Сертификация во внешнеэкономической деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

По состоянию на апрель 2013 года действует 19 технических регламентов и вступят в силу с 01.07.2013 ещё 3 технических регламента. Во многом задержка с принятием технических регламентов обусловлена сложностью процедуры согласования проекта технического регламента, который принимается, как правило, в статусе федерального закона. Большее внимание нужно уделить низкому качеству проектов технических регламентов, так как введение их в действие не оказывает реального влияния - ни на бизнес, ни на потребителей. Требования регламентов зачастую не соблюдаются, но ответственности за это никто не несет.
Цель работы:
- рассмотреть сущность стандартизации и сертификации;
- определить её экономическую составляющую;
- обобщить опыт работы.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Экономическая сущность сертификации и стандартизации 4
1.2 Механизм сертифицирования товаров 15
1.3 Современные проблемы сертификации и стандартизации 17
2.1 Анализ схем сертификации, применяемые в РФ 20
2.2 Анализ использования международных стандартов в российской системе сертификации 23
2.3 Анализ видов сертификатов для экспорта и импорта продукции 24
3.1 Перспективы развития российской системы сертификации 26
3.2 Разработка стратегии совершения системы сертификации и стандартизации в современных условиях РФ 29
Заключение 35
Список используемых источников 36

Файлы: 1 файл

Noskov_M_L.docx

— 645.72 Кб (Скачать файл)

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, ее производитель или  продавец может инициировать прохождение  этой процедуры на добровольной основе, тем самым получая официальное  подтверждение высокого качества реализуемых  товаров и услуг. Основной документ, регламентирующий прохождение процедуры  добровольной регистрации, — договор  между уполномоченным органом и  заявителем, заключаемый перед началом  процедуры сертификации. Выданный в  результате ее успешного прохождения  сертификат соответствия имеет юридическую  силу на территории РФ и не требует  дополнительного подтверждения.

Продукция отечественного или иностранного производства, подлежащая реализации на территории России, обязана иметь сертификат пожарной безопасности в том случае, если некий товар или оборудование отражены в списке товаров, подлежащих сертификации пожарной безопасности. Критерии, на соответствие которым проводится процедура сертификации,  отражены в техническом регламенте о пожарной безопасности. Нужно отметить, что перечень  продукции, подлежащей сертификации пожарной безопасности может меняться ежегодно. Он является документальным подтверждением, что объект сертификации полностью соответствует требованиям противопожарной безопасности. Основной законодательный акт, регламентирующий выдачу таких сертификатов, — Федеральный закон № 123, введенный в действие 22 июля 2008 года.

1.3 Современные проблемы сертификации


При сертификации системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 часто Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


возникают следующие проблемы:

1 Недостаточно регламентированы (или регламентация полностью отсутствует) процессы управления организацией и качеством продукции (например, документы, регламентирующие процедуры системы качества, отсутствуют, неполны или изложены формально).

2 Отсутствуют регламентированные процедуры выполнения работ (например, написано, что делать, но не указано, как это делать).

3 Разработка Руководства по качеству была проведена без учёта предъявляемых к этому документу требований (например, Руководство по качеству не отражает организационную структуру или не имеет ссылок на другие документы системы качества).

4 Документы системы качества недостаточны для осуществления управления качеством или отсутствует их взаимосвязи между собой и с Руководством по качеству.

5 Система качества не охватывает все необходимые требования ИСО 9000.

Причиной перечисленных проблем  может быть то, что система качества создавалась специалистами, не владеющими в достаточной степени техникой применения ИСО 9000. Эти проблемы могут  быть предупреждены за счёт приглашения  внешних высококвалифицированных  консультантов и объяснения значимости обучения менеджеров и персонала  технике реализации ИСО 9000. 

Создание системы качества, даже при работе обученного персонала, должно контролироваться опытным консультантом  на основных этапах работ (разработка и внедрение документации, проведение первых внутренних проверок системы  качества, подготовка к сертификации и т.д.).

6 Руководители и работники организации не ориентируются в действующей документации, не могут продемонстрировать её рабочее состояние, а реально выполняемые операции не соответствуют требованиям документов системы качества.


ПИзм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


ричиной этого может быть то, что  документы системы качества были разработаны в отрыве от реальных условий работы (т.е. разработка документации и её внедрение осуществлялись специально выделенной группой специалистов или  внешними консультантами, не знакомыми  со спецификой деятельности организации, или документация системы качества была списана у других организаций).

Другой причиной этого может  быть наличие большого числа документов, дублирующих друг друга. Создание излишне  громоздких, слишком подробных документов системы качества формально соответствует  требованиям ИСО 9000, но является неэффективным.

7 Руководители или работники предприятия не отслеживают всего объёма отчётных документов, не могут управлять ими, не полностью заполняют бланки документов.

Причиной этого может быть то, что существует излишняя детализация  в документах системы качества, делающая их применение неудобным, а бланки для  заполнения содержат много пунктов, не имеющих реальной ценности.

Эти проблемы могут быть устранены  за счёт применения методик управления документацией, основанных на использовании  электронных носителей информации.

8 Отношение к системе качества со стороны работников или руководителей формальное, иногда отрицательное.

Причиной такого отношения может  быть то, что руководство организации  не проявляет заинтересованности в  создании системы качества или у  него отсутствует мотивация в  её функционировании.


Существует ряд препятствий  внутри самой организации, без устранения которых невозможно эффективное  функционирование системы качества. В первую очередь это: 
- ограниченное понимание руководителями принципов управления качеством и связи эффективности системы качества с эффективностью деятельности Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


организации;  
- сопротивление проводимым изменениям;  
- рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как очередной управленческой кампании, имеющей определённый конец, в то время как на самом деле этот процесс бесконечен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


2.1 Анализ схем сертификации, применяемые в РФ

Схемы сертификации, применяемые в  России, разработаны с учетом рекомендаций ИСО/МЭК и практики подтверждения соответствия в ЕС (Приложение 3). 
 Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган  по сертификации продукции по результатам  инспекционного контроля за сертифицированной  системой качества (производства).

Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: 1) испытание, 2) проверку производства, 3) инспекционный контроль, 4) рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).

Один или несколько способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.

В схемах 1—5 производится испытание  типа, т. е. одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. Испытание в схеме 7 — это уже  контроль качества партии путем испытания  средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица  продукции. Таким образом, жесткость  испытаний, а значит, надежность и  стоимость испытаний возрастают по направлению 1—7—8.

Второй способ доказательства —  проверка производства применяется  тогда, когда для объективной  оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Для оценки производства скоропортящейся продукции этот способ доказательства является главным (схема 6), так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.


Проверка производства проходит также  с различным уровнем жесткости (см. 7). При проверке в форме «анализ состояния производства» (схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а, 10а) проверяется два элемента качества, предусмотренИзм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


ные ГОСТ Р ИСО 9001—96. В схеме 5, предусматривающей  сертификацию производства, проверяется 10 элементов качества. При сертификации системы качества (схемы 5, 6) проверяется 20 элементов, причем проверку производства имеют право проводить эксперты, аккредитованные в области проверки систем качества.

Таким образом, жесткость проверки производства, а значит, надежность проверки стабильности качества будет  наиболее высокой при сертификации системы качества.

Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата. Он может  проводиться в форме испытания  образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в  форме контроля сертифицированной  системы качества (производства). В  последнем случае порядок ИК регламентирован  ГОСТ Р 40.005, касающимся сертифицированных  систем качества (производства).

Рассмотрение декларации о соответствии — это способ доказательства, который  представляет первая сторона-изготовитель. Этот способ введен недавно и заимствован  из практики сертификации в ЕС. Он заключается  в том, что руководитель предприятия  представляет в ОС заявление-декларацию, прилагая к последнему протоколы  испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ используют при сертификации продукции зарубежного  изготовителя с высокой репутацией на рынке, продукции отечественных  индивидуальных производителей (например, фермеров), продукции малых предприятий  и т. д.

Применение  отдельных схем.


Схемы 1—6 и 9а—10а применяются при  сертификации серийно выпускаемой  продукции, схемы 7, 8, 9 — при сертификации выпушенной партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуется использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Как видно, вышеуказанные рекомендации даны, исходя из Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


такого критерия, как объем производства продукции. Другой критерий — требования к качеству. Так, схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а  и 10а рекомендуется применять (вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 9 и 10), если у ОС нет информации о возможности  изготовителя данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой  продукции (потенциально опасные изделия  техники, продукция на экспорт).

Схемы 3а, 4а и 5 используют также  при проведении работ по добровольной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов.

Схемы 9-10а введены недавно. С  введением подобных схем российская система сертификации еще больше приблизилась к европейской системе. Если полученные вне сертификации документы  прямо или косвенно подтверждают соответствие продукции установленным  требованиям, то ОС может выдать поставщику сертификат соответствия на основании  этих документов и декларации о соответствии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

               КР.470200.080115.65.019-2013.ПЗ   КР.430300.080115.65


2.2 Анализ влияний международных  стандартов в российской системе  сертификации

Международная организация  по стандартизации (ИСО) и Международная  техническая комиссия (МЭК) разработали  международные стандарты. Основное назначение международных стандартов — это создание на международном  уровне единой методической основы для  разработки новых и совершенствования  действующих систем качества и их сертификации.

В России, в связи с переходом  к рыночной экономике, постоянно  идет процесс гармонизации отечественных  стандартов с европейскими и международными. Для некоторых групп продукции  эта гармонизация составляет почти 100%. В некоторых областях, которые  влияют на национальную безопасность России, отечественные стандарты  никогда не будут равны с международными, а сама сертификация будет оставаться закрытой (Приложение 4). В настоящее время Россия участвует в следующих международных системах сертификации:

- системе международной электротехнической комиссии (МЭК) по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности;

- системе сертификации легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств (ЕЭК ООН);

- системе сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов;

- систему сертификации изделий электронной техники МЭК;

- международной системе сертификации метрологического оборудования и приборов;

- соглашении о взаимном признании результатов испытаний импортируемых летательных аппаратов и сертификации отдельных деталей самолетов;

- международной морской организации при ООН (Конвенция по безопасности мореплавания);

 


2.3Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Информация о работе Сертификация во внешнеэкономической деятельности России