исполнительной системы управления рисками в таможенном деле 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
DС = S (ci *D p i)=max
S (ti *D p i) £ T
S (ki * D p i) £ K (3)
S (li * D p i) £ L,
где ti, ki, li - затраты соответствующих ресурсов на сокращение вероятности неблагоприятного исхода i-го риска.[14]
В настоящее время ввиду
2.2. Методы управления рисками,
связанными с недостоверным декларированием
При таможенном оформлении товаров
наибольший удельный вес занимают риски,
связанные с недостоверным
Традиционно, риски недостоверного
декларирования в товарном разрезе
в Федеральной таможенной службе
Российской Федерации оценивались
на основе сопоставления данных об
экспорте и импорте стран - торговых
партнеров. Помимо этого, частично использовался
и другой способ - косвенная оценка
экспорта и импорта на основе балансовых
отношений. Каждый из этих методов обладает
определенными достоинствами и
недостатками, что не позволяет рассматривать
любой из них в отдельности
как полноценный
Таким образом, исходя из практических
потребностей, необходим комплексный
прикладной инструментарий, включающий
в себя методы обобщенной оценки различными
способами существующих рисков недостоверного
декларирования и многовариантного
прогнозирования сложившейся
Основными методами при оценке таких рисков являются:
- методика оценки теневого
- метод определения
- методика оценки теневого
- комплексный подход к оценке
рисков недостоверного
- эконометрическая модель
На настоящий момент для оценки уровня недостоверного декларирования товаров в таможенной службе России используется так называемый метод «зеркальной» статистики, который заключается в проведении сопоставительного анализа внешнеторговых товарных потоков России по данным таможенной статистики внешней торговли России и статистики внешней торговли стран ее торговых партнеров. Однако, не следует однозначно утверждать, что расхождения в данных таможенной статистики внешней торговли и статистики стран торговых партнеров являются величиной риска, так как помимо субъективных факторов существует ряд объективных причин, способствующих такого рода расхождениям. К ним следует отнести следующие методологические особенности учета товаров:
- использование различных
- несовпадение в методике
- использование различных
- различия в периодах включения данных, относящихся к одной и той же сделке, в статистику экспорта и импорта торговых партнеров;
- различия в определении страны партнера;
- различия в товарных
Не все перечисленные причины методологических расхождений легко нормализуемы. Нормализация величин расхождений, объясняемых методологическими причинами, усложняется высокой детализацией рисков недостоверного декларирования товаров (товар - страна, страна - товар). Для определения уровня методологического порога расхождений рассматриваются два варианта расчета методологического порога расхождений: путем расчета и нормирования каждой возможной методологической причины для конкретного товара из конкретной страны, а также путем усреднения уровня методологических расхождений для конкретного товара и всех стран за пять лет («пятилетняя средняя»). Следует отметить, что наиболее точным и обоснованным вариантом безо всякого сомнения является первый вариант. Однако основной недостаток этого варианта является невозможность прямого арифметического расчета некоторых методологических причин (например, учет внешнеторговых потоков «третьих» стран, объемы которых для некоторых стран и товаров достаточно существенны). Это во многом ставит под сомнение целостность величины методологического порога недостоверного декларирования товаров, которая в свою очередь, определяет величину самого риска недостоверного декларирования товаров.[7]
В целях «ухода» от невозможности
расчета всех методологических причин
предлагается метод «пятилетней
средней» оценки методологического
порога расхождений. Он базируется на
предположении того, что для определенного
товара, импортируемого из определенной
страны-экспортера в Россию, должны
наблюдаться расхождения в
3. Анализ системы управления рисками
3.1. Объекты анализа рисков
К объектам анализа риска относятся:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства
3) сведения, содержащиеся во
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и
иных лиц, обладающих
6) результаты применения форм таможенного контроля.
3.2. Этапы анализа риска в таможенной деятельности
Анализ рисков - это определенный комплексный подход к решению любой проблемы, совокупность действий, общая методика, позволяющая наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы в любой области. Анализ рисков в таможенном деле - это мероприятие, позволяющее организовать эффективный, централизованный и единообразный таможенный контроль на всей территории, привести его к сравнимым результатам[11].
«Анализ
рисков» применительно к
Целью анализа является:
- создание условий для того, чтобы большая часть товаропотока беспрепятственно пересекала границы;
- в то же время обеспечить уплату таможенных платежей;
-
обеспечение интересов
-
обеспечение соблюдения
Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:
1) Выявление области риска
Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).
2) Исследование рисков
Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.
3)Установление индикаторов риска
Они бывают следующих типов:
-
индикаторы риска, относящиеся
к товарам - количество товара,
таможенная стоимость, страна
происхождения, товарная
- индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД:
4) Оценка риска.
Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться:
-
путем установления высокой,
- присвоения числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска;
- специфические обозначения.
5) Составление профиля рисков.
Профиль рисков включает в себя следующие элементы:
- описание области риска;
- исследование и оценка риска и его индикаторов;
- необходимые меры по контролю;
- время проведения контроля;
- результаты контроля;
-
оценка проведенных
Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т.д. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно[15].
Степень значимости того или иного риска, частота возможности совершения определенной группы правонарушений определяются исходя из данных таможенной статистики, с учетом сложившейся на данный момент экономической ситуации.
3.3.Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками
Анализ и управление рисками основывается на информации. На начальном этапе информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она была добыта специфическим образом - проверена и использована в определенной ситуации, она называется сведениями.
Сведения можно
- оперативные сведения (ориентировки)
- информация, на основании которой
необходимо немедленное
- тактические сведения - проанализированная
информация для обеспечения
- стратегические сведения - структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.