Система преференций в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является предоставление льгот по уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара.
Задачами данной работы являются:
1) изучить сущность и назначение страны происхождения товаров;
2) определить роль страны происхождения товаров в создании условий
повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран;
3) оценить единую систему преференций Таможенного союза;
4) проанализировать динамику ввоза товаров из стран пользователей единой системы преференций;
5) выделить пути совершенствования единой системы преференций Таможенного союза.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Страна происхождения товаров в системе таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
1.1 Сущность и назначение страны происхождения товаров. Нормативно – правовая база………………………………………………………………………5
1.2 Место страны происхождения товаров в создании условий повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран…………………..11
2 Система преференций в Таможенном союзе………………………………...15
2.1 Единая система преференций в Таможенном союзе……………………15
2.2 Анализ импорта товаров из стран пользователей единой системы преференций……………………………………………………………………..23
2.3 Совершенствование единой системы преференций Таможенного союза……………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 172.43 Кб (Скачать файл)

3) страны СНГ - особой группой стран-пользователей единой системы преференций является образованное в 1991 году Содружество Независимых Государств (11 государств-участников);

4) страны Таможенного Союза - одним из важнейших путей организационного укрепления внешнеторговой политики России является заключение Таможенного союза с рядом стран СНГ. Данная интегрированная организация заключила Договор об учреждении Евразийской экономической комиссии, цель которой – создание совместного организационно-правового механизма в формировании международной организации;

5) страны двухсторонних  Соглашений - примерами может служить развитие применения таможенных преференций между Россией и Белоруссией, а также некоторые страны Центральной и Восточной Европы, которые находятся в режиме присоединения к экономическим союзам, не пользующихся тарифными преференциями;

6) часть или регионы страны, из которых товары ввозятся на единую таможенную территорию Таможенного союза - в данном структурном элементе в качестве одной из групп-пользователей единой системы преференций является не страна, а часть или регион страны, а именно свободные экономические зоны России.

В соответствии с законодательством Таможенного союза применяются следующие уровни ввозных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Согласно Решению Комиссии Таможенного Союза  от 27.11.2009г. № 130  «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли.

Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - участник Таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство - участник Таможенного союза вносит в Комиссию Таможенного союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - участников Таможенного союза.

Льгота применяется государством - участником Таможенного союза в случае согласия Комиссии Таможенного союза с предложенным механизмом контроля за использованием ввозимых товаров.

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой единой системы преференций таможенного союза (приложение 2 Решения Комиссии Таможенного союза  от 27.11.2009г. № 130-2), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми предусматривается режим наиболее благоприятствуемой нации.

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного  союза и происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой Единой системы тарифных преференций Таможенного союза (приложение 3 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009г. N 130-3) не применяются ввозные таможенные пошлины.

Преференциальный режим, предоставляется для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей схемой Единой системой тарифных преференций Таможенного союза, предусмотренных в приложение 4 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Тарифные преференции  в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются  только при условии наличия товара в списке преференциальных товаров, непосредственной закупки таких товаров в этих странах, прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции и наличие сертификата формы «А».

Товар рассматривается как  непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного  в установленном порядке в  качестве субъекта предпринимательской  деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается  поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую  распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через  территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через  территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических  причин, при условии, что товары в  странах транзита, в том числе  при их временном складировании  на территории этих стран, находятся  под таможенным контролем.

Отдельными преимуществами в области таможенного дела пользуются индивидуальные субъекты, обладающие особой правосубъектностью. Так, беженцы  и вынужденные переселенцы, равно  как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить  товары, бывшие в употреблении и  приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации, без ограничения  общей стоимости и независимо от веса товара. Иностранные физические лица полностью освобождаются от таможенных платежей в отношении  товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию Российской Федерации и предназначенных  исключительно для личного пользования  в этот период.

В Российской Федерации существует система тарифных преференций, а  именно не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской  Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории какого-либо из этих государств (Приказ ГТК России № 1539 от 25 декабря 2003 года). Для таможенного оформления товаров, происходящих из этих стран, требуется сертификат происхождения формы «СТ-1». На основании сертификата происхождения «СТ-1» в декларации на товары производится условное начисление ввозной таможенной пошлины.

Стоит отметить, что республике Казахстан можно применять в  течение переходного периода  ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного  тарифа Таможенного союза в соответствии с Перечнем товаров и ставок, в  отношении которых в течение  переходного периода одним из государств – участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (приложение 5 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009г. N 130), утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18.

Важное место в создании Единой системы преференций Таможенного союза занимает формирование принципов, то есть основополагающих правил этого процесса. Систему принципов предоставления тарифных преференций можно условно разделить на 7 групп:

1) обязательное выполнение  условий международных соглашений (тарифные преференции предоставляются  развивающимся и наименее развитым  странам, а также государствам-участникам  СНГ при одновременном выполнении  ряда условий, связанных с наличием  подтверждающих документов по  происхождению товара, закупке товара  и отгрузке товара из стран-пользователей  единой системы преференций Таможенного  союза);

2) не взаимный характер  преференций;

3) не дискриминационный  характер преференций (преференциальный  режим должен предоставляться  вне зависимости от нюансов  внешнеторговой политики на текущий  момент);

4) периодичность пересмотра  единой системы преференций (связан  с временной характеристикой  действия единой системы преференций  Таможенного союза. Зависит от  изменений внутренней и внешнеэкономической  среды. Единая система преференций  Таможенного союза в настоящее  время пересматривается один  раз в пять лет);

5) применение режима наиболее  благоприятствуемой нации (является  одним из важнейших принципов  при определении страны происхождения  товаров. В статье 3 Закона РФ  «О таможенном тарифе» говорится,  что в отношении товаров, происходящих  из стран, торгово-политические  отношения с которыми не предусматривают  режим наиболее благоприятствуемой  нации, ставки ввозных таможенных  пошлин Единого таможенного тарифа  Таможенного союза, увеличиваются  вдвое, за исключением случаев  предоставления тарифных преференций  на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации;

6) чувствительность преференциальных  товаров - этот принцип включает  в себя использование факторов, групп и критериев чувствительности  товаров при определении страны  происхождения товаров;

7) прозрачности, прогнозируемости - принцип основан на том, что  таможенная деятельность должна  быть прозрачной и предсказуемой,  а также нейтральной в ходе  перераспределения преференций  в отношении различных наименее  развитых, развивающихся или конкурентоспособных  стран, имеющих с Россией режим  наиболее благоприятствуемой нации.

Таким образом, система принципов применения Единой системы тарифных преференций Таможенного союза, с одной стороны, учитывает методологию национальной системы тарифных преференций, а с другой стороны, показывает, что предоставление тарифных преференций как важного элемента внешнеторговой политики Таможенного союза осуществляется в соответствии и в рамках общепринятых международных норм и практики. Как видно из представленных элементов Единой системы преференций страна происхождения товара является одним из главных составляющих единой системы преференций. Для предоставления тарифных преференций необходима декларация о происхождении товара или сертификат страны происхождения.

Отсюда можно сделать  вывод, что страна происхождения  товара является одним из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится  к преференциальным товарам, то без  определения страны происхождения  товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций. Страна происхождения товара лежит  в основе единой системы преференций  Таможенного союза. Из представленного  видно, что принципиальных отличий  между национальной системы преференций  Российской Федерации и единой системой тарифных преференций Таможенного союза нет. Существенных изменений в Единую систему преференций, по сравнению с национальной системой преференций Российской Федерации, не внесли. Общая система преференций лежит в основе обеих систем.

 

2.2 Анализ импорта товаров из стран пользователей единой системой преференций

 

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного Союза № 130 от 27.11.2009г. «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» в зависимости от страны происхождения товарам могут предоставляться тарифные преференции. Основываясь на статистических данных по импорту товаров, можно провести анализ динамики ввоза товаров из стран-пользователей единой системой преференций Таможенного союза.

Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации по странам  в 2009 – 2010 гг. (в фактически действовавших  ценах; млн. долларов США)

 

Январь-август 2009г

Январь-август 2010г

Темпы роста,%

 

оборот

импорт

оборот

импорт

оборот

импорт

Весь Мир

321300,3

114858,5

440473,4

157411,1

137,1

137

ЕС

162018,8

51486,8

217847,1

65166,4

134,5

126,6

АВСТРИЯ

2517,2

1431,8

2371,2

1679

94,2

117,3

БЕЛЬГИЯ

4135,3

1728,6

5893,1

2238,8

142,5

129,5

БОЛГАРИЯ

1999,4

294,3

3029

383,2

151,5

130,2

ВЕНГРИЯ

4390,6

1801,5

5842,9

2282,6

133,1

126,7

ГЕРМАНИЯ

26911,5

14518,7

36141,1

18185,3

134,3

125,3

ГРЕЦИЯ

1570,7

244,6

2565,8

312,9

163,3

127,9

ДАНИЯ

2216,5

891,4

2533,1

1214,1

114,3

136,2

ИРЛАНДИЯ

626,6

493,5

829,5

717,3

132,4

145,3

ИСПАНИЯ

3670,3

1558,3

4942,4

2034,3

134,7

130,5

ИТАЛИЯ

22847,8

5371

26831

6681,2

117,4

124,4

КИПР

540,5

20,7

1362,5

22,2

252,1

107

ЛАТВИЯ

3373,8

276,5

4926,4

470

146

169,9

ЛИТВА

2876,6

625,8

2983,6

634

103,7

101,3

ЛЮКСЕМБУРГ

95,8

93,3

91,3

88,8

95,2

95,2

МАЛЬТА

320,7

4

952,7

8,6

297,1

215,8

НИДЕРЛАНДЫ

27562,1

2525,6

42090,4

2989,6

152,7

118,4

ПОЛЬША

11185,5

2874,8

14895,6

3984,7

133,2

138,6

ПОРТУГАЛИЯ

264,1

174,5

412,8

248,5

156,3

142,4

РУМЫНИЯ

1628,6

593,4

2414,3

938,8

148,2

158,2

СЛОВАКИЯ

3399,9

1392,7

5111,1

1761,8

150,3

126,5

СЛОВЕНИЯ

546,3

502

820,4

737,6

150,2

146,9

СОЕД.КОРОЛЕВСТВО

9118,1

2394,6

11163,7

3041,8

122,4

127

ФИНЛЯНДИЯ

9193,4

2767,3

11383,3

3125,8

123,8

113

ФРАНЦИЯ

11561,9

5382

15880,4

6856,8

137,4

127,4

ЧЕШСКАЯ РЕСП.

4712,3

1599,1

5968,1

2000,2

126,6

125,1

ШВЕЦИЯ

3483,2

1396,4

4639,6

1887,9

133,2

135,2

ЭСТОНИЯ

1017,4

277,9

1458,8

348,7

143,4

125,5

АТЭС

66462,5

35684,7

102543,8

53852,1

154,3

150,9

АВСТРАЛИЯ

456,4

427,4

569,2

529,5

124,7

123,9

ВЬЕТНАМ

1159,1

498,4

1577,2

773,5

136,1

155,2

ГОНКОНГ

388,5

25,3

692,5

44,1

178,2

174,4

ИНДОНЕЗИЯ

668

463,1

1453,9

674,6

217,7

145,7

КАНАДА

1300,6

860,2

1667,3

966,6

128,2

112,4

КИТАЙ

26701,4

15191,1

41764,4

27252

156,4

179,4

КОРЕЯ, РЕСП.

7057,7

3326

12629,4

4988,5

178,9

150

МАЛАЙЗИЯ

1170

780

1146,3

865,4

98

111

МЕКСИКА

413,8

184,3

487,8

285,2

117,9

154,7

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

99,1

95,6

184,7

107

186,4

111,9

ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ

4,8

3,3

5,1

5

105,1

152,5

ПЕРУ

132,1

19,8

214,1

46,3

162,1

233,4

СИНГАПУР

1462,8

595,4

1947,2

241,3

133,1

40,5

США

12565,9

6300,3

16617,9

7569,2

132,2

120,1

ТАИЛАНД

875,6

639,2

2141,6

951,3

244,6

148,8

ТАЙВАНЬ (КИТАЙ)

1157,4

609,5

2416,9

1059,3

208,8

173,8

ФИЛИППИНЫ

318,3

111,1

638,6

209,6

200,6

188,7

ЧИЛИ

217,5

207,8

275,5

254,1

126,7

122,3

ЯПОНИЯ

10313,4

5346,8

16114,5

7029,7

156,2

131,5

СНГ

46965,7

14808,2

60659

21770,7

129,2

147

ЕВРАЗЭС

28820,5

8226,7

31464,3

11274,7

109,2

137,1

АЗЕРБАЙДЖАН

1262,9

167,4

1189,8

215,1

94,2

128,5

АРМЕНИЯ

493,5

75,8

601

99,7

121,8

131,6

БЕЛАРУСЬ

16480,8

4723,8

19438,8

7018,7

117,9

148,6

ГРУЗИЯ

173,6

23,4

0

0

0

0

КАЗАХСТАН

9090,5

2548,5

7926,3

2662,5

87,2

104,5

КИРГИЗИЯ

928,4

281,9

989,4

295,9

106,6

105

МОЛДОВА, РЕСП.

645,9

218,7

1013,6

266,2

156,9

121,8

ТАДЖИКИСТАН

542,2

139,7

636,7

151,7

117,4

108,6

ТУРКМЕНИЯ

825,6

31,1

644,3

88

78

283,5

УЗБЕКИСТАН

1778,7

532,8

2473,1

1145,9

139

215,1

УКРАИНА

14743,6

6065,3

25746

9827

174,6

162

АРГЕНТИНА

878,9

797,8

780,9

651,3

88,8

81,6

БРАЗИЛИЯ

3115,8

2589,2

4370,6

3095,2

140,3

119,5

ВИРГИН.ОСТР., БРИТ.

53

0

73,8

2,5

139,2

12129

ЕГИПЕТ

1442,6

170,4

1934,1

222,8

134,1

130,7

ИЗРАИЛЬ

1251,6

472,5

1968,3

576

157,3

121,9

ИНДИЯ

5110,7

1038,3

6126,9

1507,7

119,9

145,2

ИРАН, ИСЛАМ.РЕСП.

2170,6

148,9

2442,1

170,7

112,5

114,7

КУБА

191,1

65,2

227,2

50,8

118,9

77,8

МОНГОЛИЯ

478,3

30,7

734,7

52,7

153,6

171,9

НОРВЕГИЯ

1395,1

784,1

1496,7

987,5

107,3

125,9

ТУРЦИЯ

13623,1

2185,2

17875,2

3248,8

131,2

148,7

ШВЕЙЦАРИЯ

5588,7

1298

7923,3

1614,1

141,8

124,4

ЮЖНАЯ АФРИКА

288,6

229,3

386,6

349,7

134

152,5

ГРУЗИЯ (вне СНГ)

23,5

0,3

187,9

32,3

799,4

12561,4

Прочие страны

10241,9

3068,9

12895,2

4059,8

125,9

132,3

Информация о работе Система преференций в Таможенном союзе