Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа
По состоянию на апрель 2013 года действует 19 технических регламентов и вступят в силу с 01.07.2013 ещё 3 технических регламента. Во многом задержка с принятием технических регламентов обусловлена сложностью процедуры согласования проекта технического регламента, который принимается, как правило, в статусе федерального закона. Большее внимание нужно уделить низкому качеству проектов технических регламентов, так как введение их в действие не оказывает реального влияния - ни на бизнес, ни на потребителей. Требования регламентов зачастую не соблюдаются, но ответственности за это никто не несет.
Цель работы:
- рассмотреть сущность стандартизации и сертификации;
- определить её экономическую составляющую;
- обобщить опыт работы.
Введение 3
1.1 Экономическая сущность сертификации и стандартизации 4
1.2 Механизм сертифицирования товаров 15
1.3 Современные проблемы сертификации и стандартизации 17
2.1 Анализ схем сертификации, применяемые в РФ 20
2.2 Анализ использования международных стандартов в российской системе сертификации 23
2.3 Анализ видов сертификатов для экспорта и импорта продукции 24
3.1 Перспективы развития российской системы сертификации 26
3.2 Разработка стратегии совершения системы сертификации и стандартизации в современных условиях РФ 29
Заключение 35
Список используемых источников 36
КР.470200.080115.65.019-2013.
Анализ видов сертификатов
для экспорта и импорта
В России действуют различные
виды сертификации, то есть системы
подтверждения качества. Если говорить
о видах сертификации, то прежде
всего нужно отметить систему
сертификации ГОСТ Р, так как вид
сертификации является наиболее востребованным.
Сертификация ГОСТ Р включает в себя
систему добровольной и обязательной
сертификации. По результатам проведения
испытаний и процедуры
Для проведения таможенного оформления в таможенные органы предоставляется оригинал сертификата соответствия или копия, заверенная органом, выдавшим сертификат. Данный сертификат необходим для предоставления в таможенные органы при проведении таможенного оформления импортируемых товаров на основании Закона РФ «О защите прав российских потребителей». Нормативными актами Государственного таможенного комитета и Госстандарта утвержден перечень товаров, требующих обязательного проведения сертификации.
Сертификат получает российское
лицо на партию товара, поступившую
по заключенному внешнеторговому контракту.
Сертификат соответствия выдает уполномоченный
для этого орган после
Экспорт России в январе-августе 2012 года составил 342,7 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2011 года увеличился на 3,7 %. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-августе 2012 года приходилось 85,3 %, на долю стран СНГ – 14,7 % (Приложение 1)
Импорт России в январе-августе 2012 года составил 200,4 млрд. долларов США и по сравнеИзм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
нию с январем-августом 2011 года увеличился на 2,6 %. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-августе 2012 года приходилось 87,0 %, на долю стран СНГ – 13,0 % (Приложение 2)
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-августе 2012 года приходилось 48,6 % российского товарооборота (в январе-августе 2011 года – 48,2 %). На страны СНГ в январе-августе 2012 года приходилось 14,1 % российского товарооборота (в январе-августе 2011 года – 15,3 %), на страны Таможенного союза – 7,0 % (7,6 %), на страны ЕврАзЭС – 7,3 % (7,8 %), на страны АТЭС – 24,3 % (23,7 %).
Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2012 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 57,8 млрд. долларов США (108,9 % к январю-августу 2011 года), Нидерланды – 55,6 млрд. долл. США (128,1 %), Германия – 48,8 млрд. долл. США (107,2 %), Италия – 27,9 млрд. долл. США (98,7 %), Турция – 22,5 млрд. долл. США (114,2 %), Япония – 20,1 млрд. долл. США (106,8 %), США – 19,0 млрд. долл. США (100,8 %), Польша – 18,0 млрд. долл. США (103,4 %), Республика Корея – 16,3 млрд. долл. США (100,8 %), Франция – 15,9 млрд. долл. США (79,6 %).
3Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
.1 Перспективы развития
российской системы
Объективные экономические
преимущества производства и реализации
сертифицированной продукции
По оценкам отечественных специалистов, в Российской Федерации сертифицируется в 6 -7 раз больше товаров, чем в остальном мире. При этом емкость рынка услуг по сертификации составляет 120-150 млн долларов в год.
Для российских предприятий
наиболее престижные зарубежные сертификаты
соответствия труднодоступны из-за высокой
стоимости процедуры
Российские же сертификаты соответствия гораздо более доступны, но мало результативны. Не секрет, что при постоянном увеличении объемов и расширении номенклатуры сертифицируемой продукции существенного улучшения ее качества не происходит.
В настоящее время, с одной стороны, выход товаропроизводителей на внешние рынки обусловлен наличием у них соответствующих сертификатов. С другой стороны, развитие сертификации позволяет в определенной степени защитить внутренний рынок и отдельных потребителей от проникновения на него импортной и отечественной продукции низкого качества.
Определенный интерес представляет анализ положения наиболее крупных участников рынка сертификационных услуг. По данным экспертов, безусловный лидер на этом рынке — компания «Ростест-Москва», которая контролирует примерно половину рынка и имеет около 30 терминалов на таможенных складах в Москве. Значительна доля рынка (чуть менее 30 %) принадлежит швейцарской фирме SGS, получающей за свои услуги около 40 Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
млн долларов в год. Около 5 % доходов на рынке сертификационных услуг получает компания «Тест-Петербург», контролирующая почти весь рынок Санкт-Петербурга. Различные НИИ и территориальные подразделения Госстандарта России охватывают примерно 4 % рынка, а мелкие частные компании — около 10 % рынка сертификационных услуг.
Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, сертификация в России постепенно становится неотъемлемой частью рыночного механизма, важным регулятором взаимоотношений участников рынка в вопросах качества и безопасности продукции, работ и услуг.
При правильной оценке возможных экономических преимуществ производства и реализации сертифицированной продукции сфера сертификации постепенно расширяется.
Комитет Торгово-промышленной
Палаты Российской Федерации по качеству
продукции совместно с
Дело в том, что в настоящий момент деятельность по стандартизации регламентируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и ВТО по техническим барьерам в торговле.
Федеральный закон «О техническом регулировании» недостаточно полно описывает понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, также не точно отражены такие аспекты, как приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. А Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле направлено в основном на содействия международной торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами и имеет ограниченную область применения. Также, согласно этому документу, на мноИзм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
гие важные сферы деятельности,
такие как, например, правительственные
закупки или вопросы
Кроме того, сфера применения стандартизации
существенно шире сферы технического
регулирования, что влечет за собой проблемы
в области национальной стандартизации.
Так, стандартизация
и сертификация в сфере охраны труда, здравоохранения
и ряда других важнейших социальных сфер
оказалась вне законодательного регулирования.
Для создания условий, необходимых эффективного функционирования и развития системы стандартизации в Российской Федерации, необходимо разработать Федеральный закон «О стандартизации». Федеральный закон «О стандартизации» должен помочь исключить существующие правовые пробелы в стандартизации, уделить должное внимание вопросам обеспечения национальной безопасности обороноспособности, обязательной социальной сферы, охраны труда, экологии и т.д. Таким образом удастся на государственном уровне восстановить положение и значение системы сертификации в России.
3.2 Разработка стратегии
совершения системы
Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукцИзм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
ии, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Сегодня изготовитель и его
торговый посредник, стремящиеся поднять
репутацию торговой марки, победить
в конкурентной борьбе, выйти на
мировой рынок, заинтересованы в
выполнении как обязательных, так
и рекомендуемых требований стандарта.
В этом смысле стандартизация является
частью современной
Наиболее распространенным
объектом стандартизации в настоящее
время является продукция, хотя сфера
услуг занимает значительное место
в мировой экономике. Эта область,
создающая благоприятные
Самыми крупными экспортерами услуг являются США и западноевропейские страны, однако азиатские страны (Китай, Таиланд) по ежегодному приросту экспорта услуг занимают первое место в мире (в основном за счет телекоммуникаций и передачи информации).
Что касается России, то этим видом деятельности ныне охвачено свыше 40% населения страны, а доля услуг составляет примерно 50% валового национального продукта. Благодаря возможностям электронной связи постоянно расширяются услуги по кредитованию под залог, страхованию, обмену валют, брокерским операциям и др.
В мировой практике стандартизация полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело.
Как объект стандартизации, услуга представляет определенную трудность, поскольку не все еИзм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
е характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг. Качество услуг подтверждается проверкой на соответствие установленным стандартам, показателям, требованиям для объявленного класса обслуживания. Стандартизация в сфере услуг — это, в первую очередь, способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии.
Известно, что работы по сертификации услуг начались в нашей стране в 1992 г. с выходом в свет Закона РФ «О защите прав потребителей». И тогда же Госстандарт России столкнулся с проблемой — отсутствием как соответствующих международных документов (в том числе правил и схем сертификации услуг), так и государственных стандартов, устанавливающих требования к безопасности и качеству сервиса. Тем не менее, на базе вскоре утвержденной Концепции стандартизации и сертификации в сфере услуг населению Госстандарт России совместно с рядом министерств, ведомств (Минтранс, Минторг, ГКФТ России, ЦНИИбыт) разработал и утвердил ряд основополагающих документов, с помощью которых было организовано проведение обязательной сертификации по шести видам однородных услуг (ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств; туристские услуги и услуги гостиниц; общественное питание; химчистка и крашение; перевозка пассажиров автомобильным транспортом), а также разработано более 30 систем добровольной сертификации (сертификация рекламного дела, автозаправочных станций, оценка недвижимости, фрахта, лоцманских организаций и др.).
Главными аспектами
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.470200.080115.65.019-2013.
Услуги классифицируются по четырем признакам: область распространения (население, производство; общество в целом), назначение (материальные; нематериальные или социально – культурные), характер потребления (индивидуальный; коллективный), условия предоставления (платные, льготные или бесплатные).
Информация о работе Сертификация во внешнеэкономической деятельности России