Организация валютного
контроля, в области контроля
за перемещением через таможенную
границу валюты, ценных бумаг,
иных валютных ценностей в
1998г. проводилась по следующим
основным направлениям:
1. Перемещение через границу
Российской Федерации драгоценных
металлов и драгоценных камней.
1.1. Установлено требование
осуществления таможенного оформления
необработанных природных алмазов
и бриллиантов, аффинированного
золота и серебра исключительно
на специализированных таможенных
постах.
1.2. Принято участие в
подготовке проекта указа Президента
Российской Федерации "О порядке
ввоза на территорию Российской
Федерации и вывоза с территории
Российской Федерации драгоценных
металлов и драгоценных камней".
1.3. ГТК России совместно
с Центральным Банком Российской
Федерации подготовлено и введено
в действие положение "Об
особенностях таможенно – банковского
контроля за экспортом кредитными
организациями аффинированного
золота и серебра" (приказ ГТК
России от 27 мая 1998г. №348). Данное
положение устанавливает особенности
оформления паспортов сделок
при экспорте слитков и регулирует
вопросы обмена информацией о
ввозе слитков между Банком
России и ГТК России.
На постоянной основе
через отдел специальной информации
ГТК России осуществляет учет
экспорта драгоценных металлов
Внешторгбанком и Банком России,
а также контроль за поступлением
валютной выручки от их продаж.
2. Перемещение через границу
Российской Федерации иностранной
валюты.
С 1 января 1998г. введена
в действие система персонифицированного
учета таможенными органами перемещения
через границу Российской Федерации
физическими лицами крупных сумм
наличной иностранной валюты.
За период январь
– сентябрь 1998г. физическими лицами
ввезено в Российскую Федерацию
наличной иностранной валюты
на сумму 1657,4 млн. долл. США,
вывезено наличной иностранной
валюты на сумму 8201,51 млн. долл.
США. В процентном отношении
вывозимые суммы наличной иностранной
валюты характеризуются показателями
приведенными в табл. 3
Таблица 3
До 2 тыс. 2-5 тыс. 5-10 тыс. 10-50
тыс. Свыше 50 тыс.
Количество случаев
31% 20% 30% 17% 2%
Сумма в % от общего
объема 1% 5% 14% 23% 57%
Значительное количество
(около 30%) граждан, выезжающих
из России, вывозит валюту суммами,
не превышающими 2 – 2,5 тыс. долл.
США, что составляет от 1 до 2% от
общего объема вывозимой валюты.
Данные суммы, в основном, носят
накопительный характер и вывозятся
для личного использования во время
пребывания за границей в период отпуска,
туристических либо частных поездок.
В части, касающейся
вывоза крупных сумм валюты, необходимо
отметить, что около 2% выезжающих
граждан вывозят иностранную
валюту в сумме, свыше 50000 долл.
США. Данные суммы явно превышают
личные потребности физического
лица, в связи, с чем существует
вероятность их использования
для коммерческой деятельности
и не исключен их криминальный
характер.
Учитывая, что ограничение
вывоза наличной иностранной
валюты может быть введено
только законодательным актом,
активизировано решение данного
вопроса в рамках проводимой
работы по внесению изменений
и дополнений в Закон Российской
Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле". Подготовлены
замечания и предложения к
проекту изменений в данный
закон.
В настоящее время
в целях совершенствования действующего
порядка подготовлена новая редакция
положения, устанавливающего порядок
перемещения наличной иностранной
валюты уполномоченными банками
и иными юридическими лицами.
Валютный контроль
как важная функция
выполняемая российской
таможенной службой
В результате поспешной
либерализации внешнеэкономической
деятельности радикально ухудшилась
структура экспорта. Россия превратилась
в крупнейшего экспортера капиталов.
Ушедшие за границу российские
средства в свободно конвертируемой
валюте за последние годы составляют
по различным оценкам 100-120 млрд.
долл. США. Эта проблема не может
быть решена только экономическими
методами. Принципиальное значение
имеет проблема возврата валютной
выручки. Задача совершенствования
валютного контроля остается
актуальнейшей в ближайшие годы.
На данный момент это одна
из наиболее важных задач Российской
таможенной службы.
Введение в 1992 г.
Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании
и валютном контроле" впервые
декларировало само понятие "валютный
контроль". В нем была определена
цель валютного контроля –
обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении
валютных операций, а также сформулированы
основные направления валютного
контроля:
- определение соответствия
проводимых валютных операций
действующему законодательству
и наличия необходимых для
них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения
резидентами обязательств в иностранной
валюте перед государством, а
также обязательств по продаже
иностранной валюты на внутреннем
рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности
платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и
объективности учета и отчетности
по валютным операциям, а также
по операциям нерезидентов в
валюте Российской Федерации.
В соответствии с
особенностями экономического развития
различных стран существовали
достаточно серьезные различия
при определении форм и методов
валютного контроля. Кроме того,
значительные расхождения наблюдались
в сроках действия систем контроля,
тактике отказа от валютных
ограничений. Тем не менее на
определенном этапе развития
валютный контроль во многих
странах служил одним из важнейших
элементов экономической политики,
обеспечивая стабильность и поэтапность
рыночных реформ, сохранение валютных
ресурсов государства на стадии
переходного периода.
Валютный контроль
использовался абсолютным большинством
государств в критические для
их экономики периоды в целях
защиты финансовой самостоятельности,
стабильности их денежной системы,
укрепления курса национальной
валюты, мобилизации валютных резервов.
В настоящее время
валютный контроль, выполнив свои
функции, отменен в большинстве
развитых государств. Однако он
активно используется развивающимися
государствами и странами переходных
экономик.
Несомненно, при дальнейшем
улучшении экономического состояния
в России, как и в других
государствах, система валютного
контроля будет меняться в
силу смягчения административных
мер со стороны государства
и постепенной отмены валютных
ограничений.
Тем не менее необходимо
отметить, что даже в случае
формальной отмены валютного
контроля, статистическое наблюдение
за процессами, происходящими при
движении капиталов и валютных
ценностей все же остается
важной задачей, и для ее
решения часто используются механизмы,
ранее использовавшиеся в валютном
контроле.
Введение эффективного
валютного контроля на современном
этапе требует не реализации
отдельных элементов контроля, а
создания глобальной системы,
охватывающей все сферы валютных
правоотношений между резидентами
и нерезидентами. Контролем должны
быть охвачены все виды валютных
операций, в том числе операции
с национальной валютой. При
этом особое внимание должно
быть уделено:
- валютным операциям,
связанным с осуществлением внешнеторговой
деятельности резидентов;
- операциям резидентов
по предоставлению и погашению
кредитов;
- инвестиционной деятельности
резидентов и вопросам контроля
инвестиций в российскую экономику;
- валютным операциям,
связанным с предоставлением
и оплатой услуг;
- операциям по перемещению
через границу валютных ценностей,
валюты Российской Федерации,
ценных бумаг в валюте Российской
Федерации;
- валютообменным операциям.
Таким образом, существует
спектр первоочередных задач
валютного контроля, и предпочтительно
одновременное введение контрольных
мер, во избежание “перетекания”
нарушений из одного направления
деятельности в другое по мере
введения отдельных элементов
системы контроля - необходим комплексный
подход к организации системы
валютного контроля с привлечением
всех компетентных органов.
Система валютного
контроля по экспорту уже дала
свои ощутимые результаты. Утечка
валюты снизилась до 4% от суммы
сделок, что примерно соответствует
мировым показателям в этой
области. По данным МВЭС России,
только за один год с момента
введения таможенно - банковского
валютного контроля при увеличении
экспорта стратегически важных
сырьевых товаров на 8% валютные
поступления в российские банки
увеличились на 60%.
На основании данных
системы валютного контроля за
поступлением валютной выручки
от экспорта товаров, за 1994-1996
гг. таможенные органы провели
14 851 проверку участников внешнеэкономической
деятельности. Выявлено 26 604 случая
незачисления валютной выручки
на транзитные счета в уполномоченных
банках в установленные сроки
на общую сумму 1021,6 млн. долларов.
По данным фактам было заведено
5 762 дела о нарушениях таможенных
правил на сумму 1021,1 млн. долларов
(сумма штрафов составила 607,9 млрд.
рублей)1.
Возможно, при улучшении
экономического положения в стране
изменится правовая база, определяющая
валютные отношения в России,
что повлечет и соответствующие
изменения в сторону смягчения
административных мер со стороны
государства, в том числе при
организации валютного контроля
в России. Можно предположить, что,
по мере интеграции РФ в
мировое хозяйство будут предприниматься
меры по ослаблению валютного
контроля и переходу на валютный
мониторинг.
Нарушения валютного
и таможенного
законодательства
Необходимость введения
валютного контроля в России
обусловлена тем, что в последние
годы сложилась ситуация, когда
актуальной стала проблем массовых
нарушений действующего законодательства,
в том числе валютного.
1.Объективная сторона
правонарушения, предусмотренного
статьей 273 ТК России, выражается
в проведении операций с товарами
и транспортными средствами, изменении
их состояния, пользовании и
распоряжении ими не в соответствии
с их таможенным режимом.
По статье 273 ТК России
наступает ответственность не
только за проведение операций
с товарами и транспортными
средствами, пользование и распоряжение
ими не в соответствии с
их таможенным режимом, но и
за несоблюдение иных ограничений,
требований и условий таможенного
режима.
1.1. Большие затруднения
в правоприменительной практике
вызывает квалификация по статье
273 ТК России действий лиц в
случае невыполнения требований
таможенного режима экспорта
об обязательном зачислении в
установленном порядке на счета
в уполномоченных банках всей
валютной выручки от экспорта
товаров.
1.2. Отчуждение товара, помещенного
под таможенный режим временного
ввоза, свидетельствует о распоряжении
им не в соответствии с одним
из условий таможенного режима,
предполагающим лишь пользование
товаром на таможенной территории
с последующим обязательным вывозом
в установленные сроки, в связи
с чем такого рода действия
подпадают под признаки нарушения
таможенных правил, предусмотренного
статьей 273 ТК России.
1.3. По статье 273 ТК России
подлежат квалификации и факты
так называемого лжеэкспорта,
поскольку в данном случае
имеет место использование режима
в иных, против законодательно
предназначенных, целях. Согласно
статьям 97, 99 ТК России заявленные
в таможенном режиме экспорта
товары подлежат вывозу за
пределы таможенной территории
Российской Федерации. Исходя
из положений части 5 статьи 192
ТК России, такого рода товар
находится под таможенным контролем,
чем обуславливается необходимость
принятия по данному факту
предусмотренных законодательством
мер со стороны таможенных
органов. Необходимо также учитывать,
что в действиях лжеэкспортеров
могут усматриваться признаки
налоговых правонарушений.
С целью пресечения
попыток нарушений валютного
законодательства, проводятся проверки
участников ВЭД. Проверка коммерческой
и финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, объединений и организаций,
независимо от форм собственности,
предполагает анализ валютных, экспортно-импортных
и иных внешнеэкономических операций
данных участников. Что позволит
выявить состояние его отношений
с иностранными партнерами, нарушения
валютного и таможенного законодательства
или негативные тенденции в
этой сфере деятельности, и при
необходимости соответствующим
органам, принять в установленном
порядке своевременные меры в
отношении участников ВЭД.