Реферат: Система таможенно
- банковского валютного контроля.
План
Введение.
1. Нормативная и правовая
база таможенно – банковского
валютного контроля
2. Система таможенно –
банковского валютного контроля.
3. Валютный контроль как
важная функция выполняемая российской
таможенной службой.
4. Нарушения валютного
и таможенного законодательства
Заключение.
Литература
Введение.
Эффективное функционирование
национальной экономики в системе
мирохозяйственных связей предполагает
выработку каждой страной собственной
валютной политики.
По своей сущности
валютная политика – это совокупность
определенных принципов, направлений
и мероприятий, определяемых государством
в сфере международных валютных
отношений.
Реализация на практике
валютной политики России направлена
на:
– укрепление валютно-финансового
механизма, повышение платежеспособности
и кредитоспособности России;
– привлечение на
выгодных для России условиях
иностранных инвестиций и противодействие
нежелательной, с позиции России,
утечки за границу отечественного
и иностранного капитала;
– укрепление национальной
валюты – российского рубля,
создание условий для конвертируемости
российского рубля, поддержание
стабильности его курса, превращение
российского рубля в единственное
законное платежное средство
на территории России и недопущение
развития "доллоризации" экономики
России.
На основе валютной
политики государство определяет
свое отношение к валютному
регулированию.
Валютное регулирование
– это, с одной стороны, процесс,
а с другой – порядок государственного
управления валютной сферой в
экономике.
Осуществляя валютное
регулирование, государство регламентирует
систему международных расчетов,
выполняемых российскими участниками,
и устанавливает сферу и порядок
проведения валютных операций; порядок
формирования и использования
валютного резерва страны; порядок
создания и использования валютных
фондов, хозяйствующих субъектов
(предприятий, организаций, фирм
и т.д.); сферу и порядок осуществления
валютного контроля.
В условиях перехода
экономики страны на рыночные
отношения и в непростой обстановке
реализации необратимых рыночных
реформ в том числе и во
внешней торговле качественно
меняется роль, место и функции
российской таможенной службы.
В период 1993-1996 гг. в
связи с приданием таможенным
органам Российской Федерации
статуса, необходимого для осуществления
валютного контроля, ГТК России
было установлено, что реализация
новых функций отнесена к числу
первоочередных задач, характеризующих
внешнюю составляющую таможенной
экономической деятельности.
Валютный контроль
является механизмом административного
надзора со стороны государства
за соблюдением правил и норм
валютного регулирования.
В соответствии с
таможенным законодательством одной
из функций таможенных органов
является осуществление валютного
контроля, т.е. контроля за соблюдением
установленных правил и порядка
проведения валютных операций.
Нормативная и правовая
база
таможенно – банковского
валютного контроля
Правовой основой для
осуществления таможенными органами
Российской Федерации таможенно
– банковского валютного контроля
при перемещении товаров через
таможенную границу Российской
Федерации являются Таможенный
кодекс Российской Федерации
(раздел 6, гл.29. ст. 198-201), а также Закон
Российской Федераций "О валютном
регулировании и валютном контроле"
(от 09.10.92г.).
Статья 198 Таможенного
кодекса Российской Федерации
определяет Государственный таможенный
комитет в качестве органа
валютного контроля, а таможенные
органы – в качестве агентов
валютного контроля, подотчетных
ГТК России.
Возложение на российское
таможенное ведомство обязанностей
осуществлять таможенно – банковский
валютный контроль является вполне
логично поскольку таможенные
органы осуществляют таможенное
оформление и контроль товаров,
перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации
на основании представления участниками
внешнеэкономических связей на таможнях
Грузовых таможенных деклараций (ГТД)
как первичных контрольных документов.
В отсутствии государственной
концепции построения и развития
валютного контроля ГТК России
совместно с Банком России
определили, методически проработали
и реализовали основные этапы
построения системы таможенно
– банковского валютного контроля.
В период 1994-1996 гг. были
разработаны и введены в действие:
- инструкция о порядке
осуществления валютного контроля
за поступлением в Российскую
Федерацию валютной выручки от
экспорта товаров (№30 от 26.07.95г.);
- инструкция о порядке
осуществления валютного контроля
за обоснованностью платежей
в иностранной валюте за импортируемые
товары (№19 от 12.10.93г.)
В целях повышения
эффективности указанных технологий
валютного контроля и уменьшения
экономических потерь государства
при исполнении участниками внешнеэкономической
деятельности товарообменных операций
с ноября 1996 г. введено государственное
регулирование внешнеторговых бартерных
сделок ( указ Президента Российской
Федерации от 18.08.96 №1209 "О государственном
регулировании внешнеторговых бартерных
сделок"; положение об осуществлении
контроля и учета внешнеторговых
бартерных сделок, предусматривающих
перемещение товаров через таможенную
границу Российской Федерации
от 27.05.97 №1315).
Система таможенно
– банковского валютного контроля
Первым реальным шагом
по осуществлению валютного контроля
в России в условиях особого
внимания к экспорту, ориентированному
на сырьевые товары как основному
источнику поступления валютных
ресурсов, стало введение технологии
таможенно – банковского валютного
контроля за поступлением валютной
выручки от экспорта товаров.
С 1994 г. валютный
контроль как направление работы
таможенной службы получил реальное
воплощение в рамках созданной
ГТК России совместно с Банком
России автоматизированной системы
таможенно – банковского валютного
контроля за валютными операциями,
осуществляемыми в процессе внешнеторговой
деятельности российскими лицами.
При этом значение таможенных
органов в организации этой
системы трудно переоценить, поскольку
сама технология контроля реализована
на основе информационного и
технологического потенциала ГТК
России.
Большую роль таможенно
– банковский валютный контроль
играет в создании основ будущей
глобальной системы валютного
контроля Российской Федерации,
которая для обеспечения экономической
безопасности государства в период
становления рыночных отношений
должна охватить все виды валютных
операций. Значимость участия таможенных
органов в создании системы
валютного контроля в стране
была отмечена на заседании
Коллегии ГТК России 31 января 1997г.,
на которой осуществление валютного
контроля было признано одним
из приоритетных направлений
деятельности таможенных органов
в 1997г.
Технологическая схема
валютного контроля основана
на возможностях уполномоченных
банков и таможенных органов,
осуществляющих функции агентов
валютного контроля в период
таможенного оформления товаров и проведения
банковских операций с дальнейшим сопоставлением
и анализом этих двух информационных потоков
в рамках автоматизированной информационной
системы.
При появлении позитивных
тенденций в развитии экономики
государства можно прогнозировать
использование указанной информационной
системы не только в качестве
составной части системы административного
контроля, но и в первую очередь
в целях получения достоверных
данных, характеризующих результаты
происходящих в стране макроэкономических
процессов.
В связи с расширением
сферы действия и, как следствие,
увеличением объема контролируемых
внешнеторговых и банковских
операций валютный контроль как
система мер непрерывно развивается.
Так за период с 1994 по 1996 гг.
(11 месяцев) количество уполномоченных
банков и их филиалов, участвующих
в реализации технологии контроля,
возросло с 3400 до 8625, а контролируемый
объем экспортных операций возрос
с 36,3 до 56,3 млрд. долл. США. В табл.1
приводятся данные, отражающие динамику
развития показателей рассматриваемого
направления валютного контроля.
Таблица 1
Наименование показателя
Значение показателя по годам,
млрд. долл. США
1994-й 1995-й 1996-й (11 месяцев)
Объем экспортных операций,
охваченных системой валютного
контроля 36,3 57,1 56,3
Сумма поступлений
валютных средств 34,8 51,8 33,3
Сумма валютной выручки:
-подлежащая зачислению в уполномоченные
банки в соответствии с требованиями
валютного законодательства 36,1 56,8 32,8
-не поступившая в предусмотренные
валютным законодательством сроки
1,3 5,0 1,7
Валютный контроль, осуществляемый
таможенными органами в торговом
обороте, включает в себя несколько
этапов:
– предварительный
контроль документов, представляемых
при таможенном оформлении товаров;
– автоматизированный
контроль полноты и сроков
расчетов за выполненные поставки
товаров;
– целевые проверки
участников внешнеэкономической
деятельности по фактам возможных
нарушений таможенных правил, связанных
с непоступлением в установленном
порядке валютной выручки от
экспорта товаров.
В системе таможенно
– банковского валютного контроля
наиболее отлажен как организационно,
так и методологически действующий
с 1 января 1994г. контроль за
поступлением в страну валютной
выручки от экспорта товаров.
Анализ данных таможенной
статистики внешней торговли
и информации, полученной в результате
действия системы валютного контроля,
показывает, что под контролем
находится основная часть экспортных
операций. Показатель охвата таможенно
– банковской системой валютного контроля
указанных операций возрос с 73% в 1995 г.
до 81,7% в 1996 г.
С 1 января 1996 г. введена
в действие система контроля
за обоснованностью платежей
в иностранной валюте за импортируемые
товары. Данные о произведенных
платежах по импортным контрактам
в ходе погашения их товарными
поставками приведены в табл.2
(по состоянию на декабрь 1996г.)
Доля контролируемых
операций (на общую сумму 14,5 млрд.
долл. США) в общем объеме поставок
из-за рубежа (на сумму 23,1 млрд.
долл. США) за шесть месяцев
1996 г. с учетом данных таможенной
статистики составляет 62,7%.
Таблица 2
Наименование показателя
Значение показателя, млрд. долл. США
Общая сумма осуществленных
платежей, 20,2
в том числе авансовых
13,6
Общая сумма платежей:
- подлежащих погашению поставками
товаров в установленные сроки
5,6
из них не погашенных
в установленные сроки 1,2
Для установления случаев
нарушений законодательства используется
окончательная проверка данных
автоматизированной системы. В
настоящее время проведение проверок
в рамках системы таможенно
– банковского валютного контроля
по фактам незачисления валютной
выручки осуществляется таможенными
органами, а в случае необходимости
проверки обоснованности валютных
платежей – федеральной службой
России по валютному и экспортному
контролю (ВЭК России).
С 1994 г. таможенными
органами проведено более 57 тыс.
проверок информации о незачислении
в установленном порядке на
счета в уполномоченных банках
экспортной валютной выручки,
в ходе которых выявлено более
111 тыс. случаев нарушений установленного
порядка зачисления экспортной
валютной выручки на сумму
более 7,7 млрд. долл. США.
В связи с тем,
что зачисление валютной выручки
от экспорта товаров является
обязательным требованием таможенного
режима экспорта товаров, незачисление
валютных средств в российские
уполномоченные банки представляет
собой нарушение не только
валютного, но и таможенного
законодательства. За все время
действия системы валютного контроля
заведено 20,8 тыс. дел о нарушениях
таможенных правил, на участников
внешнеэкономической деятельности
наложено штрафных санкций на
сумму 3286,3 млн. руб.
Анализ действующей
системы валютного контроля позволил
выявить некоторые положительные
тенденции, которые дают основания
говорить о росте ее эффективности.
При этом наиболее показательным
является наблюдаемое стабильное
ежемесячное снижение уровня
непоступления валютной выручки
на 0,2%.