Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в работе выступает таможенное дело. Предметом является система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Цель данной работы состоит в изучении современной системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели в работе решаются данные задачи:
рассмотреть понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТС);
рассмотреть перспективы применения, нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.

Содержание работы

Введение 3
1. Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: понятие, содержание, методы и меры
1.1 Понятие, сущность и методы нетарифного регулирования 5
1.2 Нормативно правовая база и меры нетарифного регулирования в Таможенном союзе 8
2. Особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Тамрженного союза 16
2.1 Применение запретов и ограничений 16
2.2 Применение нетарифного регулирования 20
2.3 Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Система нетарифного регулирования.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) (ст. 1 ТК РФ).

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ предполагает, в частности, соблюдение условий, составляющих содержание нетарифного регулирования ВЭД. Нетарифное регулирование есть метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Его применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими, так и политическими критериями. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

Все страны мира в своей деятельности прибегают к нетарифному регулированию ВЭД. Государство не может стоять в стороне и полностью отказаться от контроля над массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить предметы, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д. Поэтому государством используются различные барьеры на пути ввоза-вывоза отдельных категорий товаров. Введение таких препятствий обусловливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в работе выступает таможенное дело. Предметом является система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Цель данной работы состоит в  изучении современной системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели в работе решаются данные задачи:

  • рассмотреть понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • исследовать особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТС);
  • рассмотреть перспективы применения, нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается сама система нетарифного регулирования ВЭД Таможенного союза, а именно ее понятие и содержание, вторая глава посвящена особенностям применения мер нетарифного регулирования ВЭД Таможенного союза.

В работе будут использованы нормативно-правовые акты в области нетарифного регулирования ВЭД в Таможенном союзе и РФ, работы Ларина Д.А., Коник Н.В и ряда иных авторов, а так же ресурсы Интернет.

 

1.   Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: понятие, содержание, методы и меры

       1.1  Понятие, сущность и методы нетарифного регулирования

 

В Российской Федерации государственное  вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:

  • таможенными тарифами;
  • нетарифными ограничениями;
  • контингентированием и лицензированием внешнеэкономических операций;
  • налоговым законодательством;
  • системой международных договоров и соглашений;
  • кредитными мероприятиями;
  • формированием торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей;
  • контролем над использованием валютных поступлений для оплаты импорта;
  • формированием рационального (паритетного) курса рубля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т.д.

А торговая политика России осуществляется посредством таможенного тарифного и нетарифного регулирования (см. табл. 1).

Таким образом, нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности это - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования1.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных товаров, вызванных  необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного права  на экспорт или импорт отдельных  товаров.

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной безопасности.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. Для регулирования международной торговли особое значение приобретают классификации нетарифных мер, разработанные международными экономическими организациями ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД, ЕЭК ООН, МБРР, Международной торговой палатой и др.2 Указанные организации выполняют, помимо прочего, учетную функцию: они регистрируют каждую новую форму нетарифных ограничений, сведения о которой должны сообщать как страны, применяющие такие меры, так и страны, от них пострадавшие. Формирование такого банка данных нетарифных мер позволяет не только совершенствовать классификацию нетарифных мер, но и проводить мониторинг всех принимаемых мер внешнеторгового регулирования.

Наиболее авторитетными являются классификации ГАТТ-ВТО и ЮНКТАД. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения.

2. Таможенные и административные  формальности.

3. Прочие нетарифные методы.

Таблица 1. - Методы государственного  регулирования в России

 

Методы государственного регулирования в России3

    1. Таможенно-тарифные:

    1. Нетарифные методы:
  • экспортный тариф;
  • импортный тариф.
  • лицензирование
  • квотирование (экспортные, импортные квоты);
  • экспортный, валютный контроль;
  • защитные меры (антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины);
  • технические меры требования к качеству товара, их соответствие санитарным, фитосанитарным, ветеринарным требованиям, системам сертификации);

  1.2 Нормативно-правовая база и меры нетарифного регулирования в       Таможенном союзе

 

Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории Таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.

Также применение мер нетарифного  регулирования ВЭД в Таможенном союзе регламентируется следующими правовыми актами:

- Решение Межгоссовета ЕврАзЭС  (высшего органа таможенного союза)  от 27 ноября 2009 г. № 19 "О едином  нетарифном регулировании таможенного  союза  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации"

- Решение Комиссии таможенного  союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г.  № 132 "О едином нетарифном  регулировании таможенного союза   Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации"

- Соглашение о единых мерах  нетарифного регулирования в отношении третьих стран    

- Соглашение о правилах лицензирования  в сфере внешней торговли товарами       

- Соглашение о порядке введения  и применения мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами, на  единой таможенной территории в отношении третьих стран       

- Единый перечень товаров, к  которым применяются запреты  или ограничения на ввоз или  вывоз государствами-участниками  таможенного союза в рамках  Евразийского экономического сообщества  в торговле с третьими странами (см. прил. 1).

Также Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года.

Помимо названных соглашений, отдельную группу составляют меры технического регулирования4, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры. Эту сферу регулирования формируют следующие соглашения:

- Соглашение Таможенного союза о карантине растений;

- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;

- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза;

- Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам5.

Таким образом, приведенные выше правовые акты и обеспечивают современную  правовую базу нетарифного регулирования  в ТС.

Меры нетарифного регулирования 6- комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

В соответствии с «Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, стремясь создать единую таможенную территорию государств и обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования таможенного союза, исходя из необходимости проведения согласованной внешнеторговой политики на принципах не дискриминации, гласности, взаимной выгоды и защиты национальных интересов, учитывая необходимость применения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, согласились о следующем:7

  • В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования.
  • Порядок введения и применения, единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями.

Количественные ограничения.

Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, описанных ниже.

В исключительных случаях могут устанавливаться:

  1. запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка; 
  2. ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
  • сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
  • сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
  • снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. 

Информация о работе Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза