Таможенное право в системе отраслей российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть таможенное право в качестве отрасли российского законодательства.
Постановка цели определила следующие основные задачи:
 проанализировать научную литературу по данной теме;
 рассмотреть таможенное право как формирующуюся юридическую науку и учебную дисциплину;
 выявить предмет, методы таможенного права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Таможенное право в системе отраслей российского законодательства 5
1.1 Предмет и метод таможенного права 6
1.2 Принципы таможенного права 10
1.3 Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Файлы: 1 файл

Токаренко.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

 

 

 

Кафедра: таможенное дело и  право

 

 

«Таможенное право в системе отраслей российского законодательства»

 

 

Практическая работа

по дисциплине «таможенное  дело

 

 

 

Студентка группы 51 я

Токаренко Полина Павловна

Дата_______________

 

 

 

 

 

Омск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Таможенное  право в системе отраслей российского  законодательства 5

1.1 Предмет  и метод таможенного права 6

1.2 Принципы  таможенного права 10

1.3 Соотношение  таможенного права с другими  отраслями российского права 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Список использованных источников 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночные преобразования в России дали возможность многим предпринимателям заниматься коммерческой деятельностью не только внутри страны, но и за рубежом. Десятки миллионов тонн различных грузов ежегодно перемещаются через таможенную границу нашей страны. Миллионы граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств регулярно пересекают таможенную границу. В этих условиях чрезвычайную актуальность имеет исследование таможенного права с позиций его преобразования в самостоятельную и комплексную отрасль.

Известно, что каждая отрасль  права имеет свой предмет и  метод регулирования. Поскольку  таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в  правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования  представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. До настоящего времени не разрешен спор между учеными, как рассматривать таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.

Цель данной работы рассмотреть  таможенное право в качестве отрасли  российского законодательства.

Постановка цели определила следующие основные задачи:

  • проанализировать научную литературу по данной теме;
  • рассмотреть таможенное право как формирующуюся юридическую науку и учебную дисциплину;
  • выявить предмет, методы таможенного права;
  • раскрыть принципы таможенного права;
  • соотнести таможенное право с другими отраслями российского законодательства;
  • сделать выводы по теме реферата.

Литература, используемая при  написании данной работы, относится  к литературе, носящей теоретический  характер, а также мы использовали Интернет сайты, что, надеемся, позволило достаточно полно раскрыть поставленные перед нами цель и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Таможенное право в системе отраслей российского законодательства

1.1 Предмет и метод таможенного права

 

Известно, что отрасль  права представляет собой систему  правовых норм, определяемую собственными предметом и методом правового  регулирования. Поэтому для полной и детальной характеристики любой  отрасли права необходимо определить ее предмет и метод. Эти два  элемента позволяют идентифицировать нормативно-правовое образование как  самостоятельную отрасль права  и отделить ее от других отраслей.

Поскольку таможенное право  — явление сравнительно новое  в правовой науке, то среди юристов нет единодушия в вопросе: существует ли самостоятельная отрасль российского права — таможенное право — или нет. До сих пор не утихают споры о месте таможенного права в системе права Российской Федерации.

Действительно, рассматривая вопросы привлечения  физических и юридических лиц  к ответственности за нарушения  таможенных правил, необходимо руководствоваться  нормами административного законодательства. Однако предмет исследуемой отрасли  этим далеко не ограничивается. Здесь  и институт таможенного оформления, и институт таможенного режима и  порядок осуществления таможенного  контроля, и правила взимания таможенных платежей, которые исходят из других отраслей права.

К.К. Сандровский в свое время относил таможенное право к административному праву, но он не исключал возможности, что со временем таможенное право может выделиться в отдельную отрасль права: «Признавая обоснованность отнесения таможенно-правовых норм к сфере административного права, мы полагаем, вместе с тем, что в настоящее время уже есть основания говорить о наличии особой подотрасли в рамках административного права - таможенной отрасли». И далее: «... не исключено, что со временем, по мере дальнейшего развития правового материала в этой области, появится возможность и для выделения таможенного права в качестве самостоятельной отрасли». К.К. Сандровский указывает на возможные пути формирования отрасли как самостоятельной.

Таможенное право находится  на стыке как экономических, так и юридических наук. Поэтому его изучение невозможно без рассмотрения таких отраслей права, как административное, финансовое, уголовное, трудовое и т.д. Многие другие экономические категории и политические институты также оказывают на таможенное право большое влияние.1

Каждая  самостоятельная отрасль права  имеет свой предмет регулирования. Отрасль права – это главное  подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающего  целые участки, комплексных, однородных отношении.

А.Н  Козырин замечает: «Если предметом административного регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то предметом таможенного права служит весь комплекс общественных отношений, возникающих в связи с пересечением товаров и транспортными средствами таможенной границы».

Под предметом  правового регулирования в любой  отрасли права понимается круг определенных общественных отношений. Иными словами, у каждой отрасли права свой предмет  изучения. Действительно, круг отношений  широк как у таможенного права, так и у других отраслей, но данное выше определение лишь указывает  на широту общественных отношений, не более. Таможенное право, по нашему представлению, регулирует комплекс однородных общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, установлением государством определенного таможенного режима, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики.

Это свидетельствует  о том, что таможенное право –  это комплексная отрасль российского  права, представляющая собой систему  правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений.

Некоторые юристы делают однозначный вывод, что  таможенное право – это институт административного права. Сведение целой отрасли таможенного права  со своим предметом регулирования (кругом общественных отношений) к институту  административного права представляется нецелесообразным, хотя большая часть  этих отношений действительно регулируется административным правом.

Таможенное  право имеет как свой участок  регулирования, так и свое законодательство. На сегодняшний день таможенное право отличается от других отраслей своей динамичностью, так как наиболее тесно связано с политикой и экономикой, являясь их инструментом.

В данном выше определении можно отметить два признака, которые указывают  на то, что отрасль является самостоятельной. Первый признак – это, что отрасль  имеет свой предмет регулирования; второй признак – это кодификация. Хотя кодификация не является основным признаком самостоятельности отрасли, однако, он свидетельствует о том, что отрасль имеет обширное законодательство, что весьма существенно.

На  сегодняшний день таможенное право  имеет громадное значение для  Российского государства, именно как  самостоятельная отрасль, так как  оно стоит на защите экономических  интересов, и не только внутренних, но и внешних.

Предмет таможенного права – это круг однородных общественных отношений, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу  РФ, установлением таможенного режима, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем  и другими средствами проведения таможенной политики в целом.

Таким образом, представляется необходимым  указать критерии, по которым можно  выделить таможенное право в самостоятельную  отрасль: 1) кодификация, 2) общественная значимость и обширность материала, 3) политическая и общественная заинтересованность государства.

Не  менее важный критерий выделения  права в самостоятельную отрасль  – это правовой метод регулирования  общественных отношений.

Метод правового регулирования  отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных  законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих  правоотношений, т.е. каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений  может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него общественных отношений.

Главная особенность таможенных отношений в том, что все они  складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу, его оформлением  и контролем, а также уплатой  таможенных платежей.

В теории права различают  два основных метода правового регулирования  общественных отношений — императивный (основан на власти и подчинении, выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений) и диспозитивный (основан на равенстве участников и свободе их действий в определенно установленных нормой пределах). Иными словами, соответственно административно-правовой и гражданско-правовой методы.2

 

 

1.2 Принципы таможенного права

 

Правовое воздействие  каждой отрасли права во многом определяется ее принципами — основополагающими  началами, главными идеями, которые  являются основой, фундаментом нормативно-правовых предписаний. Принципы отрасли права  являются выражением целей правового  регулирования в соответствующей  сфере общественных отношений и  определяются характером этих отношений, их значением в жизни общества.3

Как и  любой отрасли российского права, таможенному праву присущи принципы законности и демократизма.

Принцип законности означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом. Это означает, что действия как государственных органов и должностных лиц, так и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям Конституции РФ, международным договорам России, а также ее законодательству (включающему в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты различного уровня). Никакие цели, никакая необходимость не могут оправдывать нарушение закона.

Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим  лицам страны. Кроме того, демократизм  таможенного права, например, проявляется  в возможности защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав. Также демократизм таможенного  права выражается в наличии возможности  у граждан и хозяйствующих  субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д.4

Помимо  принципов, присущих всем отраслям права, для таможенного права характерны и специальные принципы.

К ним  следует отнести, во-первых, принцип полного и четкого таможенного регулирования. Он означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере.

Следующий принцип таможенного права — обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов. Этот принцип предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборота, обеспечения соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения интересов всех участников таможенных правоотношений.

Таможенные  средства и инструменты должны постоянно  совершенствоваться. Таможенная служба РФ не должна жить старыми наработками, нужно постоянно быть в поиске, использовать все новое, передовое, что применяется в таможенных службах других стран.

Одним из важных принципов таможенного  права является учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Следует отметить, что Российская Федерация активно участвует в международно-правовом регулировании вопросов таможенного дела, участвует в большинстве многосторонних договоров и соглашений в таможенной сфере.5

 

 

 

 

1.3 Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права

Информация о работе Таможенное право в системе отраслей российского законодательства