Система ответственности за нарушение таможенных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, установленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и в соответствии с ним в законах субъектов РФ и состоящий в претерпевания лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий назначенных административных наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Нарушение таможенных правил и ответственность за их нарушение......…5
1.1.Нарушение таможенных правил как основание для привлечения к ответственности …………………………….………….5
1.2.Понятие ответственности за нарушения таможенных правил в таможенном праве ………………………………8
2. Ответственность за нарушение таможенных правил…………………….....12
2.1 Административная ответственность за нарушение таможенных правил………………………………………………12
2.2 Уголовная ответственность в таможенном праве…………………………17
2.3.Материальная и дисциплинарная ответственность в таможенном праве..21
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В качестве примера  рассмотрим норму ст. 16.5 КоАП РФ "Нарушение режима зоны таможенного контроля", предусматривающую ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа: 
- перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно; 
- перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно; 
- ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно. 
Перечень противоправных действий, предусмотренный диспозицией ст. 16.5 КоАП РФ, является исчерпывающим, следовательно, все остальные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают. 
Предназначение и порядок функционирования зоны таможенного контроля определены ст. 362 ТК РФ. 
Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, осуществляемая в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

В соответствии с п. 3 ст. 362 ТК ТС порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Однако данный федеральный орган не вправе устанавливать правила для создания и обозначения зон таможенного контроля, расположенных вдоль Государственной границы РФ, т.е. вдоль таможенной границы РФ. Такие зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено п. 4 ст. 362 ТК РФ, согласно которому: 
- производственная или иная коммерческая деятельность, перемещение товаров и транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах допускается только с разрешения таможенного органа и под их надзором, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами; 
- доступ в зону таможенного контроля к товарам и транспортным средствам, находящимся в ней, разрешается только с предварительного уведомления таможенных органов. 
Ответственность по ст. 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Такое разрешение выдается в соответствии со ст. 61 ТК ТС. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет. 
Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ, например лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанности получения такого разрешения. 
Нарушение диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ влечет за собой применение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 
В последние годы отмечается увеличение числа таможенных правонарушений. По линии административных расследований за 11 месяцев 2009 г. таможенными органами возбуждено более 82 тысяч дел об административных правонарушениях, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось и количество рассмотренных дел: более 77 тысяч (70,8 тысячи - в 2008 г.).

В связи с  этим борьба с административными  правонарушениями в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил) должна быть одним из важнейших направлений  в правоохранительной деятельности государства. Совершение таможенных правонарушений представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов РФ, в угрозе ее экономической безопасности. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны большого объема денежных средств. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы РФ, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Уголовная ответственность в таможенном праве.

           Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством. [12]Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений: 
1. Контрабанда (ст.188 УК);

Незаконный  экспорт технологий, научно-технической  информации и услуг, используемых при  создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК); 
3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК);

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК); 
5. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 193 УК); 
          Контрабанда. В соответствии с уголовным законодательством контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч.2 данной статьи (ч.1ст.188 УК). 
         Согласно ч.2 ст. 188 УК наказываются те же действия, совершенные в отношении: 
1. Наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;

2. Вооружение, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов;

3.Стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

 
Часть 3 ст.188 УК предусматривает, что наказываются перечисленные  выше деяния, совершенные неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного использования; с  применением насилия к лицу, существующему  таможенный контроль. 
          В ч.4 ст.188 УК указано, что наказываются перечисленные в трех предыдущих частях данной статьи деяния, совершенные организованной группой. 
        Санкции ст.188 УК предусматривают различные виды наказания: лишение свободы на срок до 5 лет (ч.1);лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.2);лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.3);лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (ч. 4). 
        Незаконный экспорт технологий, научно-технический информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК). 
        Обязательным признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектность является любое лицо, в т.ч. должностное. 
         Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК). 
         Закон РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. И Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996 г. Определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т.ч. в случаях их временного вывоза. 
         Временный вывоз культурных ценностей характеризуется обязательством их обратного ввоза в установленные сроки. Законом РФ 1993 г. Установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ. 
         Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). 
         Уголовная ответственность наступает за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. 
         Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере:1)находится за границей;2) не была по вине руководителя перечислена на счет уполномоченного банка РФ. 
         Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращенной из-за границы валюты. Примечание к ст.193 УК устанавливает, какую сумму считает крупной, если сумма превышает 1 0000 МРОТ. 
         Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК). 
         УК РФ определил 2 критерия уклонения от уплаты таможенных платежей: крупный размер и неоднократность уклонения. 
         Уклонение может выражаться в: 
- заявлении таможенным органом ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей; 
- предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей; 
- отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счете таможенных органов; 
- нарушение сроков платы таможенных платежей при реальной возможности их уплаты. 
          Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей означает, что виновный несколько раз уклонялся от уплаты платежей в крупном размере. При этом каждое уклонение представляло самостоятельное преступление, они не охватывались единым умыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Материальная  и дисциплинарная ответственность  в таможенном праве.

          Материальная ответственность в сфере государственной службы - это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовостановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих: 1) материальная ответственность по трудовому законодательству; 2) материальная ответственность по гражданскому законодательству; 3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения; 4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.  
            Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются: 1) наличие прямого действительного ущерба; 2) противоправность поведения (действия или бездействия) должностного лица; 3) причинная связь между поведением должностного лица и возникшим ущербом; 4) вина должностного лица. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственный служащий материальной ответственности.[14] 
            Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27.07. 2004 г. №79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 
Основные признаки дисциплинарной ответственности: 
- дисциплинарная ответственность - особый вид юридической ответственности; 
- для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя; 
- дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий; 
- состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий; 
- дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения; 
- урегулирована нормами административно-служебного права[4]. 
          Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, - достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).[15] 
          Дисциплина в таможенных органах. Важным компонентом успешной деятельности таможенных органов является соблюдение строгой дисциплины их сотрудниками. Правовой основой в этой сфере служит Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. Его положения распространяются на сотрудников таможенных органов. В Уставе определена сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов по укреплению дисциплины, порядок применения поощрений и наложение дисциплинарных взысканий. 
           Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФТС РФ, правилами внутреннего трудового распорядка в таможенных органах, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах. 
          Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции РФ и законодательства РФ, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личном ответственности сотрудников за экономическую безопасность РФ. 
          Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит. 
          Виды дисциплинарных взысканий сотрудника таможенных органов: 
1)замечание; 
2)выговор; 
3)строгий выговор; 
4)предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 
5)увольнение из таможенных органов.[6] 
          Таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. 
          Так на основании второй главы можно сделать заключение, что в соответствии с нарушением в области таможенного дела ответственность может быть: уголовной, административной, дисциплинарной и материальной. Если совершено преступление в сфере таможенного дела, наступает уголовная ответственность по Уголовному кодексу РФ, например за контрабанду. Если же субъект таможенного права нарушил таможенные правила не влекущие уголовной ответственности, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Третий вид ответственности за правонарушения в таможенной сфере - дисциплинарная и материальная. Этот вид ответственности может наступать в отношении специального субъекта таможенного права-сотрудника таможенных органов.

 

 

 

 

Заключение

        Государственное принуждение играет одну из ведущих ролей среди юридических гарантий обеспечения функционирования государственных структур. В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного и уголовного, дисциплинарного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц. 
        Проведенный автором настоящего исследования комплексный анализ ответственности в таможенном праве позволил сделать определенные выводы.  
         Во-первых, юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует охарактеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Ей присуще следующие основные признаки: 
1) является средством охраны правопорядка, средством осуществления государственной власти; 
2) нормативно определена и состоит в применении (реализации) санкций правовых норм; 
3) является последствием виновного антиобщественного деяния; 
4) сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния; 
5) связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (как морального, так и материального характера), которые он обязан претерпевать; 
6) реализуется в соответствующих процессуальных нормах. 
          Во-вторых, в теории права принято выделять четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и материальная (гражданская).  
         Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфере таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.  
         Административная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных проступков в сфере таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного взыскания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. 
           Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей. Материальная же ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. 
           Опыт применения Таможенного кодекса РФ позволяет выявить и обозначить целый ряд проблем, возникающих в правоприменительной деятельности: 
1)До настоящего времени нет надлежащего научного обеспечения правовой квалификации таможенных правонарушений. Следствием этого является нарушение норм материального и процессуального права 
2)Нестабильность не только таможенного законодательства, но и других отраслей права, которые регламентируют деятельность таможенных органов как в части борьбы с таможенными правонарушениями, так и по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью таможенных органов. Частые изменения ставок таможенных пошлин, вносимые правительством, взимание которых возложено на таможенные органы, безусловно, не стали стабилизирующим фактором, не говоря уже об изменениях нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. 
3)Принятие органами законодательной и исполнительной власти не проработанных в нужной степени нормативно-правовых актов, а также их противоречивый характер (в том числе и по отношению к действующему законодательству), приводит к тому, что при их применении нередко возникает коллизия норм права. Это порождает ситуацию, когда и участник внешнеэкономической деятельности и таможенный орган действуют на основании закона или иной нормы права и, полагая свои действия правомерными, попадают в конфликтную ситуацию, которая разрешается исключительно в судебном порядке.  
           Все это приводит к неурегулированности взаимоотношений сторон внешнеэкономической сделки, противоправности их действий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и, как следствие, - приводит к нарушению одной из сторон таможенных правил, с последующей юридической ответственностью.  
            В связи с этим автор разработал ряд предложений для совершенствования организационно-правового механизма привлечения юридических и физических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил: 
1) Необходимо выделить еще одну разновидность правонарушения - таможенное правонарушение. Так как некоторые виды ответственности дают основания для утверждения о наличии разновидности правонарушения, характерной только для таможенной деятельности; 
2) Гармонизация нормативно-правовых актов для устранения коллизий норм права; 
3) Установление стабильности в законодательстве РФ. 

Информация о работе Система ответственности за нарушение таможенных правил