Рынок труда и его характерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Объектом исследования является рынок труда России.

Содержание работы

Введение 4
1 Рынок труда и его характерные особенности 6
1.1 Рынок труда и его субъекты 6
1.2 Особенности эволюций российского рынка труда 9
1.3 Особенности рынка труда и занятости в современной России 11
2 Государственная политика в области содействия занятости населения 16
2.1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период 16
2.2 Программа занятости как механизм реализации политики
на рынке труда 18
2.3 Труд и занятость в России 21
Заключение 26
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.52 Кб (Скачать файл)

2.2  Программа занятости как механизм реализации на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

стимулирование образования гибкого рынка труда;

социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения  труда, меры по сохранению  и повышению уровня занятости на предприятиях); пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и многие другие). Эти программы содействуют  определенной  стабилизации  социально-экономического положения  трудящихся в  зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная  защита населения  в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной  сети по трудоустройству. Государственные системы  обучения и переобучения  рабочей силы содействуют  максимально быстрой адаптации  к меняющимся требованиям рынка.

Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы  является регулирование занятости. Многие  государства предпринимают следующие действия:

сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);

досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили  до пенсии 2 - 3 года;

создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и тому подобное) особенно для хронически безработных и молодежи;

сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и другие.

Видное место на сегодняшний день  в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Государственная служба занятости населения существует в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%). Ведь по результатам  последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется правительством Российской Федерации (страница 3 Закона РФ « О занятости населения в Российской Федерации»).

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется  институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций  предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.  Они осуществляются через систему  трудоустройства -  широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и тому подобное.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются  и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование рынка  труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

2.3 Труд и занятость в России

Современная ситуация в России  характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной  платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России  в несколько десятков раз ниже установленной  в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет  воспроизводство лишь  работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

1 Рост  безработицы.  В соответствии  с методологией оценки   безработицы  в Федеральном законе « О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень  безработицы  составляет  всего 8,2 %,  однако оценки ,  например , английских  транзитологов  определяют  его в границах 30 %.

Следует учесть и тот факт, что  среди высвобождаемых  работников      по разным причинам  наметилось  увеличение  незанятости  среди выпускников  высших учебных заведений.

2 Изменение  распределения  рабочей силы по секторам экономики- значительным  потребителем  рабочей силы стал частный сектор  экономики. Относительно  широкое    распространение  получила вторичная  занятость, возникло  немало  рабочих мест, не требующих  особой квалификации. Но при этом крупные  промышленные  предприятия  сталкиваются   с большими трудностями   на пути поиска  оптимальной  численности работников, повышение эффективности их использования.

3 Появление  2 миллионов беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся  в трудоустройстве.

4 Трудовой  потенциал общества используется  все  менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее  на многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5 Неполная  занятость, обусловленная  не  ее гибкостью, а простоями  предприятий: 3,7 миллионов человек (8,6 % работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 миллионов (9,7 % ) –находились  в вынужденных отпусках.

6 Глубокая  территориальная   дифференциация  занятости  - до 10 раз различается уровень  безработицы  в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация   в уровнях безработицы по регионам  объясняется  степенью деловой  активности  в регионах, сохранившимися  у населения  навыками  самостоятельного хозяйствования,  в частности, на  земле.

7 Особенностью  занятости  в постсоциалистических  странах  является  формирование  так называемого  придерживаемого типа  (модели)  занятости- рабочая сила  не используется   в производстве, но  и не  высвобождается  в другие сферы.

8 Низкий  уровень  пособий  по безработице также  выступает   отличительной чертой  российского рынка труда.

9  Размывание  границ  между официальной  и теневой  занятостью, расширение  теневой  занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой  экономики ( порядка 40 %  производимого ВВП). Однако он  достаточно  криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

10 Существенные  различия  между общей  численностью   и официально  регистрируемой  численностью  безработных.

11 Финансово-банковская, торгово - посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации , высокими требованиями к квалификации  работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

В развитии рынка  труда  переходной  экономики  прослеживаются    следующие тенденции:

1 Для  переходной экономики  характерен  рост  естественной   нормы безработицы. Экономический спад  обостряет   проблему безработицы. Для традиционных   рыночных экономик  естественна  реакция  работодателей    на падение  объемов производства   или чрезмерный  рост  заработных  плат в виде   сужения  спроса  на труд  и высвобождения.  В нашей экономике  реакция  оказалась  иной - излишняя  рабочая сила  преимущественно  осталась  в трудовых коллективах.

2 Сохранение  перегруженности  рабочей  силой  большинства крупных  и средних  предприятий  является  важной  особенностью  российской модели  реформ  в отличие   от  восточноевропейской, где уже  в первой фазе  реформ  безработица  достигла  уровня, количественно  соответствовавшего  примерно  половине  от общего  падения  производства. В России эта пропорция   была в 3 - 4 раза  ниже. «Придерживание»  избыточной   рабочей силы  в первый период  реформ, хотя и   препятствовало  росту    производительности  труда и формированию   необходимого рынка труда, но , с другой стороны, способствовало  снижению  социальной  напряженности  в условиях  низкого  уровня дохода.

3 Такое  удерживание  занятости  проявилось  в скрытой  безработице, что затрудняет  реализацию  системы  регулирования  отношений  на рынке труда.

4 Усуглубляется  несоответствие между  быстро   изменяющейся   структурой  спроса  на рынке  труда  и сложившейся   ранее   профессионально- квалификационной   рабочей  силы. В переходный  период рынок  труда характеризуется   высоким  уровнем  структурной  безработицы.

5 По числу  занятых  в России лидировал  в первый период реформ  государственный сектор ( 1996года ), на него  приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17 %  на предприятиях смешанных форм собственности, 33 %  - в  частном секторе. Кроме того, в производственных  отраслях  удельный вес  частных  предприятий  и занятых  на них  ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

6  Рынок  определяет  рациональную  структуру  занятости  с точки  зрения  эффективного, по Парето, распределения  ресурсов. Но его структура  может быть  неэффективна с социальной точки  зрения, с позиции  удовлетворения  потребностей   общества  в материальных  благах, создания  условия  расширенного  воспроизводства.

Рынок  труда в настоящее время, несмотря на достаточно  жесткое регулирование, является наименее  институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные  преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении  целенаправленного  процесса становления формальных институтов рынка труда.

В завершении главы замечу, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций

Таблица 1 -  Распределение численности профессорско-преподавательского

 

2008/09

2009/10

2010/11

1

2

3

4

Профессорско-преподавательский (штатный) персонал - всего

334,0

340,4

341,1

в том числе по должностям:

     

ректоры

0,7

0,7

0,7


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

проректоры, директора филиалов

5,1

5,2

5,2

деканы факультетов

6,0

6,0

6,0

заведующие кафедрами

26,0

26,5

26,6

профессора в составе кафедр

32,7

34,5

35,7

доценты в составе кафедр

127,8

132,9

136,9

старшие преподаватели

74,5

75,2

74,1

преподаватели, ассистенты

61,2

59,7

55,9

Профессорско-преподавательский (штатный) персонал - всего

179,1

184,4

186,7

в том числе по должностям:

     

ректоры

0,1

0,1

0,1

проректоры, директора филиалов

1,4

1,4

1,4

деканы факультетов

2,1

2,1

2,2

заведующие кафедрами

8,9

9,4

9,7

профессора в составе кафедр

8,2

9,0

9,8

доценты в составе кафедр

64,3

68,8

72,8

старшие преподаватели

52,3

52,7

52,3

преподаватели, ассистенты

41,9

40,9

38,4

Информация о работе Рынок труда и его характерные особенности