Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности системы таможенно- банковского валютного контроля.
Объектом является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.
Предметом являются теоретические и практические аспекты таможенно-банковского валютного контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление…….4
1.1 Этапы развития валютного контроля в Российской Федерации…………………………………………………………………………4
1.2 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….13
1.3 Виды валютного контроля…………………………..........................15
Глава 2. Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте……………………………………………………………………………17
2.1 Система таможенно – банковского валютного контроля………...17
2.2 Валютный контроль над экспортными поставками……………….22
Глава 3. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля………………………..........................................................24
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза…………………………..........................24
3.2 Новый этап развития валютного регулирования в России………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
Однако, в соответствии с Правилами ведения статистики взаимной торговли, заполненная Статистическая форма не является сопроводительным документом при перевозке товаров на всем пути их следования по территории Российской Федерации. Передача заявителем заполненной Статистической формы перевозчику не требуется. С позиции практики становится невозможно осуществлять контроль за наличием Статистической формы на перевозимый товар.
Возникает вопрос о возможности использования данной формы в качестве подтверждающего документа при осуществлении контроля за валютными операциями резидентов.
Так, согласно Положению Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», резидент представляет в банк документы в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз или вывоз товаров без подачи таможенной декларации.
Статистическая форма может использоваться резидентом в качестве одного из документов, подтверждающих перемещение товаров по территориям стран – членов Таможенного союза только при условии включения данной Статистической формы в Положение Банка России.
Существует и другая проблема: Статистическая форма, заполняемая резидентом при перемещении товаров в рамках Таможенного союза, содержит сведения о резиденте, номере и дате договора, стоимости товара. Однако, в ней отсутствуют сведения о Паспорте сделке, что значительно затрудняет процесс осуществления валютного контроля.
Для исключения «серых схем», используемых недобросовестными резидентами при осуществлении взаимной торговли в рамках Таможенного союза, а также их ухода от валютного контроля, необходимо включение в Статистическую форму графы «Номер Паспорта сделки», а также обязательное представление данной формы в уполномоченные банки для ведения досье по Паспорту сделки и в налоговые органы для возмещения НДС.
В настоящее время остро ощущается отсутствие автоматизированного информационного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, основанного на использовании современных телекоммуникационных технологий, позволяющих владеть информацией об участниках взаимной торговли, о фактах перемещения товаров и осуществления валютных операций, проводимых резидентами с нерезидентам во взаимной торговле.
Существующие проблемы могут привести
к теневому бизнесу, утечке капитала
за рубеж и позволить
Для повышения эффективности валютного контроля в рамках Таможенного союза необходимо совершенствование законодательной базы, внедрение интегрированных информационных систем внешней и взаимной торговли, позволяющих создать единый комплекс программных средств, используемых органами и агентами валютного контроля. Все это позволит создать условия по выработке новых подходов в модернизации системы валютного контроля в РФ12.
По своей сути Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция № 138-И) является синтезом Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В новой инструкции существенно упрощен порядок заполнения и передачи документов резидентами в уполномоченный банк.
В Инструкции № 138-И изменены формы и порядок заполнения паспортов сделок, справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, а также пересмотрены коды валютных операций и механизм взаимодействия резидента и уполномоченного банка.
Как и в предыдущей Инструкции
№ 117-И, уполномоченный банк определяет
ответственного сотрудника, имеющего
право совершать от имени уполномоченного
банка как агента валютного контроля
действия по валютному контролю, в
том числе подписывать
Иными словами, новая инструкция предусматривает возможность полностью перейти на электронный документооборот между резидентом и банком паспорта сделки, что соответственно ускорит и упростит процесс получения клиентами банка документов валютного контроля. Особенно это важно для тех участников ВЭД, которые территориально расположены в отдаленном месте от уполномоченного банка.
Еще одним важным моментом, который также упрощает документооборот, является то, что резидент теперь на основании доверенности может наделять правом подписи документов иное лицо, которое не обладает правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Что касается сферы действия новой инструкции, то она намного шире своей «предшественницы». Так, действие новой инструкции распространяется, помимо резидентов, являющихся юридическими (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями, на физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Из вышеизложенного следует, что если резидент (физическое лицо) заключил от своего имени внешнеторговый контракт и сумма контракта свыше $ 50 000, то он будет обязан открыть паспорт сделки и в дальнейшем представлять в установленные инструкцией сроки все необходимые документы для валютного контроля.
Новая инструкция дала возможность резидентам, имеющим обособленные филиалы, производить оплату как непосредственно со своих счетов, так и со счетов их филиалов при условии, что счета резидента и его обособленного филиала находятся в одном уполномоченном банке. Более того, резидент, согласно Инструкции № 138-И, может делегировать свою обязанность по оформлению паспорта сделки своему филиалу14.
Иными словами, новая инструкция
предусматривает возможность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время единственной в стране системой сплошного автоматизированного контроля является система валютного контроля в отношении экспорта, импорта товаров и бартерных сделок, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Ею охвачено до 80 % экспортных операций и большинство импортных и бартерных операций.
Учитывая значительные изменения в валютном законодательстве в последние четыре года: распространение валютного контроля на расчеты в валюте РФ, почти в три раза сокращены сроки проверок по предполагаемым фактам нарушения валютного законодательства, одновременно являющимися нарушениями таможенных правил, следует сделать вывод об улучшении эффективности системы валютного контроля.
Главной особенностью валютного контроля является плохое взаимодействие таможенных органов с уполномоченными банками. Несмотря на то, что первые играют важную роль в системе валютного контроля, без уполномоченных банков данный контроль не смог бы существовать.
Учитывая то, что в настоящее время в Федеральном законе № 173-ФЗ определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, представляется целесообразным в новую схему ТБВК включить и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного контроля отслеживать государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и, поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки.
Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.
Среди других путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками» путем ужесточения разрешительной процедуры деятельности фирм, получения лицензии и усиления государственного контроля за ними. Положительную роль здесь может сыграть использование таможенными органами информационных баз ЦБ России, ФНС России, Росфинмониторинга, Росфиннадзора, МВД России,Минэкономразвития РФ и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. Заслуживает внимания также создание в стране единого информационно-аналитического центра по данному вопросу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Вострикова Л.Г. Валютное право. - Учебное пособие для вузов – М.:: Юстицинформ, 2006. – 460 с.
2 Платонова И.Н.Валютный рынок и валютное регулирование – М: Инфра-М, 2007. – 350с.
3 Вострикова Л.Г. Валютное право. - Учебное пособие для вузов – М.:: Юстицинформ, 2006. С. 28
4 Вострикова Л.Г. Валютное право. - Учебное пособие для вузов – М.:: Юстицинформ, 2006. С. 36
6 Вострикова Л.Г. Валютное право. - Учебное пособие для вузов – М.:: Юстицинформ, 2006. С. 69
7 Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник - М.: Экономист, 2008. С.55
8 Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник - М.: Экономист, 2008. С.78
9 Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб. пособие.- М.: ФБК - ПРЕСС, 2011. С.158
10 Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб. пособие.- М.: ФБК - ПРЕСС, 2011. С. 160
11 Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб. пособие - М.: РИО РТА, 2010. С. 89
12 Кузовенко Тамара Леонтьевна Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 17
Информация о работе Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте