Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в работе выступает таможенное дело. Предметом является система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Цель данной работы состоит в изучении современной системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели в работе решаются данные задачи:
рассмотреть понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТС);
рассмотреть перспективы применения, нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.

Содержание работы

Введение 3
1. Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: понятие, содержание, методы и меры
1.1 Понятие, сущность и методы нетарифного регулирования 5
1.2 Нормативно правовая база и меры нетарифного регулирования в Таможенном союзе 8
2. Особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Тамрженного союза 16
2.1 Применение запретов и ограничений 16
2.2 Применение нетарифного регулирования 20
2.3 Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Система нетарифного регулирования.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе не дискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  • введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 
  • реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц  или муниципальное имущество, окружающую среду; 
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • выполнение международных обязательств.

 

  Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, предусмотренных выше, является лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Правила лицензирования определяются отдельным соглашением.8

Данным Соглашением предусматривается:

  • Единая инструкция об оформлении заявления о выдаче лицензии и оформлении такой лицензии;
  • Единая инструкция об оформлении проекта разрешения и оформлении такого разрешения;
  • Единая форма лицензий и разрешений.

Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий: 

  • процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;  
  • разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;
  • заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;
  • срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если эти меры:

  • необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;
  • применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
  • необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
  • связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;
  • необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
  • необходимы для выполнения международных обязательств;
  • необходимы для обеспечения обороны и безопасности;
  • необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

Меры, предусмотренные выше, не должны применяться, если способ их осуществления является средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, а также скрытого ограничения внешней торговли товарами.

Комиссия принимает решения о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования.

Комиссия рассматривает  предложение о введении мер нетарифного  регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат:

  • наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза (ЕТН ВЭД);
  • предлагаемые меры нетарифного регулирования:
  1. запрет экспорта;
  1. количественное ограничение экспорта и (или) импорта;
  2. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;
  3. лицензирование в сфере внешней торговли;
  4. наблюдение за экспортом и (или) импортом;
  • срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия мер);
  • обоснование необходимости введения мер нетарифного регулирования.

Предложение может быть представлено как по инициативе государств-членов ТС, так и Комиссии.

Решение о введении мер нетарифного регулирования принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты представления предложения. 

После принятия Комиссией решения о введении мер регулирования в отношении отдельного вида товара он включается Комиссией в единый перечень.9

Таким образом, в первой главе было приведено определение нетарифным мерам регулирования ВЭД, которое дается в Таможенном Кодексе Таможенного Союза. Были отражены нетарифные меры и методы регулирования ТС.

Были проанализированы нормативно-правовые документы, принятые в Таможенном Союзе относительно нетарифных методов регулирования  ВЭД. А именно документы регламентирующие виды нетарифных мер применяемых в Таможенном Союзе,  документы отражающие порядок принятия, введения и отмены,  нетарифных мер регулирования. 

 

 

  1. Особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

            2.1 Применение запретов и ограничений

 

Запреты и ограничения, представляющие собой нетарифные ограничения, основаны на национальных интересах, включающих:

1) соблюдение общественной морали и правопорядка;

  1.       охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  2.        сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;
  3.        защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
  4.        необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производстве и потребления;
  5.        обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
  6.        защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

8)       выполнение международных обязательств РФ.

Рассмотрим нетарифные ограничения, применяемые в области таможенного дела, подробнее.

Эмбарго представляет собой запрещение ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется в исключительных случаях как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По своей сути это завуалированный запрет на перемещение товаров. Цель такой меры — нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. И эмбарго, и таможенная блокада признаются международной практикой, однако, применяются крайне редко: при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.

Разрешительная система — порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение, выдаваемое компетентными органами (например, органами внутренних дел — на перемещение оружия)10.

Правовые основания запрещения ввоза в Россию и вывоза из РФ отдельных товаров и транспортных средств основаны на национальных интересах и включают: соображения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности и здоровья населения. Запрещение к перемещению через таможенную границу РФ отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться в страну и вывозиться из нее свободно, без каких бы то ни было ограничений. Законодателем не устанавливается единый перечень таких товаров в отдельном нормативном акте, они содержатся в разных источниках.

Запрещены к ввозу в Российскую Федерацию:

  • оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);11
  • радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;
  • драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;12
  • печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, прав собственности, в том числе интеллектуальной собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;
  • непроявленные фотопленки;
  • средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);
  • семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (с разрешения компетентных органов).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» на территорию РФ не могут ввозиться товары, которые не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, а также не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством России. Кроме того, запрещаются к ввозу в страну предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары13.

Запрещены к вывозу из Российской Федерации:

  • оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;
  • наркотические средства и психотропные вещества;14
  • радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;
  • драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;
  • представители флоры и фауны, занесённые в Красную книгу (рога оленей, сайгаков, маралов);
  • непроявленные фотопленки;
  • аннулированные ценные бумаги;
  • произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.15

Ввоз в РФ и вывоз из нее наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ осуществляются по лицензиям в пределах квот, устанавливаемых Правительством России. Основанием для выдачи лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю мор котиков при Министерстве здравоохранения РФ по форме, предусмотренной конвенциями ООН, участницей которых является Российская Федерация.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы России. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы России. Расходы, возникшие у лиц, перемещающих товары, в связи с соблюдением запретов и ограничений таможенными органами не возмещаются.

Санитарные меры, ветеринарные меры и карантин растений. 
В Таможенном союзе определен Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза16 и Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. Также утверждены и применяются Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции.17

Информация о работе Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза