Система таможенно-банковского валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

По своей сущности валютная политика – это совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений.
Реализация на практике валютной политики России направлена на:
– укрепление валютно-финансового механизма, повышение платежеспособности и кредитоспособности России;
– привлечение на выгодных для России условиях иностранных инвестиций и противодействие нежелательной, с позиции России, утечки за границу отечественного и иностранного капитала;
– укрепление национальной валюты – российского рубля, создание условий для конвертируемости российского рубля, поддержание стабильности его курса, превращение российского рубля в единственное законное платежное средство на территории России и недопущение развития "доллоризации" экономики России.

Содержание работы

Введение.
1. Нормативная и правовая база таможенно – банковского валютного контроля
2. Система таможенно – банковского валютного контроля.
3. Валютный контроль как важная функция выполняемая российской таможенной службой.
4. Нарушения валютного и таможенного законодательства
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

 Организация валютного  контроля, в области контроля  за перемещением через таможенную  границу валюты, ценных бумаг,  иных валютных ценностей в  1998г. проводилась по следующим  основным направлениям:

1. Перемещение через границу  Российской Федерации драгоценных  металлов и драгоценных камней.

1.1. Установлено требование  осуществления таможенного оформления  необработанных природных алмазов  и бриллиантов, аффинированного  золота и серебра исключительно  на специализированных таможенных  постах.

1.2. Принято участие в  подготовке проекта указа Президента  Российской Федерации "О порядке  ввоза на территорию Российской  Федерации и вывоза с территории  Российской Федерации драгоценных  металлов и драгоценных камней".

1.3. ГТК России совместно  с Центральным Банком Российской  Федерации подготовлено и введено  в действие положение "Об  особенностях таможенно – банковского  контроля за экспортом кредитными  организациями аффинированного  золота и серебра" (приказ ГТК  России от 27 мая 1998г. №348). Данное  положение устанавливает особенности  оформления паспортов сделок  при экспорте слитков и регулирует  вопросы обмена информацией о  ввозе слитков между Банком  России и ГТК России.

 На постоянной основе  через отдел специальной информации  ГТК России осуществляет учет  экспорта драгоценных металлов  Внешторгбанком и Банком России, а также контроль за поступлением  валютной выручки от их продаж.

2. Перемещение через границу  Российской Федерации иностранной  валюты.

 С 1 января 1998г. введена  в действие система персонифицированного  учета таможенными органами перемещения  через границу Российской Федерации  физическими лицами крупных сумм  наличной иностранной валюты.

 За период январь  – сентябрь 1998г. физическими лицами  ввезено в Российскую Федерацию  наличной иностранной валюты  на сумму 1657,4 млн. долл. США,  вывезено наличной иностранной  валюты на сумму 8201,51 млн. долл. США. В процентном отношении  вывозимые суммы наличной иностранной  валюты характеризуются показателями  приведенными в табл. 3

 

 Таблица 3

 До 2 тыс. 2-5 тыс. 5-10 тыс. 10-50 тыс. Свыше 50 тыс.

 Количество случаев  31% 20% 30% 17% 2%

 Сумма в % от общего  объема 1% 5% 14% 23% 57%

 

 Значительное количество (около 30%) граждан, выезжающих  из России, вывозит валюту суммами,  не превышающими 2 – 2,5 тыс. долл. США, что составляет от 1 до 2% от  общего объема вывозимой валюты. Данные суммы, в основном, носят  накопительный характер и вывозятся  для личного использования во время пребывания за границей в период отпуска, туристических либо частных поездок.

 В части, касающейся  вывоза крупных сумм валюты, необходимо  отметить, что около 2% выезжающих  граждан вывозят иностранную  валюту в сумме, свыше 50000 долл. США. Данные суммы явно превышают  личные потребности физического  лица, в связи, с чем существует  вероятность их использования  для коммерческой деятельности  и не исключен их криминальный  характер.

 Учитывая, что ограничение  вывоза наличной иностранной  валюты может быть введено  только законодательным актом,  активизировано решение данного  вопроса в рамках проводимой  работы по внесению изменений  и дополнений в Закон Российской  Федерации "О валютном регулировании  и валютном контроле". Подготовлены  замечания и предложения к  проекту изменений в данный  закон.

 В настоящее время  в целях совершенствования действующего  порядка подготовлена новая редакция  положения, устанавливающего порядок  перемещения наличной иностранной  валюты уполномоченными банками  и иными юридическими лицами.

 

 Валютный контроль  как важная функция

 выполняемая российской  таможенной службой

 В результате поспешной  либерализации внешнеэкономической  деятельности радикально ухудшилась  структура экспорта. Россия превратилась  в крупнейшего экспортера капиталов.  Ушедшие за границу российские  средства в свободно конвертируемой  валюте за последние годы составляют  по различным оценкам 100-120 млрд. долл. США. Эта проблема не может  быть решена только экономическими  методами. Принципиальное значение  имеет проблема возврата валютной  выручки. Задача совершенствования  валютного контроля остается  актуальнейшей в ближайшие годы. На данный момент это одна  из наиболее важных задач Российской  таможенной службы.

 Введение в 1992 г.  Закона Российской Федерации  "О валютном регулировании  и валютном контроле" впервые  декларировало само понятие "валютный  контроль". В нем была определена  цель валютного контроля –  обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций, а также сформулированы  основные направления валютного  контроля:

- определение соответствия  проводимых валютных операций  действующему законодательству  и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения  резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, а  также обязательств по продаже  иностранной валюты на внутреннем  рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности  платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и  объективности учета и отчетности  по валютным операциям, а также  по операциям нерезидентов в  валюте Российской Федерации.

 В соответствии с  особенностями экономического развития  различных стран существовали  достаточно серьезные различия  при определении форм и методов  валютного контроля. Кроме того, значительные расхождения наблюдались  в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных  ограничений. Тем не менее на  определенном этапе развития  валютный контроль во многих  странах служил одним из важнейших  элементов экономической политики, обеспечивая стабильность и поэтапность  рыночных реформ, сохранение валютных  ресурсов государства на стадии  переходного периода. 

 Валютный контроль  использовался абсолютным большинством  государств в критические для  их экономики периоды в целях  защиты финансовой самостоятельности,  стабильности их денежной системы,  укрепления курса национальной  валюты, мобилизации валютных резервов.

 В настоящее время  валютный контроль, выполнив свои  функции, отменен в большинстве  развитых государств. Однако он  активно используется развивающимися  государствами и странами переходных  экономик.

 Несомненно, при дальнейшем  улучшении экономического состояния  в России, как и в других  государствах, система валютного  контроля будет меняться в  силу смягчения административных  мер со стороны государства  и постепенной отмены валютных  ограничений.

 Тем не менее необходимо  отметить, что даже в случае  формальной отмены валютного  контроля, статистическое наблюдение  за процессами, происходящими при  движении капиталов и валютных  ценностей все же остается  важной задачей, и для ее  решения часто используются механизмы,  ранее использовавшиеся в валютном  контроле.

 Введение эффективного  валютного контроля на современном  этапе требует не реализации  отдельных элементов контроля, а  создания глобальной системы,  охватывающей все сферы валютных  правоотношений между резидентами  и нерезидентами. Контролем должны  быть охвачены все виды валютных  операций, в том числе операции  с национальной валютой. При  этом особое внимание должно  быть уделено:

- валютным операциям,  связанным с осуществлением внешнеторговой  деятельности резидентов;

- операциям резидентов  по предоставлению и погашению  кредитов;

- инвестиционной деятельности  резидентов и вопросам контроля  инвестиций в российскую экономику;

- валютным операциям,  связанным с предоставлением  и оплатой услуг;

- операциям по перемещению  через границу валютных ценностей,  валюты Российской Федерации,  ценных бумаг в валюте Российской  Федерации;

- валютообменным операциям.

 Таким образом, существует  спектр первоочередных задач  валютного контроля, и предпочтительно  одновременное введение контрольных  мер, во избежание “перетекания”  нарушений из одного направления  деятельности в другое по мере  введения отдельных элементов  системы контроля - необходим комплексный  подход к организации системы  валютного контроля с привлечением  всех компетентных органов.

 Система валютного  контроля по экспорту уже дала  свои ощутимые результаты. Утечка  валюты снизилась до 4% от суммы  сделок, что примерно соответствует  мировым показателям в этой  области. По данным МВЭС России, только за один год с момента  введения таможенно - банковского  валютного контроля при увеличении  экспорта стратегически важных  сырьевых товаров на 8% валютные  поступления в российские банки  увеличились на 60%.

 На основании данных  системы валютного контроля за  поступлением валютной выручки  от экспорта товаров, за 1994-1996 гг. таможенные органы провели  14 851 проверку участников внешнеэкономической  деятельности. Выявлено 26 604 случая  незачисления валютной выручки  на транзитные счета в уполномоченных  банках в установленные сроки  на общую сумму 1021,6 млн. долларов. По данным фактам было заведено 5 762 дела о нарушениях таможенных  правил на сумму 1021,1 млн. долларов (сумма штрафов составила 607,9 млрд. рублей)1.

 

 Возможно, при улучшении  экономического положения в стране  изменится правовая база, определяющая  валютные отношения в России, что повлечет и соответствующие  изменения в сторону смягчения  административных мер со стороны  государства, в том числе при  организации валютного контроля  в России. Можно предположить, что,  по мере интеграции РФ в  мировое хозяйство будут предприниматься  меры по ослаблению валютного  контроля и переходу на валютный  мониторинг.

 

 Нарушения валютного  и таможенного

 законодательства

 Необходимость введения  валютного контроля в России  обусловлена тем, что в последние  годы сложилась ситуация, когда  актуальной стала проблем массовых  нарушений действующего законодательства, в том числе валютного.

1.Объективная сторона  правонарушения, предусмотренного  статьей 273 ТК России, выражается  в проведении операций с товарами  и транспортными средствами, изменении  их состояния, пользовании и  распоряжении ими не в соответствии  с их таможенным режимом.

 По статье 273 ТК России  наступает ответственность не  только за проведение операций  с товарами и транспортными  средствами, пользование и распоряжение  ими не в соответствии с  их таможенным режимом, но и  за несоблюдение иных ограничений,  требований и условий таможенного  режима.

1.1. Большие затруднения  в правоприменительной практике  вызывает квалификация по статье 273 ТК России действий лиц в  случае невыполнения требований  таможенного режима экспорта  об обязательном зачислении в  установленном порядке на счета  в уполномоченных банках всей  валютной выручки от экспорта  товаров.

1.2. Отчуждение товара, помещенного  под таможенный режим временного  ввоза, свидетельствует о распоряжении  им не в соответствии с одним  из условий таможенного режима, предполагающим лишь пользование  товаром на таможенной территории  с последующим обязательным вывозом  в установленные сроки, в связи  с чем такого рода действия  подпадают под признаки нарушения  таможенных правил, предусмотренного  статьей 273 ТК России.

1.3. По статье 273 ТК России  подлежат квалификации и факты  так называемого лжеэкспорта,  поскольку в данном случае  имеет место использование режима  в иных, против законодательно  предназначенных, целях. Согласно  статьям 97, 99 ТК России заявленные  в таможенном режиме экспорта  товары подлежат вывозу за  пределы таможенной территории  Российской Федерации. Исходя  из положений части 5 статьи 192 ТК России, такого рода товар  находится под таможенным контролем,  чем обуславливается необходимость  принятия по данному факту  предусмотренных законодательством  мер со стороны таможенных  органов. Необходимо также учитывать,  что в действиях лжеэкспортеров  могут усматриваться признаки  налоговых правонарушений.

 С целью пресечения  попыток нарушений валютного  законодательства, проводятся проверки  участников ВЭД. Проверка коммерческой  и финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, объединений и организаций,  независимо от форм собственности,  предполагает анализ валютных, экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций  данных участников. Что позволит  выявить состояние его отношений  с иностранными партнерами, нарушения  валютного и таможенного законодательства  или негативные тенденции в  этой сфере деятельности, и при  необходимости соответствующим  органам, принять в установленном  порядке своевременные меры в  отношении участников ВЭД.

Информация о работе Система таможенно-банковского валютного контроля