Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа
Объектом исследования в работе выступает таможенное дело. Предметом является система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Цель данной работы состоит в изучении современной системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели в работе решаются данные задачи:
рассмотреть понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТС);
рассмотреть перспективы применения, нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.
Введение 3
1. Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: понятие, содержание, методы и меры
1.1 Понятие, сущность и методы нетарифного регулирования 5
1.2 Нормативно правовая база и меры нетарифного регулирования в Таможенном союзе 8
2. Особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Тамрженного союза 16
2.1 Применение запретов и ограничений 16
2.2 Применение нетарифного регулирования 20
2.3 Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Оглавление
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) (ст. 1 ТК РФ).
Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ предполагает, в частности, соблюдение условий, составляющих содержание нетарифного регулирования ВЭД. Нетарифное регулирование есть метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Его применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими, так и политическими критериями. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.
Все страны мира в своей деятельности прибегают к нетарифному регулированию ВЭД. Государство не может стоять в стороне и полностью отказаться от контроля над массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить предметы, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д. Поэтому государством используются различные барьеры на пути ввоза-вывоза отдельных категорий товаров. Введение таких препятствий обусловливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования в работе выступает таможенное дело. Предметом является система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Цель данной работы состоит в
изучении современной системы
Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается сама система нетарифного регулирования ВЭД Таможенного союза, а именно ее понятие и содержание, вторая глава посвящена особенностям применения мер нетарифного регулирования ВЭД Таможенного союза.
В работе будут использованы нормативно-правовые акты в области нетарифного регулирования ВЭД в Таможенном союзе и РФ, работы Ларина Д.А., Коник Н.В и ряда иных авторов, а так же ресурсы Интернет.
В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:
А торговая политика России осуществляется посредством таможенного тарифного и нетарифного регулирования (см. табл. 1).
Таким образом, нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности это - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования1.
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
1. Введение временных
2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
3. Выполнение международных обязательств.
4. Введение исключительного
5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
6. Защита общественной морали и правопорядка.
7. Защита культурных ценностей.
8. Обеспечение национальной
Нетарифные меры государственного
регулирования внешнеэкономичес
Наиболее авторитетными
1. Меры прямого ограничения.
2. Таможенные и административные формальности.
3. Прочие нетарифные методы.
Таблица 1. - Методы государственного регулирования в России
Методы государственного регулирования в России3 | |
|
|
|
|
1.2 Нормативно-правовая база и меры нетарифного регулирования в Таможенном союзе
Основным международным
Также применение мер нетарифного регулирования ВЭД в Таможенном союзе регламентируется следующими правовыми актами:
- Решение Межгоссовета ЕврАзЭС
(высшего органа таможенного
- Решение Комиссии таможенного
союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г.
№ 132 "О едином нетарифном
регулировании таможенного
- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран
- Соглашение о правилах
- Соглашение о порядке введения
и применения мер,
- Единый перечень товаров, к
которым применяются запреты
или ограничения на ввоз или
вывоз государствами-
Также Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года.
Помимо названных соглашений, отдельную группу составляют меры технического регулирования4, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры. Эту сферу регулирования формируют следующие соглашения:
- Соглашение Таможенного союза о карантине растений;
- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза;
- Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам5.
Таким образом, приведенные выше правовые акты и обеспечивают современную правовую базу нетарифного регулирования в ТС.
Меры нетарифного регулирования 6- комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;
В соответствии с «Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, стремясь создать единую таможенную территорию государств и обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования таможенного союза, исходя из необходимости проведения согласованной внешнеторговой политики на принципах не дискриминации, гласности, взаимной выгоды и защиты национальных интересов, учитывая необходимость применения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, согласились о следующем:7
Количественные ограничения.
Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, описанных ниже.
В исключительных случаях могут устанавливаться:
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии.