Таможенная очистка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:34, статья

Описание работы

Предметом рассмотрения статьи является таможенная очистка, осуществляемая при пересечении товаром границы. В статье дается определение понятия таможенной очистки, описываются действия владельца груза при прохождении таможенной очистки и операции, проводимые таможенными органами в этой сфере, с целью разрешения дальнейшего использования или какого-либо применения очищенных товаров, либо предотвращения незаконных действий с позиции таможенного дела.

Файлы: 1 файл

таможенная очистка.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

Сокращены сроки

Установлено 
ТК РФ

Установлено 
ТК ТС

Нормы ТК ТС

Выпуска товаров

3 дня

2 дня

Пункт 1 ст. 196

Выпуска не облагаемых  
пошлинами экспортируемых  
товаров

-

4 часа

 

Кроме этого, в ТК ТС установлены  новые сроки, например:

Установлены сроки

Введено ТК ТС

Нормы ТК ТС

Организации таможенного  
сопровождения

В течение 24 часов с  
момента принятия  
решения

Пункт 3 ст. 218

Регистрации или отказа в  
регистрации декларации

Не более 2 часов с  
момента подачи  
декларации

Пункт 3 ст. 190

Совершения перевозчиком  
операций в месте  
прибытия/доставки

3 часа с момента  
предъявления товаров

Пункт 6 ст. 225

Продолжительности стоянки 
транспортных средств в  
местах перемещения  
товаров

Для воздушного,  
железнодорожного,  
автомобильного  
транспорта - не более  
3 часов, для водного  
транспорта - 8 часов

Пункт 2 ст. 341

 

 

 

Обзор иных документов, регулирующих отношения в таможенном союзе 

 

Таможенное регулирование  в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством  таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Заметим, что ТК ТС затрагивает  много принципиально новых вопросов таможенного регулирования по сравнению  с ТК РФ. С вводом его в действие выявилась определенная несогласованность  в работе таможенных служб стран - участниц таможенного союза. Новый Таможенный кодекс имеет множество ссылок на законодательство государств - членов ТС, в частности на закон "О таможенном регулировании Российской Федерации", который находится в настоящее время на стадии законопроекта. Последний призван определить особенности таможенного регулирования в РФ в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза. Указанный документ содержит положения, отражающие отсылочные нормы ТК ТС, согласно которым регулирование ряда правоотношений, установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должны определяться на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза. Поэтому до вступления в силу названного закона для получения всей картины изменений таможенного законодательства с 1 июля 2010 г. участникам ВЭД следует ознакомиться не только с новым Кодексом, но и с многочисленными другими нормативными документами в области таможенного законодательства. Иными словами, организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, придется постоянно быть начеку.

Для справки. В  целях информирования организаций - участниц ВЭД на официальном сайте  таможенной службы создан раздел "Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана", на котором размещается информация о нормативных правовых актах  ФТС. Заметим, что с 1 июля до 30 сентября 2010 г. работала горячая телефонная линия  для помощи импортерам, экспортерам  и простым гражданам, пересекающим границу. Работа горячей линии была организована в несколько ступеней, а именно: ФТС - региональные управления - таможни. Любой желающий мог задать интересующий его вопрос. Кроме того, на интернет-сайте ФНС (http://www.nalog.ru) в  рубрике "ФНС России" создана подрубрика "Таможенный союз", в которой представлены несколько разделов: "Международные договоры", "Образцы документов", "Информационные материалы", "Сайт комиссии таможенного союза" и др. В них заинтересованные пользователи смогут ознакомиться с различными актами по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров.

С 01.07.2010 кроме самого ТК ТС вступил в силу ряд других нормативных документов, в том числе:

1) Соглашение об определении  таможенной стоимости товаров,  перемещаемых через таможенную  границу таможенного союза от 25.01.2008;

2) Соглашение о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров  от 25.01.2008 и Протокол о порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе;

3) Соглашение по ветеринарно-санитарным  мерам от 11.12.2009. Добавим, что в  целях реализации указанного  Соглашения Решением Комиссии  ТС от 18.06.2010 N 317 "О применении  ветеринарно-санитарных мер в  таможенном союзе" утверждены  следующие документы:

- Единый перечень товаров,  подлежащих ветеринарному контролю (Приложение 1);

- Положение о едином  порядке осуществления ветеринарного  контроля на таможенной границе  ТС и на таможенной территории  ТС (Приложение 2);

- Положение о едином  порядке проведения совместных  проверок объектов и отбора  проб товаров (продукции), подлежащих  ветеринарному контролю (надзору) (Приложение 3);

- Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам,  подлежащим ветеринарному контролю (Приложение 4);

- Единые формы ветеринарных  сертификатов (Приложение 5) (Письмо  Россельхознадзора от 09.07.2010 N ФС-НВ-2/8191). Тем же Решением установлено, что до введения в действие единой электронной системы выдачи разрешений на ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза стороны руководствуются действующими по состоянию на 1 июля 2010 г. порядками выдачи разрешений, предусмотренными законодательством сторон. Кроме этого, с 1 июля 2010 г. вводятся в действие Единые формы ветеринарных сертификатов. Вместе с тем Решением комиссии ТС установлен переходный период, согласно которому до 1 января 2011 г. при перемещении подконтрольных товаров допускается использование форм ветеринарных сопроводительных документов, применяемых во взаимной торговле по состоянию на 01.07.2010;

4) Соглашение о применении  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер по отношению  к третьим странам от 25.01.2008;

5) Соглашение о единых  правилах определения страны  происхождения товаров.

Кроме этого, предлагаем ознакомиться с документом "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС" (вместе с Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза) (далее - Протокол об изъятиях), подписанным 05.07.2010.

В указанном Протоколе, в  частности, определены ставки таможенных пошлин, налогов, а также размер обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств для личного пользования. Согласно Протоколу об изъятиях размер вышеперечисленных платежей устанавливается законодательством стороны, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей, но не ниже ставок, аналогичных установленным в Республике Беларусь на 1 января 2010 г. Положения настоящей статьи действуют до 1 июля 2011 г.

В ст. 2 Протокола речь идет о товарах, которые выпущены с  территории одной стороны (государство  выпуска) и ввозятся на территорию другой стороны (государство ввоза), для  которых законодательством государства  ввоза установлены специальные  защитные, антидемпинговые, компенсационные  и ответные меры или применяются (в зависимости от страны происхождения  товаров и условий их ввоза) таможенные пошлины более высокие, чем государством выпуска. В этом случае при ввозе проводится таможенный контроль, осуществляется таможенное декларирование и применяются указанные меры и (или) взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством государства ввоза. Данные нормы действуют до даты получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ.

Статьей 3 Протокола об изъятиях предусмотрено, что товары, в отношении  которых Республика Казахстан применяет  ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза, при  их ввозе на территорию Республики Беларусь и РФ подлежат таможенному  декларированию и таможенному контролю, в отношении их взимаются таможенные пошлины в размере разницы  сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных  по ставкам Единого таможенного  тарифа таможенного союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров. Республика Беларусь и Россия вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию. Как и положения ст. 2 Протокола об изъятиях, данные нормы действуют до даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров.

Перечень товаров и  ставок, в отношении которых в  течение переходного периода  одним из государств - участников таможенного  союза применяются ставки ввозных  таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, приведен в Приложении 5 к Решению Комиссии ТС от 27.11.2009 N 130.

Нельзя не упомянуть и  о своевременно принятом Комиссией  ТС Решении от 17.08.2010 N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием  единой таможенной территории, и практике реализации механизмов таможенного  союза", которое призывает принять  к сведению информацию российской стороны  об отмене с 18.08.2010 указаний ФТС по вопросам таможенного декларирования и таможенного  контроля на внутренних границах государств - членов ТС, но с учетом специальных положений, в частности:

- признания статуса товаров  таможенного союза, происходящих  с территории государств - членов  ТС, а также товаров, происходящих  из третьих стран и выпущенных  в свободное обращение на территориях  государств - членов ТС, исключительно  на основании наличия стандартных  коммерческих и товарно-транспортных  документов;

- сохранения таможенного  декларирования товаров, вывозимых  с территории РФ в другие  государства - члены ТС, в случаях  применения в отношении указанных  товаров ставок вывозных таможенных  пошлин.

При перемещении товаров  через внутренние границы государств - членов таможенного союза:

- ввозимые товары, указанные  в ст. 3 Протокола об изъятиях, подлежат таможенному декларированию  и таможенному контролю в случаях,  указанных в той же статье;

- установление товаров,  подлежащих таможенному декларированию  в соответствии со ст. 2 Протокола  об изъятиях, осуществляется на  основании заявления лица, перемещающего  товары, и (или) на основе выборочного  (визуального) контроля;

- таможенный контроль  и таможенное декларирование  в отношении товаров, указанных  в ст. 1 Протокола об изъятиях, осуществляются в соответствии  с Соглашением от 18.06.2010 "О порядке  перемещения физическими лицами  товаров для личного пользования  через таможенную границу таможенного  союза и совершения таможенных  операций, связанных с их выпуском".  

 

* * * 

 

Подведем итоги. В настоящее  время, до принятия национальных законов  о таможенном регулировании стран - участниц ТС, а также внесения изменений  в другие виды законодательства - гражданского, банковского, налогового, будут наблюдаться  некоторые сложности при проведении внешнеэкономических сделок. По сути, хотя целью создания таможенного  союза было упрощение таможенных процедур, получилось, что при перемещении  грузов через границу Россия - Белоруссия и Россия - Казахстан оформление документов стало даже сложнее, чем  до 1 июля. ФТС отмечает, что появившиеся  сложности являются временными. Тем  более что таможенные службы работают достаточно активно над решением возникающих проблем (включая консультирование посредством горячей линии). Кроме  того, в ФТС всегда можно обратиться с просьбой дать разъяснения по тем  или иным вопросам (в письменной форме).

 


Информация о работе Таможенная очистка