Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Целью данной работы является предоставление льгот по уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара.
Задачами данной работы являются:
1) изучить сущность и назначение страны происхождения товаров;
2) определить роль страны происхождения товаров в создании условий
повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран;
3) оценить единую систему преференций Таможенного союза;
4) проанализировать динамику ввоза товаров из стран пользователей единой системы преференций;
5) выделить пути совершенствования единой системы преференций Таможенного союза.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Страна происхождения товаров в системе таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
1.1 Сущность и назначение страны происхождения товаров. Нормативно – правовая база………………………………………………………………………5
1.2 Место страны происхождения товаров в создании условий повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран…………………..11
2 Система преференций в Таможенном союзе………………………………...15
2.1 Единая система преференций в Таможенном союзе……………………15
2.2 Анализ импорта товаров из стран пользователей единой системы преференций……………………………………………………………………..23
2.3 Совершенствование единой системы преференций Таможенного союза……………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..
3) страны СНГ - особой группой стран-пользователей единой системы преференций является образованное в 1991 году Содружество Независимых Государств (11 государств-участников);
4) страны Таможенного Союза - одним из важнейших путей организационного укрепления внешнеторговой политики России является заключение Таможенного союза с рядом стран СНГ. Данная интегрированная организация заключила Договор об учреждении Евразийской экономической комиссии, цель которой – создание совместного организационно-правового механизма в формировании международной организации;
5) страны двухсторонних Соглашений - примерами может служить развитие применения таможенных преференций между Россией и Белоруссией, а также некоторые страны Центральной и Восточной Европы, которые находятся в режиме присоединения к экономическим союзам, не пользующихся тарифными преференциями;
6) часть или регионы страны, из которых товары ввозятся на единую таможенную территорию Таможенного союза - в данном структурном элементе в качестве одной из групп-пользователей единой системы преференций является не страна, а часть или регион страны, а именно свободные экономические зоны России.
В соответствии с законодательством Таможенного союза применяются следующие уровни ввозных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.
Согласно Решению Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18.
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли.
Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - участник Таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство - участник Таможенного союза вносит в Комиссию Таможенного союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - участников Таможенного союза.
Льгота применяется государством - участником Таможенного союза в случае согласия Комиссии Таможенного союза с предложенным механизмом контроля за использованием ввозимых товаров.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой единой системы преференций таможенного союза (приложение 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 130-2), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми предусматривается режим наиболее благоприятствуемой нации.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой Единой системы тарифных преференций Таможенного союза (приложение 3 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009г. N 130-3) не применяются ввозные таможенные пошлины.
Преференциальный режим, предоставляется для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей схемой Единой системой тарифных преференций Таможенного союза, предусмотренных в приложение 4 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии наличия товара в списке преференциальных товаров, непосредственной закупки таких товаров в этих странах, прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции и наличие сертификата формы «А».
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Отдельными преимуществами
в области таможенного дела пользуются
индивидуальные субъекты, обладающие
особой правосубъектностью. Так, беженцы
и вынужденные переселенцы, равно
как и лица, переселяющиеся в Россию
на постоянное место жительства из
иностранных государств, могут ввозить
товары, бывшие в употреблении и
приобретенные ими до въезда на территорию
Российской Федерации, без ограничения
общей стоимости и независимо
от веса товара. Иностранные физические
лица полностью освобождаются от
таможенных платежей в отношении
товаров и транспортных средств,
временно ввозимых ими на территорию
Российской Федерации и предназначенных
исключительно для личного
В Российской Федерации существует система тарифных преференций, а именно не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории какого-либо из этих государств (Приказ ГТК России № 1539 от 25 декабря 2003 года). Для таможенного оформления товаров, происходящих из этих стран, требуется сертификат происхождения формы «СТ-1». На основании сертификата происхождения «СТ-1» в декларации на товары производится условное начисление ввозной таможенной пошлины.
Стоит отметить, что республике
Казахстан можно применять в
течение переходного периода
ставки ввозных таможенных пошлин,
отличные от ставок Единого таможенного
тарифа Таможенного союза в
Важное место в создании Единой системы преференций Таможенного союза занимает формирование принципов, то есть основополагающих правил этого процесса. Систему принципов предоставления тарифных преференций можно условно разделить на 7 групп:
1) обязательное выполнение
условий международных
2) не взаимный характер преференций;
3) не дискриминационный
характер преференций (
4) периодичность пересмотра
единой системы преференций (
5) применение режима наиболее
благоприятствуемой нации (
6) чувствительность
7) прозрачности, прогнозируемости
- принцип основан на том, что
таможенная деятельность
Таким образом, система принципов применения Единой системы тарифных преференций Таможенного союза, с одной стороны, учитывает методологию национальной системы тарифных преференций, а с другой стороны, показывает, что предоставление тарифных преференций как важного элемента внешнеторговой политики Таможенного союза осуществляется в соответствии и в рамках общепринятых международных норм и практики. Как видно из представленных элементов Единой системы преференций страна происхождения товара является одним из главных составляющих единой системы преференций. Для предоставления тарифных преференций необходима декларация о происхождении товара или сертификат страны происхождения.
Отсюда можно сделать вывод, что страна происхождения товара является одним из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится к преференциальным товарам, то без определения страны происхождения товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций. Страна происхождения товара лежит в основе единой системы преференций Таможенного союза. Из представленного видно, что принципиальных отличий между национальной системы преференций Российской Федерации и единой системой тарифных преференций Таможенного союза нет. Существенных изменений в Единую систему преференций, по сравнению с национальной системой преференций Российской Федерации, не внесли. Общая система преференций лежит в основе обеих систем.
2.2 Анализ импорта товаров из стран пользователей единой системой преференций
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного Союза № 130 от 27.11.2009г. «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» в зависимости от страны происхождения товарам могут предоставляться тарифные преференции. Основываясь на статистических данных по импорту товаров, можно провести анализ динамики ввоза товаров из стран-пользователей единой системой преференций Таможенного союза.
Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации по странам в 2009 – 2010 гг. (в фактически действовавших ценах; млн. долларов США)
Январь-август 2009г |
Январь-август 2010г |
Темпы роста,% | ||||
оборот |
импорт |
оборот |
импорт |
оборот |
импорт | |
Весь Мир |
321300,3 |
114858,5 |
440473,4 |
157411,1 |
137,1 |
137 |
ЕС |
162018,8 |
51486,8 |
217847,1 |
65166,4 |
134,5 |
126,6 |
АВСТРИЯ |
2517,2 |
1431,8 |
2371,2 |
1679 |
94,2 |
117,3 |
БЕЛЬГИЯ |
4135,3 |
1728,6 |
5893,1 |
2238,8 |
142,5 |
129,5 |
БОЛГАРИЯ |
1999,4 |
294,3 |
3029 |
383,2 |
151,5 |
130,2 |
ВЕНГРИЯ |
4390,6 |
1801,5 |
5842,9 |
2282,6 |
133,1 |
126,7 |
ГЕРМАНИЯ |
26911,5 |
14518,7 |
36141,1 |
18185,3 |
134,3 |
125,3 |
ГРЕЦИЯ |
1570,7 |
244,6 |
2565,8 |
312,9 |
163,3 |
127,9 |
ДАНИЯ |
2216,5 |
891,4 |
2533,1 |
1214,1 |
114,3 |
136,2 |
ИРЛАНДИЯ |
626,6 |
493,5 |
829,5 |
717,3 |
132,4 |
145,3 |
ИСПАНИЯ |
3670,3 |
1558,3 |
4942,4 |
2034,3 |
134,7 |
130,5 |
ИТАЛИЯ |
22847,8 |
5371 |
26831 |
6681,2 |
117,4 |
124,4 |
КИПР |
540,5 |
20,7 |
1362,5 |
22,2 |
252,1 |
107 |
ЛАТВИЯ |
3373,8 |
276,5 |
4926,4 |
470 |
146 |
169,9 |
ЛИТВА |
2876,6 |
625,8 |
2983,6 |
634 |
103,7 |
101,3 |
ЛЮКСЕМБУРГ |
95,8 |
93,3 |
91,3 |
88,8 |
95,2 |
95,2 |
МАЛЬТА |
320,7 |
4 |
952,7 |
8,6 |
297,1 |
215,8 |
НИДЕРЛАНДЫ |
27562,1 |
2525,6 |
42090,4 |
2989,6 |
152,7 |
118,4 |
ПОЛЬША |
11185,5 |
2874,8 |
14895,6 |
3984,7 |
133,2 |
138,6 |
ПОРТУГАЛИЯ |
264,1 |
174,5 |
412,8 |
248,5 |
156,3 |
142,4 |
РУМЫНИЯ |
1628,6 |
593,4 |
2414,3 |
938,8 |
148,2 |
158,2 |
СЛОВАКИЯ |
3399,9 |
1392,7 |
5111,1 |
1761,8 |
150,3 |
126,5 |
СЛОВЕНИЯ |
546,3 |
502 |
820,4 |
737,6 |
150,2 |
146,9 |
СОЕД.КОРОЛЕВСТВО |
9118,1 |
2394,6 |
11163,7 |
3041,8 |
122,4 |
127 |
ФИНЛЯНДИЯ |
9193,4 |
2767,3 |
11383,3 |
3125,8 |
123,8 |
113 |
ФРАНЦИЯ |
11561,9 |
5382 |
15880,4 |
6856,8 |
137,4 |
127,4 |
ЧЕШСКАЯ РЕСП. |
4712,3 |
1599,1 |
5968,1 |
2000,2 |
126,6 |
125,1 |
ШВЕЦИЯ |
3483,2 |
1396,4 |
4639,6 |
1887,9 |
133,2 |
135,2 |
ЭСТОНИЯ |
1017,4 |
277,9 |
1458,8 |
348,7 |
143,4 |
125,5 |
АТЭС |
66462,5 |
35684,7 |
102543,8 |
53852,1 |
154,3 |
150,9 |
АВСТРАЛИЯ |
456,4 |
427,4 |
569,2 |
529,5 |
124,7 |
123,9 |
ВЬЕТНАМ |
1159,1 |
498,4 |
1577,2 |
773,5 |
136,1 |
155,2 |
ГОНКОНГ |
388,5 |
25,3 |
692,5 |
44,1 |
178,2 |
174,4 |
ИНДОНЕЗИЯ |
668 |
463,1 |
1453,9 |
674,6 |
217,7 |
145,7 |
КАНАДА |
1300,6 |
860,2 |
1667,3 |
966,6 |
128,2 |
112,4 |
КИТАЙ |
26701,4 |
15191,1 |
41764,4 |
27252 |
156,4 |
179,4 |
КОРЕЯ, РЕСП. |
7057,7 |
3326 |
12629,4 |
4988,5 |
178,9 |
150 |
МАЛАЙЗИЯ |
1170 |
780 |
1146,3 |
865,4 |
98 |
111 |
МЕКСИКА |
413,8 |
184,3 |
487,8 |
285,2 |
117,9 |
154,7 |
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ |
99,1 |
95,6 |
184,7 |
107 |
186,4 |
111,9 |
ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ |
4,8 |
3,3 |
5,1 |
5 |
105,1 |
152,5 |
ПЕРУ |
132,1 |
19,8 |
214,1 |
46,3 |
162,1 |
233,4 |
СИНГАПУР |
1462,8 |
595,4 |
1947,2 |
241,3 |
133,1 |
40,5 |
США |
12565,9 |
6300,3 |
16617,9 |
7569,2 |
132,2 |
120,1 |
ТАИЛАНД |
875,6 |
639,2 |
2141,6 |
951,3 |
244,6 |
148,8 |
ТАЙВАНЬ (КИТАЙ) |
1157,4 |
609,5 |
2416,9 |
1059,3 |
208,8 |
173,8 |
ФИЛИППИНЫ |
318,3 |
111,1 |
638,6 |
209,6 |
200,6 |
188,7 |
ЧИЛИ |
217,5 |
207,8 |
275,5 |
254,1 |
126,7 |
122,3 |
ЯПОНИЯ |
10313,4 |
5346,8 |
16114,5 |
7029,7 |
156,2 |
131,5 |
СНГ |
46965,7 |
14808,2 |
60659 |
21770,7 |
129,2 |
147 |
ЕВРАЗЭС |
28820,5 |
8226,7 |
31464,3 |
11274,7 |
109,2 |
137,1 |
АЗЕРБАЙДЖАН |
1262,9 |
167,4 |
1189,8 |
215,1 |
94,2 |
128,5 |
АРМЕНИЯ |
493,5 |
75,8 |
601 |
99,7 |
121,8 |
131,6 |
БЕЛАРУСЬ |
16480,8 |
4723,8 |
19438,8 |
7018,7 |
117,9 |
148,6 |
ГРУЗИЯ |
173,6 |
23,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
КАЗАХСТАН |
9090,5 |
2548,5 |
7926,3 |
2662,5 |
87,2 |
104,5 |
КИРГИЗИЯ |
928,4 |
281,9 |
989,4 |
295,9 |
106,6 |
105 |
МОЛДОВА, РЕСП. |
645,9 |
218,7 |
1013,6 |
266,2 |
156,9 |
121,8 |
ТАДЖИКИСТАН |
542,2 |
139,7 |
636,7 |
151,7 |
117,4 |
108,6 |
ТУРКМЕНИЯ |
825,6 |
31,1 |
644,3 |
88 |
78 |
283,5 |
УЗБЕКИСТАН |
1778,7 |
532,8 |
2473,1 |
1145,9 |
139 |
215,1 |
УКРАИНА |
14743,6 |
6065,3 |
25746 |
9827 |
174,6 |
162 |
АРГЕНТИНА |
878,9 |
797,8 |
780,9 |
651,3 |
88,8 |
81,6 |
БРАЗИЛИЯ |
3115,8 |
2589,2 |
4370,6 |
3095,2 |
140,3 |
119,5 |
ВИРГИН.ОСТР., БРИТ. |
53 |
0 |
73,8 |
2,5 |
139,2 |
12129 |
ЕГИПЕТ |
1442,6 |
170,4 |
1934,1 |
222,8 |
134,1 |
130,7 |
ИЗРАИЛЬ |
1251,6 |
472,5 |
1968,3 |
576 |
157,3 |
121,9 |
ИНДИЯ |
5110,7 |
1038,3 |
6126,9 |
1507,7 |
119,9 |
145,2 |
ИРАН, ИСЛАМ.РЕСП. |
2170,6 |
148,9 |
2442,1 |
170,7 |
112,5 |
114,7 |
КУБА |
191,1 |
65,2 |
227,2 |
50,8 |
118,9 |
77,8 |
МОНГОЛИЯ |
478,3 |
30,7 |
734,7 |
52,7 |
153,6 |
171,9 |
НОРВЕГИЯ |
1395,1 |
784,1 |
1496,7 |
987,5 |
107,3 |
125,9 |
ТУРЦИЯ |
13623,1 |
2185,2 |
17875,2 |
3248,8 |
131,2 |
148,7 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
5588,7 |
1298 |
7923,3 |
1614,1 |
141,8 |
124,4 |
ЮЖНАЯ АФРИКА |
288,6 |
229,3 |
386,6 |
349,7 |
134 |
152,5 |
ГРУЗИЯ (вне СНГ) |
23,5 |
0,3 |
187,9 |
32,3 |
799,4 |
12561,4 |
Прочие страны |
10241,9 |
3068,9 |
12895,2 |
4059,8 |
125,9 |
132,3 |