Субъекты таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Специальные субъекты - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая определяется установленной законодательством компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на таможенные органы и их служащих конкретных задач и функций, а также объемом их прав и обязанностей.

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ.docx

— 27.44 Кб (Скачать файл)

Субъекты таможенного  права - это участники таможенных правоотношений, наделенные соответствующими правами и обязанностями в  таможенной сфере.

Субъектами таможенного  права являются: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Названные субъекты можно  разделить на две группы: специальные  субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты - это  таможенные органы и государственные  служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая  определяется установленной законодательством  компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью  возложенных на таможенные органы и  их служащих конкретных задач и функций, а также объемом их прав и обязанностей.

Понятие «иные субъекты»  таможенного права включает юридических  и физических лиц.

Таможенные органы Российской Федерации

Таможенные органы Российской Федерации - это государственные  органы, которые непосредственно  осуществляют деятельность в сфере  таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении  таможенного дела.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.

В настоящее время основным правовым документом, определяющим правовой статус таможенных органов, является Таможенный кодекс. В нем содержится раздел V «Таможенные органы», включающий главы  с 39-й по 42-ю, в которых насчитывается 37 статей (401-437)

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Таможенными органами являются:

1) Федеральная служба, уполномоченная  в области таможенного дела. С  1991 г. таким органом был Государственный  таможенный комитет Российской  Федерации, а с сентября 2004 г.  им стала Федеральная таможенная  служба (ФТС) РФ;

2) Региональные таможенные  управления;

3) Таможни;

4) Таможенные посты.

Разберем каждый пункт  таможенной системы отдельно.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба (ФТС) России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  Российской Федерации функции по контролю и надзору в области  таможенного дела, а также функции  агента валютного контроля и специальные  функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными  правонарушениями.

ФТС России находиться в ведении  Минэкономразвития России.

Функции и полномочия Федеральной  таможенной службы

Федеральная таможенная служба осуществляет практическую работу в  сфере таможенного дела. Функции  ФТС РФ, определенные Правительством России, определенные Правительством России, можно разделить на три  группы.

К первой группе относятся6 взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты; таможенное оформление и таможенный контроль; принятие решений о классификации  товаров в соответствии с ТН ВЭД; ведение различных реестров в  сфере таможенного дела; ведение  таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; информирование консультирование на безвозмездной  основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; осуществление в пределах своей  компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации.

Ко второй группе функций  ФТС РФ можно отнести осуществление: производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрения таких дел; дознания и производства неотложных следственных действий в  соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; оперативно-розыскной  деятельности; рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Третья группа функций  ФТС включает в себя: организацию  профессиональной подготовки должностных  лиц, таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; реализацию программы развития таможенного  дела в Российской Федерации; взаимодействие в установленном порядке с  органами государственной власти иностранных  государств и международными организациями  в таможенной сфере деятельности, включая представление по поручению  по поручению Правительства Российской Федерации интересов РФ во Всемирной  таможенной организации (Совете таможенного  сотрудничества) и других международных  организациях.

ФТС РФ возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности министром экономического развития и торговли РФ по представлению  руководителя Федеральной таможенной службы. Количество заместителей руководителя ФТС устанавливается Правительством РФ.

Региональные таможенные управления

Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную  централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и  обеспечивающим реализацию задач и  функций ФТС России в регионе  деятельности РТУ. Действует на основе Таможенного кодекса и Общего положения о региональном таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 12 марта 2005 г. №7.

Регион деятельности РТУ  определяется ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России. В  российской федерации создано семь РТУ по числу федеральных округов: Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное, Южное.

В общем положении о  РТУ определено 62 полномочия, которые  находятся в компетенции этого  таможенного органа. Полномочия РТУ  можно подразделить на:

1) Организационные, аналитические,  координирующие, контролирующие деятельность  подчиненных таможенных органов;

2) Осуществляемые самостоятельно  в сфере таможенного дела;

3) Направленные на повышение  эффективности деятельности таможенных  органов, включая собственную.

Таможни

Таможня -- государственный  орган, обеспечивающий порядок перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств, вещей и  иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и  таможенное оформление.

Таможенные посты

Таможенный пост входит в  единую систему таможенных органов  Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и  непосредственным руководством таможни.

Правовой основой деятельности таможенного поста является, наряду с другими нормативными правовыми  актами, Таможенный кодекс РФ и Общее  положение о таможенном посте, утвержденное приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082.

В отличии от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как  юридическое лицо решением ФТС России.

Среди основных задач и  функций таможенного поста можно  выделить таможенное оформление и таможенный контроль, а так же борьбу с административными  правонарушениями в таможенной сфере.

Иные субъекты таможенного  права.

К иным субъектам таможенного  права относятся юридические  и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу. В соответствии с российским законодательством  указанные лица имеют право перемещать товары и транспортные средства через  таможенную границу. Это право вытекает из соответствующих положений конституции  РФ, иных федеральных законов.

Никто не может быть лишен  права или ограничен в праве  на ввоз или вывоз из нее товаров  и транспортных средств, за исключением  случаев установленных ТК РФ и  другими федеральными законами РФ.

Права и обязанности субъектов  таможенного права детально регламентированы ТК РФ и другими нормативными правовыми  документами в сфере таможенного  дела.

Объект таможенного правоотношения

Традиционно структурными элементами правоотношения являются субъект, объект и содержание. Однако применительно  к таможенным правоотношениям в  науке детально исследовались лишь два элемента - субъект и содержание. Вопрос же об объекте таможенного  правоотношения либо не поднимается  вовсе, либо раскрывается недостаточно. Кроме того, в литературе отсутствует  однозначное понимание терминов объекта и предмета таможенного  правоотношения.

Ведется дискуссия и по поводу трактовки объекта правоотношения, в ходе которой существующие точки  зрения в основном сгруппировались  в две концепции - монистическую  и плюралистическую. Согласно первой, единственным объектом прав и обязанностей следует признать человеческое поведение, которое направлено на определенный предмет (вещь). Сторонники плюралистической теории в качестве объектов правоотношения рассматривают конкретные блага, по поводу которых складывается поведение  субъектов.

Итак, что же понимается под  объектом таможенного правоотношения?

В качестве объекта правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические  обязанности его участников, т. е. то, ради чего возникает само правоотношение. В области таможенного дела объектом правоотношения являются действия субъектов  по поводу перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу. Возникновение связей между  таможенными органами и участниками  ВЭД опосредовано ввозом или вывозом  грузов, соответственно правоотношения данного рода нацелены на совершение такого перемещения.

В таможенном деле объектом правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через  таможенную границу товаров и  транспортных средств. Данное правоотношение не могло бы возникнуть без существования  предмета. В качестве предмета в  таможенном праве выступают товары и транспортные средства. Деление  предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением  последних от уплаты таможенных налогов. Транспортные средства - любые средства, используемые для международных  перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Товар любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного  союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому  имуществу.

Предметы таможенных правоотношений могут перевозиться в сопровождаемом багаже (при следовании лица через  границу) и в несопровождаемом багаже (при перемещении их перевозчиком по договору о перевозке). Отдельные  виды товаров перемещаются через  границу трубопроводным транспортом  и по линиям электропередачи. К особым предметам таможенных правоотношений можно отнести следующие.

1. Валюта Российской Федерации,  в частности:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые  из обращения, но подлежащие обмену рубли  в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  за пределами Российской Федерации;

г) ценные бумаги в валюте РФ;

2. Иностранная валюта, в  частности:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и  являющиеся законным платежным средством  в соответствующем иностранном  государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые  из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и  международных денежных или расчетных  единицах.

3. Валютные ценности: а)  иностранная валюта; б) ценные  бумаги в иностранной валюте; в) драгоценные металлы; г) природные  драгоценные камни.

4. Культурные ценности.

5. Гуманитарная помощь.

6. Скоропортящиеся товары.

Товары в качестве предмета таможенного регулирования могут  быть классифицированы по различным  основаниям на несколько видов. Так, в зависимости от направления  движения товары могут быть экспортными, импортными и транзитными. Импортными являются товары, ввозимые на таможенную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отечественного производства, которые были экспортированы из России, а затем вновь ввозятся на российскую таможенную территорию. Как правило, импортный товар  оказывается на таможенной территории России после того, как он переместится через таможенную границу. В некоторых  случаях импортным может быть признан товар до момента пересечения  таможенной границы, а иногда и товар, не предназначенный для перемещения  через таможенную границу (например, продукция, производимая по программам международной специализации и  кооперирования производства).

Экспортным считается  товар, перемещаемый через таможенную границу и вывозимый с российской территории. Вывозимый товар становится предметом таможенных правоотношений с момента предъявления таможенному  органу вплоть до времени вывоза с  таможенной территории.

Транзитный товар перемещается с одной таможенной территории на другую через территорию третьей  страны. В России, как и в подавляющем  большинстве других стран, транзитные товары подпадают под таможенный контроль, но не облагаются таможенными  пошлинами.

В зависимости от цели перемещения  через таможенную границу предметы таможенных правоотношений могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие товары экспортируются, импортируются, перемещаются транзитом  в целях купли-продажи во внешнеторговом обороте. Движение коммерческих товаров  обусловливает перемещение валюты, которой оплачиваются внешнеторговые поставки.

Информация о работе Субъекты таможенного права