Таможенное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования, а также осветить основные проблемы, связанные с присоединением России к ВТО.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Цели и функции таможенного регулирования 3
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления 6
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России 7
5. Таможенные платежи 11
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации 12
6. Валютный контроль в таможенных органах 19
7. Присоединение России к ВТО 21
7.1 Цель создания и основные функции ВТО 21
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО 23
8. Заключение 26
9. Список источников 28

Файлы: 1 файл

Таможенное регулирование(курсовая работа)1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные. Распространены следующие виды лицензий:

  • разовая индивидуальная;
  • генеральная;
  • лицензирование с целью наблюдения;
  • выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;
  • обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке;
  • выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной деятельности;
  • выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;
  • лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.

В группу технических  и других специальных требований включают: национальные стандарты, системы  сертификации и прочие нормы; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товара.

В современных условиях все без исключения государства  регулируют свою внешнеэкономическую  политику и через таможенный тариф, и через нетарифные ограничения.

 

 

  1. Валютный контроль в таможенных органах

 

Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью  без активного участия в этой работе таможенных органов. Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе, валютного.

Понимание этого послужило  основанием для определения функций и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации:

  • таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного  контроля и определением компетенции  таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте  впервые в России появилась реальная возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы.

В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли-продажи.

Объективно, в настоящий  момент экономическая ситуация в  России соответствует стандартным  критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ГТК России было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.

При этом действие технологии таможенно-банковского  контроля ограничивается поставками товаров  в таможенном режиме экспорта с расчетами  в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых  контрольных механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также товары, вывозимые  в соответствии с прочими таможенными  режимами.

Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных санкций.

В настоящий момент в случае непоступления  валютной выручки в установленные  актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии Таможенным кодексом Российской Федерации.

Очередным шагом по развитию системы  валютного контроля стало введение в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость введения данной контрольной  системы обусловлена значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-резиденты  в случае необеспечения ввоза  товаров на территорию России несут  ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара.

Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по валютному  и экспортному контролю.

С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Положительные тенденции в действии системы - это переход на общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля.

Вместе с тем, следует  отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК:

  • отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ);
  • необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
  • неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта;
  • недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего - применение мер воздействия к нарушителям.[5, c. 163]

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в  первую очередь служит дальнейшее совершенствование  нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования  и валютного контроля, права и  обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы валютного контроля.

  1. Присоединение России к ВТО

    1. Цель создания и основные функции ВТО

 

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.[9]

Основной целью ГАТТ/ВТО  является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой  предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом деле они основаны на трех простых принципах:

  • принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
  • принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
  • принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.[11]

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений  Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы  являются правовым базисом современной  международной торговли.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при  этом осуществляет контроль за более  широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы  торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие  полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями  ВТО являются: контроль над выполнением  соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.[8, c.147]

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим  образом:

  • создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13]

    1. Основные проблемы присоединения России к ВТО

 

Условно проблемы присоединения  России к ВТО можно разделить  на две группы:

Информация о работе Таможенное регулирование в России