Риски в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков.
Целью данного реферата является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.

Содержание работы

Введение
1.Риски в таможенном деле 3 1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности 3
1.2. Структура и принципы системы управления рисками 5
2. Методы управления рисками 11
2.1. Основные методы управления рисками в области таможенного дела 11
2.2. Методы управления рисками, связанные с недостоверным декларированием 15
3. Анализ работы системы управления рисками 18
3.1. Объекты анализа риска 18
3.2. Этапы анализа риска в таможенной деятельности 18
3.3. Основные проблемы и перспективы исполнительной системы управления рисками в таможенном деле 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Там.менеджм. Риски в управлении.docx

— 65.93 Кб (Скачать файл)

Важнейшее место в указанных  видах сведений занимают оперативные  ориентировки. Фактический анализ риска  представляет собой развитие анализа  оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и  воздействием на них. Факторами риска  для проведения анализа могут  являться:

- данные о юридических и физических  лицах, совершивших правонарушения  при перемещении товаров через  таможенную границу РФ;

- таможенное законодательство  и таможенные документы;

- география грузопотоков;

- товары (не типичный для страны-экспортера  груз, определенная товарная группа  товаров, несезонный товар и  т.п.);

- транспортные средства, контейнеры;

- недавно образованная фирма-отправитель/получатель;

- таможенная стоимость;

- страна отправления, с которой  связано наибольшее количество  нарушений.

Изучение проблем управления и  анализа рисками говорит о  необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким  нововведением может явиться  эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что  с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно  и оперативно принимать решения[15].

Информационная система управления рисками (ИСУР) представляет собой метод  по улучшению таможенного контроля. Его цель заключается в том, чтобы  в интересах более высокой  эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех случаях, когда угроза возникновения нарушений  или контрабанды является выше среднего.

АИСТ-РТ - комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает все этапы  таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ. При этом АИСТ-РТ является как вертикально, так и  горизонтально распределенной системой. Разделение вертикальных уровней системы  делает возможным фактическое распределение  компетенции по управлению, контролю и решению задач внутри организации. Горизонтальные же связи системы  позволяют назвать ее не только административным, но территориальным распределенным комплексом, действующим в целом  регионе страны[13].

При этом необходимо учитывать следующие  требования:

- все операции по анализу  риска должны протоколироваться;

- информация должна поступать  в режиме реального времени;

- дальнейшее таможенное оформление  должно разрешаться только после  принятия согласованного решения.

Максимальное использование информационных технологий является одним из важнейших  направлений использования методик  анализа рисков в интегрированной  таможенной системе. Функциональные задачи программного продукта должны быть общими как для таких макротехнологических объектов, как таможня или региональное таможенное управление, так и для таможенного поста или специальных аналитических групп и включать в себя:

- использование нормативно-справочной  информации, поддерживаемой комплексной  системой АИСТ;

- обеспечение групповой обработки  данных;

- обеспечение доступа к сети  и к базам данных аналитической  группы при ОРО или других  подразделений таможенного органа;

- организация доступа к программному  продукту на основе персональных  паролей;

- редактирование, изменение и пополнение  информации;

- поиск по критериям риска  (страна, товар, юридическое лицо  и т.д.);

- настройка пользователем полей  для вывода на печать и сохранение  операций.

Немаловажным моментом при разработке программного продукта является грамотное, удобное и эффективное составление  общего вида окон-меню. Окно программы  может содержать три функциональные кнопки в строке меню:

- действия;

-        реестры;

- сведения о программе.

Методика анализа рисков требует  реорганизации или создания новых  информационных баз данных на локальном  уровне отдельных подразделений  таможни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Риск в таможенном деле играет большую  роль. Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов  таможенного контроля. Этот метод  позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск.

Основными объектами анализа системы  управления рисками в таможенной службе России являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, сведения о которых имеются  в грузовых таможенных декларациях  и учитываются таможенной статистикой  внешней торговли. Стоимостной или  количественный объем товара является основой для исчисления таможенных платежей, взимание в максимально  полном объеме которых является наиболее приоритетной задачей, которую ставит перед собой таможенная служба.

Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия, принимается  в условиях риска, что обусловлено  рядом факторов - отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности  и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска  приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.

Управление рисками и их анализ является инструментом, который может  помочь работать с рисковыми ситуациями и быть уверенным в том, что  принятое решение оптимально и позволяет  максимально использовать имеющиеся  ресурсы.

Использование информационных систем при выявлении благоприятствует развитию экономики страны в целом, приводит к ускорению международного товарообмена, повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и  обеспечению экономической безопасности страны.

На основании полученных в данной работе результатов проведенного исследования, можно сделать следующий вывод  о том, что система анализа  и управления рисками является действенным  механизмом ускорения таможенного  оформления и повышения качества таможенного контроля. Для эффективного управления рисками необходимо:

- определить возможный наивысший  уровень эффективности оперативных  действий;

- сконцентрировать имеющиеся ресурсы  на наиболее приоритетных областях. Конечно, необходимо уметь определить  эти области, которые представляют  наибольшую угрозу деятельности  данной таможенной организации;

- определить слабые стороны  в оперативных мероприятиях или  программах таможенной организации  и классифицировать их для  выяснения тех слабых сторон, которые наиболее мешают оперативной  работе. Затем следует принять  соответствующие меры по устранению  выявленных недочетов, снижению  их негативного влияния или  (если невозможно это сделать)  предпринять все возможные меры  по снижению ущерба.

Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что управление рисками - это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при  внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного  подхода в его использовании  с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза. - СПб.: Питер, 2011. - (Серия “Закон и комментарии”).
  2. Приказ ФТС России № 347 от 22 марта 2007 года «Об утверждении Правил взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками»
  3. Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
  4. Приказ ГТК России № 465 от 08.05.2002 года «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска».
  5. Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
  6. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  7. Боков В.В., Забелин П.В., Федцов В.Г. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике: Учебное пособие. – М., «Издательство ПРИОР»,2010.
  8. Виханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. Учебник.–3-е изд. – М.: Гардарики,2009.
  9. Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 2011.
  10. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути  снижения: Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 2008
  11. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. - М. “Экономика”, 2006.
  12. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002.
  13. Ершов А.Д.  Менеджмент. Учебно-методическое пособие (в системно-схематическом изложении). - СПб.: СПБ им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2008.
  14. Серёгин Е.В. Предпринимательские риски: Учеб. пособие. – М., 2007.
  15. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание,  2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Глава 18 ТК ТС. Система управления рисками

 

 

Статья 127. Термины, используемые в настоящей главе

 

В настоящей главе используются следующие термины и их определения:

1) анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

2) выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

3) индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

4) потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;

5) профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

6) область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

7) оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

8) риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза;

9) товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

10) товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

11) управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

Информация о работе Риски в управлении