Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:34, статья
Предметом рассмотрения статьи является таможенная очистка, осуществляемая при пересечении товаром границы. В статье дается определение понятия таможенной очистки, описываются действия владельца груза при прохождении таможенной очистки и операции, проводимые таможенными органами в этой сфере, с целью разрешения дальнейшего использования или какого-либо применения очищенных товаров, либо предотвращения незаконных действий с позиции таможенного дела.
Предметом рассмотрения статьи является
таможенная очистка, осуществляемая при
пересечении товаром границы. В
статье дается определение понятия
таможенной очистки, описываются действия
владельца груза при
В сфере международной торговли любой груз, следующий с территории Таможенного союза (ТС) за границу, и наоборот, подлежит обязательному прохождению таможенной очистки (таможенному оформлению) товара. Сама же таможенная очистка – это предоставление таможенным органам ранее подготовленной достоверной информации и точных сведений о грузе и в ряде случаев предоставление самого груза для проведения таможенными органами мероприятий по проверке соответствия показателей и характеристик данного груза заявленной информации, а также уплата владельцем груза надлежащих таможенных платежей и налогов. Упростив это определение, можно сказать, что таможенная очистка является своего рода процедурой легализации товара с целью получения разрешения на дальнейшее перемещение товара за пределы или на свободное обращение на территории ТС.
Таможенная очистка – процедура, включающая в себя достаточно обширный диапазон действий и различных операций, среди них грузовладелец или нанимаемое им лицо выполняет следующие действия:
- оповещение таможенных органов о предстоящем перемещении товаров;
- предоставление таможенным органам предварительной декларации и, при необходимости, размещение товаров на складе временного хранения;
- декларирование и подача ГТД (декларации на товары) в таможенные органы;
- подача в таможенные органы соответствующих товаросопроводительных, разрешительных и др. таможенных документов, требующихся при заявленной таможенной процедуре;
- предоставление самого груза для проверки и уплата соответствующих таможенных платежей.
Со своей стороны, таможенные
органы в ходе таможенной очистки, учитывая
всю предоставленную
- проверка достоверности предоставленных сведений;
- при необходимости, получение дополнительных разъяснений от лица, которое проводило таможенное оформление груза;
- проведение таможенного наблюдения;
- проведение таможенного осмотра и досмотра;
- проверка соответствия маркировки и наличия требующихся идентификационных кодов;
- проверка ведения учета перемещаемых товаров;
- проверка уплаты таможенных платежей в полном размере грузовладельцем;
- осуществление таможенной проверки.
Более полно содержание и порядок проведения вышеперечисленных операций изложен в главе 16 ТК ТС.
Чтоб исключить риск простоев, отсрочек, а в некоторых случаях и конфискации товара из-за выявленных ошибок при таможенной очистке, владельцу груза целесообразно обратиться к услугам специалистов еще на стадии таможенного оформления товара.
Специалисты таможенного оформления компании Аривист сделают все необходимое, чтоб таможенная очистка прошла оперативно, своевременно, исключив возможные риски и обеспечив экономичность проводимых операций.
Понятие таможенного союза приводится в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанном 06.10.2007 в Душанбе. Согласно названному договору таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории ТС являются таможенной границей таможенного союза (п. п. 1, 2 ст. 2 ТК ТС).
Обзор некоторых
изменений таможенного
Со вступлением в силу ТК ТС Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей новому Кодексу. На это указывает ФТС в Письме от 29.06.2010 N 01-11/31847. Кроме того, в Письме обращено внимание участников ВЭД на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, а также некоторых новых понятий. Для наглядности изменения терминов и понятий, используемых в таможенном законодательстве, приведем в таблице.
Основные понятия, используемые
в ТК |
Основные термины, используемые
в ТК |
Декларирование |
Таможенное декларирование |
Таможенная процедура, таможенный |
Таможенная процедура |
Товары для личного
пользования, | |
Таможенное оформление <**> |
Совершение таможенных операций |
Принятие таможенной декларации |
Регистрация таможенной декларации |
Осмотр помещений и территорий |
Таможенный осмотр помещений
и |
Таможенная ревизия |
Таможенная проверка |
Лицо, ответственное за уплату |
Плательщик таможенных пошлин, |
<*> Исключение: временное
хранение товаров в ТК ТС
не является таможенной
<**> В отношении товаров,
по которым до 01.07.2010 были установлены
ставки вывозных таможенных
Переходными положениями
анализируемого документа в отношении
таможенных агентов в Республике
Беларусь, таможенных брокеров в Республике
Казахстан и таможенных брокеров
в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев
складов временного хранения, таможенных
складов и магазинов
Важными новшествами в
сфере таможенного
Изменения коснулись и порядка декларирования товаров. Отметим, что таможенное декларирование в ТС согласно новому Кодексу будет производиться как в письменной, так и (или) электронной формах с использованием декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС). Виды таможенной декларации в соответствии с п. 1 ст. 180 ТК ТС могут быть следующими:
- декларация на товары;
- транзитная декларация;
- пассажирская таможенная декларация;
- декларация на транспортное средство.
В настоящее время формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решениями Комиссии ТС от 18.06.2010 N 289 в отношении транзитной декларации и от 20.05.2010 N 257, то есть декларации будут едиными на всей территории таможенного союза. Указанными Решениями предусмотрено, что формы деклараций и инструкции о порядке их заполнения вступают в силу с 1 января 2011 г. До начала их действия применяются предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.
Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ будут применяться действующие в настоящее время формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к Грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)" (Приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724) и порядок их заполнения (Приказы ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и от 21.08.2007 N 1003).
В случае установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в таможенной декларации (ТД), сведениям, подлежащим указанию в ТД, декларант может внести в нее изменения (ст. 191 ТК ТС). Причем сделать это можно даже после выпуска товаров. Случаи и порядок внесения изменений определяются решением Комиссии ТС.
ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверку системы учета товаров и отчетности. Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В Таможенном кодексе аналогичных норм не было. В частности, в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток. Последующие процедуры описаны в гл. 21 ТК ТС.
Введена статья "Отказ
в выпуске товаров" (ст. 201 ТК ТС),
в соответствии с которой при
несоблюдении условий выпуска товаров,
установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также
в случаях, указанных в п. 6 ст.
193 и п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган
не позднее истечения срока
Увеличен срок уплаты ввозных
таможенных пошлин, налогов. Так, согласно
п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров,
помещаемых под таможенную процедуру
выпуска для внутреннего
После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.
Для наглядности приведем изменения сроков уплаты таможенных пошлин, некоторых таможенных процедур и прочего в таблице.
Увеличены сроки |
Установлено |
Установлено |
Нормы ТК ТС |
Уплаты таможенных пошлин, |
15 дней |
4 месяца |
Пункт 3 ст. 211, п. 2 |
Подачи таможенной |
15 дней |
4 месяца |
Пункт 1 ст. 185, п. 2 |
Временного периода, в |
1 год |
3 года |
Статья 99 (может быть |
Выпуска товаров при |
15 дней |
30 дней |
Пункт 2 ст. 196 |
Переработки товаров на |
2 года |
3 года |
Пункт 1 ст. 243 |
Помещения под таможенную |
6 месяцев |
1 год |
Пункт 2 ст. 297 |
Некоторые сроки сокращены.
Это можно назвать