Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:29, реферат
Таможенная политика-часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период высокие таможенные пошлины на импортные товары и ,как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию
ВВЕДЕНИЕ ….........................................................................................................2
1.Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела….........4
2.Таможенная служба………………………………………………………….....7
3.Таможенная политика Петра 1………………………………………………...8
4. Таможенный тариф 1724 г. ………………………………………………….12
5. Морской торговый регламент ……………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы …………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ….............................
1.Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела….........4
2.Таможенная служба……………………………
3.Таможенная политика Петра 1………………………………………………...8
4. Таможенный тариф 1724 г. ………………………………………………….12
5. Морской торговый регламент ……………………………………………....17
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….22
Проблема содержания и структуры таможенного дела имеет не только концептуально-теоретическое, но и прикладное значение. Хотя Таможенный кодекс Российской Федерации и определяет понятие "таможенное дело", тем не менее некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными, и надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным.
Согласно ст. 1 ТК, таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это лаконичное и в то же время достаточно емкое определение понятия и одновременно структуры таможенного дела характеризует его в целом верно.
Однако если попробовать обобщенно определить главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер и, во-вторых, неоднородность составляющих элементов.
Эти особенности обусловлены природой и предназначением таможенного дела, служащего решению весьма разнородных задач. Между тем приведенное из ТК определение не охватывает ряда очень важных составных частей таможенного дела. Остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержании таможенной политики в структуре таможенного дела. И почему вообще таможенная политика включается в понятие "таможенное дело"?
Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.
С учетом сказанного структура таможенного дела может быть представлена следующими двенадцатью блоками:
1) таможенная политика;
2) перемещение через таможенную
границу товаров и
3) таможенные режимы;
4) таможенно -тарифное регулирование;
5) таможенные платежи;
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.
Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.
По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям
В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3 %-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.
Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались местные тариф.
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.
Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.
Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы.
Таможня после Петра I.
В интересах развития внешней торговли и для пользы “лучшего распорядку в купечестве” в 1729 г. был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С начала 40-х гг. XVIII в. составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли”.
Информация о работе Таможенная политика России в первой четверти 18 века. Таможенный тариф 1724