Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 05:34, курсовая работа
Цель данного исследования - раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Объектом исследования является рынок труда России.
Введение 4
1 Рынок труда и его характерные особенности 6
1.1 Рынок труда и его субъекты 6
1.2 Особенности эволюций российского рынка труда 9
1.3 Особенности рынка труда и занятости в современной России 11
2 Государственная политика в области содействия занятости населения 16
2.1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период 16
2.2 Программа занятости как механизм реализации политики
на рынке труда 18
2.3 Труд и занятость в России 21
Заключение 26
Библиографический список 29
2.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:
трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
стимулирование образования гибкого рынка труда;
социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); пассивный (выплата пособий безработным).
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и многие другие). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:
сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2 - 3 года;
создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и тому подобное) особенно для хронически безработных и молодежи;
сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и другие.
Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Государственная служба занятости населения существует в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%). Ведь по результатам последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется правительством Российской Федерации (страница 3 Закона РФ « О занятости населения в Российской Федерации»).
Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и тому подобное.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
2.3 Труд и занятость в России
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.
Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:
1 Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе « О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 8,2 %, однако оценки , например , английских транзитологов определяют его в границах 30 %.
Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.
2 Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики- значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.
3 Появление 2 миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4 Трудовой
потенциал общества
5 Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 миллионов человек (8,6 % работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 миллионов (9,7 % ) –находились в вынужденных отпусках.
6 Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
7 Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости- рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
8 Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
9 Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики ( порядка 40 % производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.
10 Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
11 Финансово-банковская, торгово - посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации , высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие тенденции:
1 Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.
2 Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3 - 4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но , с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода.
3 Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда.
4 Усуглубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально- квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.
5 По числу занятых в России лидировал в первый период реформ государственный сектор ( 1996года ), на него приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17 % на предприятиях смешанных форм собственности, 33 % - в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.
6 Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
В завершении главы замечу, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций
Таблица 1 -
Распределение численности профессорско-
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Профессорско-преподавательский (штатный) персонал - всего |
334,0 |
340,4 |
341,1 |
в том числе по должностям: |
|||
ректоры |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
проректоры, директора филиалов |
5,1 |
5,2 |
5,2 |
деканы факультетов |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
заведующие кафедрами |
26,0 |
26,5 |
26,6 |
профессора в составе кафедр |
32,7 |
34,5 |
35,7 |
доценты в составе кафедр |
127,8 |
132,9 |
136,9 |
старшие преподаватели |
74,5 |
75,2 |
74,1 |
преподаватели, ассистенты |
61,2 |
59,7 |
55,9 |
Профессорско-преподавательский (штатный) персонал - всего |
179,1 |
184,4 |
186,7 |
в том числе по должностям: |
|||
ректоры |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
проректоры, директора филиалов |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
деканы факультетов |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
заведующие кафедрами |
8,9 |
9,4 |
9,7 |
профессора в составе кафедр |
8,2 |
9,0 |
9,8 |
доценты в составе кафедр |
64,3 |
68,8 |
72,8 |
старшие преподаватели |
52,3 |
52,7 |
52,3 |
преподаватели, ассистенты |
41,9 |
40,9 |
38,4 |
Информация о работе Рынок труда и его характерные особенности