Таможенная политика: цели и методы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………….2
1. Таможенная политика, цели и методы ее осуществления………………....3
2. Задачи таможенных органов РФ…………………………………..……….…6

3 Функции таможенных органов……………………………………………....10

4. Структура таможенных органов……………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………16

Файлы: 1 файл

таможеная политика.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

10) осуществляют  информирование и консультирование  в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят  научно-исследовательские работы  в области таможенного дела. 

  1. Структура таможенных органов
 

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное  дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными  органами и составляющие единую систему, в которую входят:

Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

региональные таможенные управления Российской Федерации;

таможни Российской Федерации;

таможенные  посты Российской Федерации.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в  Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК РФ). Положение о ГТК РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

ГТК РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей  деятельности ГТК РФ руководствуется  Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

ГТК РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через  региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РФ.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

Таможенные  органы РФ выполняют следующие основные функции:

участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

обеспечивают  соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ. Принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

обеспечивают  в пределах своей компетенции  экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой суверенитета РФ;

защищают  экономические интересы РФ;

применяют средства таможенного регулирования  торгово-экономических отношений;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

участвуют в разработке мер экономической  политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

обеспечивают  соблюдение разрешительного порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  РФ;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями  таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют  и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают  условия, способствующие ускорению  товарооборота через таможенную границу РФ;

ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической  деятельности;

содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе РФ, автономной области, автономны округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

содействуют осуществлению мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и  здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

осуществляют  контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов  РФ материалов;

осуществляют  валютный контроль в пределах своей компетенции;

обеспечивают  выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного  дела; участвуют в разработке международных  договоров РФ, затрагивающих таможенное дело, осуществляют сотрудничество с  таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

проводят  научно-исследовательские работы и  консультирование в области таможенного  дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивают  в установленном порядке Президента РФ и Правительство РФ, иные государственные  органы, предприятия, учреждения, организации  и граждан информацией по таможенным вопросам;

реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия  труда для работников этих органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таможенная  политика - часть внешнеэкономической  деятельности государства. Исторически  она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется  в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

Таможенная  политика - неотъемлемая часть экономической  и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей  и задач общей экономической  стратегии правительства.

Реализация  таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми  нормами. Источники таможенного  права составляют единую целостную  систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.

К законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ "О таможенном тарифе", а также иные законодательные  акты РФ, принятые в соответствии с  ТК . 

ТК и  Закон РФ "О таможенном тарифе" занимают центральное место в  механизме правового регулирования  таможенных отношений, затрагивают  все основные правовые вопросы, возникающие  в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которой строится и развивается все таможенное законодательство.

Особенности применения отдельных норм этих таможенных законов определены специальными постановлениями  законодательного органа - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации О таможенном тарифе".Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях.

Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере  в первую очередь затрагивает  процедуру досмотра международных  почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении  и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.

Таможенная  политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России, цели которой определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным Кодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Внутри  «Основных направлений таможенно-тарифной политики» нет четких ответов  по поводу будущего Таможенного союза, зато есть кризисный прогноз. Он состоит  из двух этапов. Первый - к концу 2010 года предполагается постепенный переход от острой фазы кризиса к стадии смягчения. И выход на второй, восстановительный этап - он запланирован на 2011-2012 годы и предусматривает поступательное движение от восстановления экономики к росту. В таможенно-тарифном преломлении это звучит как отказ от слишком активного протекционизма и соблюдение баланса между защитными и стимулирующими мерами во внешней торговле.

Общие и конкретные задачи и функции  таможенных органов определяются в  таможенном законодательстве, стержнем которого является Таможенный Кодекс РФ. Кодекс направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ. "Обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела".

Это положение дает основания сделать вывод о том, что само таможенное дело и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются правоохранительными по своему характеру и в большинстве случаев выступают именно в таком качестве.

В ст. 10 Таможенного Кодекса приведен обширный перечень функций, исполняемых таможенными  органами, их двадцать - это свидетельство  того, что деятельность их очень  многообразна.

Подчеркнем  некоторые моменты, важные для характеристики таможенных органов. Они обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-распорядительные, административные органы. 

Список  использованных источников 

1. Конституция РФ.Консультант плюс, 1993 г.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 "О Федеральной таможенной службе"

6. Приказ ГТК России от 26 дек.2003г. №1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля»Российская газета.2003г.28 дек. №262.

Информация о работе Таможенная политика: цели и методы ее осуществления