Субъекты таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Специальные субъекты - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая определяется установленной законодательством компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на таможенные органы и их служащих конкретных задач и функций, а также объемом их прав и обязанностей.

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ.docx

— 27.44 Кб (Скачать файл)

Некоммерческие товары соответственно не предназначены для торгового  оборота. В таможенном законодательстве часто устанавливается предельное число предметов личного пользования, которые граждане могут свободно ввезти или вывезти.

Источники таможенного права

Под источниками таможенного  права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных  государственных органов, в которых  содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование  отнесено к исключительному ведению  Российской Федерации, то и источниками  таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

Основным критерием классификацию  источников права является их юридическая  сила. В этой связи источники таможенного  права можно расположить в  следующей последовательности:

1. Международно-правовые  договоры и иные соглашения  по таможенному делу, участниками  которых является Российская  Федерация.

2. Конституция РФ, нормы  которой являются нормами прямого  действия и закрепляют исходные  начала и основные принципы  таможенного дела в Российской  Федерации.

3. Федеральные законы (в  том числе и законы сводного  характера -- кодексы), нормы которых  рассчитаны на длительный период  действия и так или иначе  регулируют общественные отношения  в сфере таможенного дела.

4. Подзаконные нормативно-правовые  акты (их еще можно охарактеризовать  как текущие нормативно-правовые  акты) по вопросам таможенного  дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным  таможенным комитетом РФ, а также  совместные акты ГТК РФ с  другими министерствами и ведомствами.

Конституция РФ формирует  принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления  таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство  всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение  квалифицированной юридической  помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной  власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и  другие. Все эти принципы, так  или иначе, имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому регулированию в Российской Федерации и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.

В систему источников таможенного  права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере  таможенного дела. К таким законам  относятся законы, в нормах которых  закрепляются обязанности государственных  органов и общественных организаций, юридических и физических лиц -- субъектов  таможенного права, а также формулируются  меры ответственности за их нарушение.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные  акты Российской Федерации, затрагивающие  вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного  кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо  не закреплено в действующем Таможенном кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко  приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного  кодекса РФ с нормами иных федеральных  законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного  дела, и возникновении на этой почве  правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Другим базовым законом  в системе источников таможенного  права является Закон РФ «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 года. Этот закон  устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента  торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского  рынка товаров при его взаимосвязи  с мировым рынком, а также правила  обложения товаров пошлинами  при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный  закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года, который определяет порядок  прохождения службы в таможенных органах, а также основы правового  положения должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное место в  системе источников таможенного  права занимает Федеральный закон  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», который  определяет основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, порядок  ее осуществления российскими и  иностранными лицами, права, обязанности  и ответственность органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся  единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их не дискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов во внешнеторговую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу  источников таможенного права также  ряд федеральных законов, которые  содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие:

1. Закон РФ «О вывозе  и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение  культурного наследия народов  России и, наряду с законодательством  о государственной границе и  таможенным законодательством, направлен  на защиту культурных ценностей  от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и  передачи права собственности  на них. К компетенции таможенных  органов относится контроль за  установленным данным Законом  порядком вывоза и ввоза в  страну культурных ценностей,  а также привлечение виновных  лиц к ответственности за незаконный  ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение  временно вывезенных культурных  ценностей.

2. Закон РФ «О валютном  регулировании и валютном контроле»,  который определяет принципы  осуществления валютных операций  в Российской Федерации, полномочия  и функции органов валютного  контроля (к числу которых относится  и ГТК России), права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за  нарушение валютного законодательства.

3. Федеральный закон РФ  «О наркотических средствах и  психотропных веществах», который  устанавливает правовые основы  государственной политики в сфере  оборота наркотических средств,  психотропных веществ, а также  в сфере противодействия их  незаконному обороту в целях  охраны здоровья граждан, государственной  и общественной безопасности. К  числу органов, осуществляющих  противодействие незаконному обороту  наркотических средств и психотропных  веществ отнесены и таможенные  органы России в пределах предоставленных  им полномочий.

4. Федеральный закон РФ  «Об оружии», который регулирует  правоотношения, возникающие при  обороте (в том числе и незаконном  через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного  стрелкового и холодного оружия  на территории России, и направлен  на защиту жизни и здоровья  граждан, собственности, обеспечение  общественной безопасности, охрану  природы, укрепление международного  сотрудничества в борьбе с  преступностью и незаконным распространением  оружия.

Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов -- источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление  Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза  в Россию и вывоза из нее наркотических  средств, а также сильнодействующих  и ядовитых веществ: принято на основании  и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых  является Российская Федерация. За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные  нормативно-правовые акты, издаваемые Федеральной таможенной службой  России во исполнение положений и  норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных  постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты -- это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

 

Заключение

Итак, таможенные правоотношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах  власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений  всегда выступает государство. И  поэтому они складываются из очень  разнородных отношений и связей, которые регламентируются комплексным  таможенным правом.

Для таможенных правоотношений характерен ряд специфических признаков, особенностей, выделяющих их из общего комплекса общественных отношений, урегулированных нормами права.

Таможенные правоотношения неизменно представляют собой определенный блок таможенного дела. Сфера социальной жизни, отношения в которой могут  быть определены как таможенные, представляет собой определенный элемент внешнеэкономической  деятельности. В качестве таможенных могут быть определены только правоотношения, непосредственно связанные с  перемещением через таможенную границу  государства товаров и транспортных средств, урегулированные именно нормами  таможенного законодательства.

Таможенные правоотношения обязательно предполагают участие  в них с одной стороны определенного  специфического субъекта -- таможенных органов. Это особый субъект правоотношений, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Таможенный орган как обязательный участник таможенных правоотношений служит рычагом  государственно-административного  воздействия на таможенное дело и  вообще на процесс внешней торговли. Предоставление таможенным органам  особого статуса во многом является определяющим функциональным назначением  правового регулирования в таможенной сфере.


Информация о работе Субъекты таможенного права