Система преференций в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является предоставление льгот по уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара.
Задачами данной работы являются:
1) изучить сущность и назначение страны происхождения товаров;
2) определить роль страны происхождения товаров в создании условий
повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран;
3) оценить единую систему преференций Таможенного союза;
4) проанализировать динамику ввоза товаров из стран пользователей единой системы преференций;
5) выделить пути совершенствования единой системы преференций Таможенного союза.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Страна происхождения товаров в системе таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
1.1 Сущность и назначение страны происхождения товаров. Нормативно – правовая база………………………………………………………………………5
1.2 Место страны происхождения товаров в создании условий повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран…………………..11
2 Система преференций в Таможенном союзе………………………………...15
2.1 Единая система преференций в Таможенном союзе……………………15
2.2 Анализ импорта товаров из стран пользователей единой системы преференций……………………………………………………………………..23
2.3 Совершенствование единой системы преференций Таможенного союза……………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 172.43 Кб (Скачать файл)

В основном сертификаты  выдаются двух видов:

  1. Сертификат формы «А» - удостоверяет происхождение товаров из развивающихся или наименее развитых стран;
  2. Сертификат формы «СТ-1» - предоставляется при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза из стран СНГ.

Так же применяются специальные  сертификаты – сертификат из свободных  экономических зон:

  1. Одноразовые – выдаются на одну поставку;
  2. Генеральные – выдаются на один год.

Еще одним документом, подтверждающим страну происхождения  товара, является декларация о происхождении  товара. Она составляется в произвольной форме, при условии, что в ней  указаны все сведения, позволяющие  определить страну происхождения.

В качестве таких документов могут быть использованы:

- договор поставки;

- товаросопроводительные  документы;

- счет-фактура или счет  – проформа и другие [8].  

Страна происхождения  товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных Федеральным законом от 27.11.2010г. № 311 – ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенные органы осуществляют контроль правильности определения  страны происхождения товаров в  целях обеспечения соблюдения мер  таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования в случаях, когда  применение таких мер зависит  от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров. 

По результатам осуществления  контроля правильности определения  страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о  стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций  по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. 

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения  товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные  таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.  

При обнаружении до выпуска  товаров признаков, указывающих  на то, что заявленные сведения о  стране происхождения товаров, которые  влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования, могут быть недостоверными либо должным  образом не подтвержденными, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В рамках проведения дополнительной проверки таможенным органом могут быть запрошены дополнительные документы и сведения. Проведение дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии со статьей 63 Таможенного кодекса Таможенного союза.

 

1.2 Место страны происхождения  товаров в создании условий  повышения конкурентоспособности  товаров из развивающихся стран

 

В последние годы конкурентоспособность  стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически  ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности  одной из основных задач своей  экономической политики. Это относится  и к развивающимся странам.

В зависимости от страны происхождения в Таможенном союзе применяются разные ставки таможенных пошлин:

- беспошлинный ввоз  товаров;

- 75% от базовой ставки  таможенной пошлины;

- базовая ставка таможенной  пошлины.

При ввозе товаров из развивающихся стран предусмотрены  преференции, что существенно влияет на цену товара на рынке.

Рассматривая свою структуру  и деятельность, компании в настоящее  время обращают внимание на воздействие  изменений в налогообложении. Косвенные  налоги принимаются во внимание, но в меньшей мере. В то время как  таможенно-тарифная классификация  и классификация по странам происхождения  товаров влияют на ценовую конкурентоспособность, их влияние, в общем, является одинаковым для всех импортеров. Но с другой стороны, правила оценки таможенной стоимости могут привести к результатам, которые вовсе не являются одинаковыми для всех импортеров, и таким образом могут существенно повлиять на ценовую конкурентоспособность.

Следует отметить, что  на конкурентоспособность товара из определенной страны влияет и «имидж»  страны-производителя. Авторитет, который  заработала страна на мировом рынке, существенно определяет и конкурентоспособность товара. Например, многие товары из Китая не могут конкурировать с аналогичными товарами, поставляемыми из США (за исключением ценовой конкурентоспособности).

Сектор сырьевых товаров  является доминирующим в экономике  многих развивающихся стран с  точки зрения производства, занятости  и поступлений от экспорта. Международное  сообщество должно стремиться найти  пути и средства обеспечения лучшего  функционирования и большей транспарентности рынков сырьевых товаров, большей диверсификации сектора сырьевых товаров в развивающихся  странах в таких макроэкономических рамках, при которых учитывается  экономическая структура той  или иной страны, объем природных  богатств и рыночные возможности, а  также обеспечения лучшего управления природными ресурсами, при котором  учитываются потребности в области  устойчивого развития [15].

Поэтому всем странам следует  выполнять ранее принятые ими  на себя обязательства по прекращению  и обращению вспять протекционистских  тенденций, дальнейшему расширению доступа на рынки, особенно в областях, представляющих интерес для развивающихся  стран. Такое улучшение доступа  на рынки будет облегчаться проведением  соответствующей структурной перестройки  в развитых странах. Таким образом, настоятельно необходимо добиваться улучшения  условий в том, что касается доступа  сырьевых товаров на рынки, в частности  путем постепенного устранения барьеров, которые ограничивают импорт, особенно из развивающихся стран, сырьевых товаров  в первоначальном и обработанном виде, а также добиваться значительного и неуклонного сокращения числа тех видов поддержки, которые способствуют производству на неконкурентной основе, таких, как субсидии на цели производства и экспорта [16].

В отношении сырьевых товаров  развивающиеся страны должны проводить  в области политики следующие  мероприятия, согласующиеся с принципами рыночной эффективности:

- расширять переработку  и распределение продукции сектора  сырьевых товаров, совершенствовать  практические методы маркетинга, а также повышать конкурентоспособность  этого сектора;

- осуществлять диверсификацию  в целях уменьшения зависимости  от экспорта сырьевых товаров;

- отражать эффективное  и устойчивое использование факторов  производства в процессе определения  цен на сырьевые товары, в том  числе отражать издержки в  экологической и социальной областях, а также в области ресурсов.

Анализируя систему  преференций, следует отметить, что  в ее основе находится уровень  развития страны, ее экономическое  положение.

Экономический характер таможенно-тарифных мер проистекает, прежде всего, из заложенного  в основу их применения способа воздействия  на внешнеторговый оборот через прямое влияние на цены находящихся в  нем товаров. Создавая стоимостный  барьер на пути движения товаров к  потребителям путем применения к  товарам при их перемещении через  таможенную границу установленных  ставок таможенных пошлин, таможенно-тарифные меры тем самым повышают уровень  цен, влияют на конкурентоспособность  товаров, что, в свою очередь, сказывается  на уровне накопления капитала, темпах развития и нормах прибыли отдельных  отраслей производства.

Цены на импортные товары зависят от страны производителя. Цены на товары из развивающихся стран  на порядок ниже, чем цены на товары из развитых стран. Это обуславливается как различием в товарной структуре экспорта из развитых и развивающихся стран и качеством поставляемой продукции, так и предоставлением тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

В настоящее время пользователями схемы тарифных преференций Таможенного союза, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами [14].

Таким образом, применение единой системы преференций позволяет  создать более благоприятные  условия и повысить конкурентоспособность  товаров из развивающихся стран. Кроме того, единая система преференций  положительно влияет на развитие экономических  отношений России и других стран-участниц Таможенного союза с развивающимися странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННОМ  СОЮЗЕ

 

2.1 Единая система преференций Таможенного союза

 

В рамках ЮНКТАД разработана  система преференций, которая закладывается в основу Единой системы преференций. Основной фактор концепции Общей системы преференций - правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила, только на товары, определяемые национальным законодательством страны.

Как известно, преференции  представляют собой предоставление льготных условий в какой-либо сфере  деятельности. Цель их введения - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических  связей, эффективная торговая политика, выполнение международных обязательств. Льготы при обложении товара в  таможенной и налоговой сферах широко используются для воздействия на развитие экономики, ее структурную  перестройку, для создания экономической  и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией [10].

Финансовый смысл таможенных преференций состоит в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом  отношении торгового партнера и  усилении протекционизма по отношению  к другим участникам международной  торговли. Таким образом, преференция  означает привилегию для отдельно взятого  государства - участника внешней  торговли с низким уровнем развития экономики.

В соответствии с Общей системой преференций, каждая страна разрабатывает Единую систему тарифных преференций, в рамках Таможенного союза – Единая система преференций Таможенного союза.

К элементам Единой системы преференций Таможенного союза относятся:

1) группы стран-пользователей единой системы преференций;

2) система уровней ставок ввозных таможенных пошлин;

3) критерии и правила переработки товаров;

4) декларация и сертификаты страны происхождения товаров;

5) принципы построения  единой системы преференций;

6) технология определения  страны происхождения товаров.

Таможенные преференции  предоставляются в отношении  товаров, происходящих из стран: государств-участников СНГ, стран ЕврАзЭС, из стран, с которыми подписано двухстороннее соглашение, развивающихся и наименее развитых стран, из региона или части страны.

Перечни стран-пользователей Единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией.

В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным  банком как страны с высоким уровнем  дохода.

Группы стран-пользователей  тарифными преференциями, в свою очередь, подразделяются на несколько категорий:

1) наименее развитые страны - по классификации ООН, к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения – 700 долл. в год и ниже. В настоящее время в эту группу стран входят ряд государств Азии, Тропической Африки и Латинской Америки;

2) развивающиеся страны - наиболее многочисленную группу представляют развивающиеся страны, которые условно можно разбить на четыре подгруппы. К первой относятся страны Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК): Алжир, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак и др. Ко второй – так называемые новые индустриальные страны (НИС), которые достигли высоких темпов экономического развития и экспорта: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд и др. К третьей, самой большой группе, можно отнести страны со средним уровнем развития: некоторые страны Азии, Латинской Америки и Северной Африки. В настоящее время Россия применяет преференциальный режим ввоза товаров в отношении 106 развивающихся стран, из которых некоторые опережают по уровню развития национальной экономики не только наименее развитые страны, но и государства СНГ, в том числе и Россию;

Информация о работе Система преференций в Таможенном союзе