Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 07:33, реферат
Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране.
Глава I. Масштабы и формы теневого рынка……….3
Сущность теневой экономики
Структура теневой экономики.
Глава II. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия…..17
Заключение………………………………………………...30
суммы. Не менее важно и то, что нарушаются условия равноправной конкуренции внутри страны, создаются серьезные препятствия для
развития внутреннего производства. «Теневой» импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет
эффективность тарифной политики государства.
Межстрановые сопоставления импортных потоков помогут точнее определить масштабы потерь, обозначить группы товаров и торговых партнеров, по которым чаще всего происходит нарушение таможенного
законодательства и по которым требуется более эффективный контроль. Анализ статистической информации по внешней торговле, которую предоставляют ГТК РФ и статистические органы международной торговли стран ОЭСР, позволяет выявить объем и динамику расхождений в оценках
импорта РФ и, как следствие, правильнее оценить состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Российской Федерации.
Примечания:
1 Газета “Таможня” за 1999-2005г.г. ; Таможенный компьютерный сервис (TKS.RU).
2 Например, проекты “Издержки легализации”
3 В один день всего не отменишь. (Интервью А. Жерихова). “Ведомости”, 20.01.054 Direction of Trade Statistics Yearbook. IMF. 2002.
5 Экспортно-импортные потоки РФ
(Сопоставление данных
статистики международной
6 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств (ТН ВЭД СНГ). Издание 2-е. М.: ГТК, 1996.
7 О масштабах осуществляемого физическими лицами импорта в России см. ниже.
8 Так через страны-участницы Таможенного союза СНГ (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан) и Украину-участницу Ялтинского Соглашения о едином экономическом пространстве, то есть через те страны, в торговле с которыми отменены или отменяются
пошлины и другие ограничения, поступает по “беспошлинному коридору” в Россию до половины контрабанды и почти 65% демпингового импорта из дальнего зарубежья (см. “Российская бизнес- газета” , 24.08.04 – “Импортеров лишают упрощенки”).
9 Здесь учтена только та часть “черного” импорта, которая прошла регистрацию на таможне страны-экспортера, но не зарегистрирована на российской таможне.
10 Ф.А. Тринич. Некоторые особенности статистической информации по внешней торговле РФ. “Внешнеэкономический бюллетень”, №10, 2004 г. с. 63.
11 Оценка на основе данных Таможенной статистики внешней торговли РФ. М.: ГТК РФ, 2004, т. 1, с.5 и Российского статистического ежегодника, М.: 2004, с.650. 12 “Коммерсант”, 17.01.05.
Глава II. КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.
Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются:
вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы российского производства, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.;
ввоз - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления.
Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ и способствующим контрабанде, относятся:
преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;
неразвитость современной
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:
унаследованная от прошлого
структурная деформированность
национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность,
вызванная отсталостью
вытеснение отечественных
высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
несовершенство правового
криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.
В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей.
Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс.932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.
Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью.
Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан . Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды в приграничных районах.
Особенность вторая - социально-экономическая.
Радикальные изменения в
Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:
тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;
стремление преступных
элементов действовать не только
в экспортно-импортных
активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;
появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.
Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.
В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».
В процессе осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.
В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета . При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту.
О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. - 19,2 млн.).
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.
В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая ориентирована на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.
В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды. За 9 месяцев 2005 года ФТС РФ выявило почти две с половиной тысяч преступлений, причем 61% из них (1480 преступлений) - благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений. По сравнению с 2004 годом это примерно на 34% больше. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза.
С целью выявления
и пресечения фактов незаконного
перемещения через таможенную границу
России предметов культурной ценности,
наркотических средств, оружия и
боеприпасов