Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности системы таможенно- банковского валютного контроля.
Объектом является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.
Предметом являются теоретические и практические аспекты таможенно-банковского валютного контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление…….4
1.1 Этапы развития валютного контроля в Российской Федерации…………………………………………………………………………4
1.2 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….13
1.3 Виды валютного контроля…………………………..........................15
Глава 2. Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте……………………………………………………………………………17
2.1 Система таможенно – банковского валютного контроля………...17
2.2 Валютный контроль над экспортными поставками……………….22
Глава 3. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля………………………..........................................................24
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза…………………………..........................24
3.2 Новый этап развития валютного регулирования в России………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 74.25 Кб (Скачать файл)

Так, с 1 июля 2006 года были сняты ограничения  на резервирование средств участниками  валютных расчетов при проведении любых  операций движения капитала, требование об обязательном использовании специальных  счетов при осуществлении отдельных  видов валютных операций, регулируемых Банком России, а также снято ограничение  обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом при  проведении валютных операций.

С 1 января 2007 года в Законе произошли  существенные изменения, оказывающие  влияние на права и обязанности  граждан и юридических лиц, возникающие  в связи с совершением валютных операций. Так, в частности, исключено  понятие специального счета для  осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона).

Утратили силу части 1, 2 и 3 статьи 8 Закона. Для резидентов, например, теперь не требуются больше специальные  счета при совершении таких валютных операций, как расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами  нерезидентам, а также резидентами  от нерезидентов; операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты  и переводы, связанные с передачей  внешних ценных бумаг, и другие. Не требуются также специальные  счета во многих случаях и для  нерезидентов.

Прекратила действие также часть 4 статьи 8 Закона, согласно которой  расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами  нерезидентам осуществлялись только путем  зачисления суммы кредита или  займа на банковский счет нерезидента  в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке. Отсюда следует, что теперь такие суммы могут  зачисляться как на счет нерезидента  в валюте РФ в уполномоченном банке  на территории России, так и на счет нерезидента в валюте РФ, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.

В связи с отменой части 8 статьи 8 Закона расчеты между резидентами  и нерезидентами по операциям  с внутренними и внешними ценными  бумагами могут по их свободному усмотрению осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной  валюте. Банк России теперь не требует  использования специального счета  при совершении валютных операций между  физическими лицами - резидентами  и нерезидентами с внешними ценными  бумагами на сумму свыше 150000 долларов в течение календарного года.

Также с 1 января 2007 года утратила силу и статья 21 Закона, которая предусматривала  обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке  Российской Федерации, а также требование о предварительной регистрации  в налоговых органах счета (вклада), открываемого в банках за пределами  территории Российской Федерации, ранее  установленное статьями 12 и 18 Закона.

Как видим, Закон предусматривает  гибкую систему установления и снятия валютных ограничений на осуществление  валютных операций, ряд из которых  рассматривался законодателем в  качестве временных мер и действовал исключительно до 1 января 2007 года. Тем  самым значительно расширены  права российских участников внешнеэкономической  деятельности и заложены основы для  дальнейшей либерализации валютных отношений.

Постепенное, поэтапное изменение  системы валютного регулирования  и валютного контроля являет собой  один из наиболее удачных примеров проведения реформ в России.

Результатом преобразования системы  валютного регулирования и валютного  контроля стал переход от неправовых, разрешительных принципов к совершенно объективным и правовым, действующим  во всем цивилизованном мире механизмам регулирования валютных операций.

Современная система российского  валютного законодательства максимально  упрощена, она не требует от субъектов  внешнеэкономической деятельности серьезных трудовых, финансовых и  временных затрат на изучение нормативной  базы в области валютного контроля, наделяя их при этом широким кругом прав при осуществлении валютных операций, открытии и ведении счетов.

В то же время упрощение порядка  осуществления валютных операций, открытия и ведения счетов отнюдь не означает смягчения мер административного  воздействия за несоблюдение норм валютного  законодательства.

Одновременно с реформированием  нормативной базы в валютной сфере  происходила перестройка институциональной  системы валютного контроля от нескольких дублирующих полномочия друг друга  в сфере валютного контроля субъектов  к четко структурированной системе  органов и агентов валютного  контроля.

Отмена ограничений в валютной сфере, рост и укрепление российской экономики в перспективе позволит в полном объеме перейти к полной конвертируемости рубля. Следует особо  отметить, что либеральное законодательство подразумевает широкие возможности  для участников внешнеэкономической  деятельности.

При этом существенное изменение методов  валютного регулирования, направленное на снятие излишнего административного  давления на резидентов и нерезидентов, повышение инвестиционной привлекательности  России не предполагает снижение нагрузки на органы и агентов валютного  контроля. При таком подходе законодатель устанавливает необходимость четкого  отлаженного механизма контроля со стороны государства.

Итак, либерализация валютного законодательства Российской Федерации, заключающаяся в снятии таких ограничений, как резервирование, использование специального счета и т.д., не создает предпосылок для изменения системы валютного контроля в целом.

Подводя итоги сказанному, можно  сделать вывод о том, что либерализация  валютного законодательства Российской Федерации, безусловно, способствует развитию различных направлений внешнеторговой деятельности, укреплению стабильности национальной валюты Российской Федерации  и переходу к свободной конвертируемости рубля.

При этом валютная либерализация не приводит к отмене валютного контроля. Более того, увеличение объемов валютных операций, а также прав и свобод резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории Российской Федерации, требует повышения эффективности  валютного контроля - необходимости  четкого реагирования со стороны  государства, направленного на обеспечение  защиты экономического суверенитета России, а также стабильности денежной системы  и укрепления курса национальной валюты.

    1. Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля

Система валютного регулирования и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций. Государственное регулирование в этой области призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать подъему ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создавать условия для внешнеторговой интеграции в мировое хозяйство.

         Для определения необходимости валютного регулирования и контроля следует выделить предпосылки для возникновения в экономике ситуации, требующей принятия государством мер по регулированию валютных отношений. 

Важнейшей исходной предпосылкой является международное разделение труда, которое неизбежно ведет  к избытку в стране одних товаров  и услуг и недостатку других. В  результате возникает необходимость  обмена продуктами труда  между странами7.

В результате международного разделения труда у стран возникает  необходимость в реализации продуктов  труда на мировом рынке, а также  необходимость в импорте определенных товаров и услуг. 

Международная торговля порождает  проблему эквивалентного обмена продуктами труда различных государств. При  осуществлении расчетов по внешнеторговым сделкам в условиях денежного  хозяйства появляется  проблема взаимного обмена валют - законодательно установленных денежных единиц отдельных государств или групп государств. Возникает необходимость измерения товаров и услуг на мировом рынке в некотором всеобщем эквиваленте. Наиболее остро данная проблема встала при переходе от системы золотого стандарта к системе кредитных денег, не имеющих золотого обеспечения.  
       В современных условиях в роли такого всеобщего эквивалента выступают наиболее устойчивые и распространенные в мире валюты ряда развитых стран. 

Главными источниками  спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, выделяемыми многими экономистами, являются: 

    • осуществление платежей по внешнеторговой деятельности;
    • осуществление операций движения капитала; 
    • осуществление платежей неторгового характера. 

Таким образом, наличие в  стране достаточного количества широко используемой в международных расчетах иностранной валюты объективно необходимо для обслуживания современных международных  экономических отношений.  
        В результате будет справедливым следующий вывод: в условиях международного разделения труда и развития международных экономических отношений страны с валютой, не являющейся свободно используемой, вынуждены регулировать курс своей валюты в целях недопущения его резких колебаний (нежелательной траектории), способных привести к негативным последствиям для экономики. Регулирование валютного курса также способно стимулировать рост экономики (как правило, за счет улучшения условий для экспорта).

Кроме того, в стране должен быть обеспечен баланс притока и  оттока свободно используемой валюты, нарушение баланса может привести к негативным последствиям для экономики как напрямую -через сокращение производств, ориентированных на импорт, рост цен на импортные товары, падение благосостояния населения в связи с сокращением импорта более качественных товаров, так и косвенно - через давление на валютный курс. В связи с этим возникает необходимость в регулировании спроса и предложения свободно используемой валюты на внутреннем валютном рынке. 

Следовательно, валютное регулирование  и контроль подчинены следующим  основным целям: 

- обеспечение баланса  спроса и предложения на внутреннем  валютном рынке; 

- недопущение нежелательной  динамики и резких колебаний  валютного курса.

    1. Виды валютного регулирования

         Межгосударственное валютное регулирование осуществляется в целях создания рамочного механизма, который способствует обмену товарами и услугами и движению капиталов между сторонами и обеспечивает устойчивый экономический рост путем:

- координации валютной политики  отдельных стран и общеэкономической  интеграции;

- принятия совместных мер по  преодолению кризисных ситуаций;

- согласования валютной политики  стран – участниц соглашения  в отношении третьих стран.

       Проведение международной валютной политики представляет собой чрезвычайно трудную задачу, что объясняется столкновением национальных интересов стран, имеющих различный уровень экономического развития и зачастую преследующих совершенно противоположные экономические и политические цели8.

        Внутренне валютное регулирование по своей природе направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними (межрегиональными) валютными потоками, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости национальной валюты. Особенно важную роль играет валютное регулирование в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой (замкнутой).

Валютное регулирование на любом  уровне его осуществления может  быть прямым (когда осуществляется путем издания нормативных правовых актов и совершения конкретных административных действий органами государственной  власти) и косвенным (когда используются экономические, в частности кредитно-финансовые, рычаги влияния на поведение субъектов  валютного рынка, например изменение  учетной ставки центрального банка  страны).

Подводя итоги сказанному, можно  сделать вывод о том, что либерализация  валютного законодательства Российской Федерации, безусловно, способствует развитию различных направлений внешнеторговой деятельности, укреплению стабильности национальной валюты Российской Федерации  и переходу к свободной конвертируемости рубля.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ.

2.1 Система таможенно – банковского валютного контроля

Первым реальным шагом по осуществлению  валютного контроля в России в  условиях особого внимания к экспорту, ориентированному на сырьевые  товары как основному источнику поступления валютных ресурсов, стало введение технологии таможенно – банковского валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

С 1994 г. валютный контроль как направление  работы таможенной службы получил реальное воплощение в рамках созданной ГТК  России совместно с Банком России автоматизированной системы таможенно  – банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми  в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами. При этом значение таможенных органов в организации  этой системы трудно переоценить, поскольку  сама технология контроля реализована  на основе информационного и технологического потенциала ГТК России.

Информация о работе Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте