Таможенная политика России в первой четверти 18 века. Таможенный тариф 1724
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:29, реферат
Описание работы
Таможенная политика-часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период высокие таможенные пошлины на импортные товары и ,как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ….........................................................................................................2 1.Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела….........4 2.Таможенная служба………………………………………………………….....7 3.Таможенная политика Петра 1………………………………………………...8 4. Таможенный тариф 1724 г. ………………………………………………….12 5. Морской торговый регламент ……………………………………………....17 Заключение……………………………………………………………………...20 Список литературы …………………………………………………………….
В 1724 года был издан
новый таможенный тариф. Тариф 1724 г. был
охранительным, протекционистским. Тариф
1724г. оставил в силе запрет на ввоз краски
бакана. На товары, которые привозились
в достаточном количестве, назначалась
пошлина в размере 75%. В их числе оказались
скатерти, салфетки, парусина, шелковые
парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный
воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное
масло, железо "не в деле", иглы, пергамент
и другие. Высокопокровительственная
пошлина в размере 50% с цены была наложена
на голландские полотна, бархат, волоченное
и пряденое серебро, карты, шелковые парчи.
Умеренно - покровительственная
пошлина в размере 25% - на все шерстяные
ткани, кроме сукон, полушелковые ткани,
байку, выделанные кожи, чулки, бахрому,
рукавицы, писчебумажные товары, железное
оружие, стеклянные бутылки.
Обложение остальных
товаров преследовало фискальной цели:
с готового женского платья, зеркал, игрушек
взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой,
медной и оловянной посуды - 10%.
К беспошлинному ввозу
разрешались изделия из драгоценных металлов,
огородные семена, животные, кроме лошадей,
многие строительные материалы, некоторые
продукты питания: апельсины, лимоны, устрицы
и т.п.
Совершенно были освобождены
от ввозной пошлины товары, которые не
производились в России: шелковые товары,
различных сортов кисеи, обои, математические
и хирургические инструменты, очки и т.п.
Размер пошлинного
обложения и ввозимых однородных товаров
повышался вместе со степенью их обработки.
Вывозная пошлина оставлена в прежнем
размере - 3% с цены. Лишь некоторые российские
товары, например "не деланные" лосиные,
оленьи, сайгачьи и козлиные кожи, льняная
пряжа, бадьян, под предлогом их использования
в качестве сырья на российских фабриках
и мануфактурах были обложены, по существу,
запретительной 75% пошлиной или запрещены
к вывозу.
Оригинальность тарифа
1724 г. заключалась и в том, что перечень
привозных и отпускных товаров был составлен
в алфавитной последовательности.
Пошлину с привозных
и отпускных товаров предусматривалось
взимать ефимками, считая каждый ефимок
по 50 коп. При это русские купцы не имели
преимуществ перед иностранными. Если
же они не имели ефимков, с них следовала
брать российскими деньгами по 125 коп.
за ефимок, однако если собственные товары
российских купцов вывозились ими же на
их собственных кораблях, с них взималась
только третная пошлина и то русскими
деньгами, считая по 90 копеек за ефимок.
При вывозе тех же товаров на тех же условиях
через Архангельск пошлина взималась
в половинном размере и тоже российской
монетой.
Этой привилегией могли
воспользоваться исключительно российские
подданные. Иностранцы были лишены возможности
отправлять за море свои товары с убавкой
пошлины. Их попытки вывезти из России
товары с помощью российских купцов, выдававших
их за свои, строго пресекались.
Издание тарифа и его
введение были осуществлены с такой поспешностью,
что иностранные торговцы, успевшие заключить
контракты и даже направить торговые суда
в Архангельск, оказались в незавидном
положении. Неудивительно, что это вызвало
с их стороны настоящий поток жалоб.
Следует подчеркнуть
и то, что действия тарифа распространялось
на весьма ограничительный участок таможенной
границы страны, о чем свидетельствовало
само его название: "Тариф привозным
и отвозным товарам для портов: Санкт-Петербурского,
Выборского, Нарвского, Архангельского
и Кольского". На остальной территории
страны пошлины продолжали взиматься
согласно статьям Новоторгового устава
1667 года .
Протекционистский
тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю
и ослаблял приток таможенных доходов.
Кроме того, усилился контрабандный ввоз
товаров. Покровительственный тариф 1724
г. просуществовал до 1731 г., пока не был
принят новый тариф. В соответствии с ним
на товары, не производившиеся в стране,
вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10
%), на производившиеся - повышенная (до
20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной
системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся
русская промышленность.
Особенности тарифа.
Тариф 1724 г. имел целый ряд особенностей.
Перечень привозных и отпускных товаров
был составлен в алфавитной последовательности.
Около половины из них было обложено адвалорными
пошлинами (Адвалорные пошлины (от лат.
ad valorem - от стоимости) устанавливаются
в виде определенного процента от таможенной
стоимости товара). Остальные –
пошлинами с меры и массы (аршина, дюжины
какого-либо товара, пуда) в фиксированной
денежной сумме, исчисленной в рублях
и копейках, т.е. специфическими пошлинами
(Специфические пошлины устанавливаются
в виде конкретной (твердой) денежной суммы
за единицу измерения количества товара
(веса, объема, штуки и др.). Величина специфической
пошлины зависит не от стоимости, а от
количества ввозимого или вывозимого
товара). Важно отметить
и то, что система классификации товаров
не отличалась совершенством: товарные
позиции соответствовали коммерческим
названиям товаров без каких-либо дополнительных
определений или объяснений. В основу
исчисления пошлин был положен «арифметический»
прием для определения окладов пошлин
на привозимые товары: если в процентном
отношении внутреннее производство какого-либо
товара достигало 25 % соответствующего
импортируемого аналога, то пошлина составляла
четвертую часть цены последнего; если
трети – третью часть: если половины –
50 %; если превышало привоз – 75 %. Таким
образом, размер пошлинного обложения
ввозимых товаров был поставлен в зависимость
от степени развития внутреннего производства. На
товары, которые уже производились в достаточном
количестве, была назначена 75 %-я пошлина
ad valorem. В их числе оказались:
скатерти, салфетки, парусина тафта, ленты,
колпаки; очищенный воск, крахмал, поташ,
купорос, скипидарное масло, железо «не
в деле», иглы, пергамент и др.
Пошлину с привозных и отпускных
товаров предусматривалось взимать «полновесными
ефимками», считая каждый ефимок по 50 копеек.
При этом русские купцы не имели преимуществ
перед иностранцами, при неимении ефимков
они могли заплатить «российскими деньгами
по 125 коп. за ефимок» Однако, при условии,
что собственные товары российских купцов
вывозились ими же на их «собственных
своих кораблях, как построенных в России,
так и на купленных иностранного дела»,
с них взималась 1/3 отпускной пошлины русскими
деньгами, считая по 90 коп. за ефимок, при
вывозе товаров на тех же основаниях через
Архангельск пошлина взималась в половинном
размере и тоже российской монетой. Следует
отметить и то, что действие тарифа распространялось
на весьма ограниченный участок таможенной
границы страны, о чем свидетельствовало
само его название: «Тариф привозным и
отвозным товарам для портов: Санкт-петербургского,
Выборгского, Нарвского, Архангельского
и Кольского».
Морской торговый
регламент.
1724 г. Одновременно с таможенным
тарифом 1724г. Был опубликован «Его Императорского
Величества Всемилостивый Регламент или
Устав, по которому все высшего и низшего
чина персоны, как подданные ,так и иностранные
,а наипаче купцы, и корабельщики, которые
в сие Государство приезжают и отъезжают,
все послушливо поступать имеют».Морской
торговый регламент внес существенные
уставы. Им в частности, устанавливалось,
что все иностранные суда, которые входили
в российский порт или покидали его, должны
были извещать об этом в тогоузе или другом,
определенном месте, для того, чтобы корабль
сопровождался до самой таможни специальным
человеком.
После прихода корабля в порт
досмотрщику надлежало явиться в таможню,
а «корабельщику до того времени из гавена
никуда не отъезжать, доколе корабль весь
досмотрен будет , под лишением одного
своего корабля и всех товаров, которые
в нем будут».При этом последний должен
был иметь при себе «все надлежащие документы»,
с которых он мог «роспись о грезе верно
подать».Корабельщикам и купцам вменялось
в обязанность правильно указывать свои
товары, их цену и страну происхождения.
До завершения досмотровых мероприятий
никому не разрешалось сходить с корабля;
запрещалось его разгрузка. Таким образом,
отменялась прежняя система контроля
за правильностью таможенной оценки товаров,
когда сам таможенный голова и его помощники
присутствовали при заключении торговой
сделки.
Довольно строго регламентировались
и погрузочные работы в частности,
погрузку корабля разрешалось
производить лишь в присутствии
досмотрщиков (цевальников). Во время погрузочно-разгрузочных
работ всем купеческим кораблям, имевшим
пушки, предписывалось держать бойницы(«окна»)
закрытыми. За нарушение налагался штраф
25 ефимков. Одновременно устанавливались
сроки уплаты таможенных платежей: при
ввозе пошлину надлежало востребовать
«прежде, чем товары из пакгауза возьмет
хозяин», при экспорте –до выхода до корабля.
При этом, если плательщик не имел ефимков,
то должен был «за всякий ефимок по 125 копеек
заплатить».
Регламентом предусматривался
таможенный режим таможенного склада.
«Буде которой фурман иди судовщик, -говорилось
в нем, привезет с собой от кого какие ящики
или тюки, а скажет, что хозяин сам тех
ящиков или тюков будет после, и захотят
они те ящики или тюки до приезду хозяйского
в таможне оставить: тогда надлежит иные
ящики или тюки и кипы таможенной печатью
запечатать, и до приезду хозяйского в
анбаре беречь».
Шкиперам и матросам разрешалось
торговать на своих кораблях в розницу
товарами установленного ассортимента:
глиняной посудой, домашней утварью, свежими
овощами, мясом, колбасными изделиями,
«всяким иностранным пивом» и т.д
Отдельными статьями устава
вводились преимущества для отечественных
предпринимателей. Хотя российские товары
и подлежали ввозной пошлине при перемещении
из одного российского порта в другой
российскими подданными, их последующая
доставка в третий российский порт российскими
же подданными производилась беспошлинно.
Если же российские товары из одного российского
порта в другой перемещал иностранец(с
целью продажи), он оплачивал не только
вывозную пошлину в порту отгрузки, но
также и ввозную пошлину в порту доставки.
Важно подчеркнуть то, что регламент
1724 года имел характер всеобщего установления,
т.е даже воинские корабли должны проходить
таможенные процедуры, если они имели
на борту товар, в противном случае на
капитана корабля налагался штраф и понижение
на службе.
Изменив содержание и порядок
таможенного оформления и таможенного
контроля, рагламент заново определил
составы таможенных преступлений и правонарушений
в сфере таможенного дела, а также ответственность
за эти преступления и нарушения.
Заключение.
В первой четверти 18 века, а
именно в годы царствования Петра 1 получила
стимулы к развитию внутренняя и внешняя
торговля. Этому способствовали развитие
промышленного и ремесленного производства,
завоевание выхода к Балтийскому морю,
улучшение путей сообщения. В этот период
были построены каналы, соединившие Волгу
и Неву. Между отдельными частями страны
усилился обмен, росли обороты российских
ярмарок, в чем проявлялось формирование
всероссийского рынка. Для развития внешней
торговли имели важное значение не только
строительство Петербургского порта,
но и поддержка русских купцов и промышленников
со стороны правительства Петра 1.Это нашло
отражение в политике протекционизма
и меркантилизма, в принятии Покровительственного
тарифа 1724 г.
Таким образом, в результате
преобразований деятельность Петра 1 был
выработан тариф и регламент, основное
содержание которых направлено на защиту
экономических интересов России, регулирование
внешней торговли.
Но, кроме указанных мер, проводились
и другие преобразования в интересах обеспечения
экономической безопасности ,в то числе
установление специальных войсковых формирований
на дорогах для борьбы с контрабандой,
введение фискалов и другие меры.
Все это осуществлялось с одной
целью – создать заслон на пути движения
контрабандистов и обеспечить сохранность
богатств России.
Что же касается протекционистской
политики, проводимой с середины 20-х и
до начала 30-х годов, то она была направлена
на ограждение таможенными пошлинами
национальной торговли. Но вскоре обнаружились
недовольство ее результатом со стороны
торгового сословия, и прежде всего иноземных
торговых людей, число которых было весьма
значительным при царском дворе.
Следует отметить, что таможенная
политика в первой четверти 18 века получило
дальнейшее развитие. Таможенная политика
государства отражала интересы правящего
класса и была направлена на рост экономики
страны. Значительных успехов достигла
внешняя и внутренняя торговля.
Список литературы:
1.Блинов Н.М. Таможенная политика
России Х-ХХ веков. - М., 1997
2. Кисловский Ю.Г. История таможни
государства Российского. – М,. 1995
3.Таможенное дело в России Х
– начало ХХ вв. – СПБ., 1995
4.Витчевский В. Торговая, таможенная
и промышленная политика России со времен
Петра Великого до наших дней. – СПБ., 1909