Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель - показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.
Кардинальное изменение
геополитической обстановки за последнее
десятилетие существенно
Радикальная рыночная реформа
признала в качестве одной из основных
целей создание открытой экономики,
полномасштабное вхождение
Цели и задачи курсовой работы:
Цель - показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.
В работе использовался анализ исследований по проблемам таможенного права, торгового международного права. А также был произведен сравнительный анализ правовых позиций российских ученых. Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование экономической деятельности в РФ
1.1 Таможенный
тариф как инструмент
В рыночной экономике государство
осуществляет регулирование
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли .
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.
Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.
Таможенный тариф РФ представляет
собой свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу РФ и
систематизированным в
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.
Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.
С учетом вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что в современных условиях при
определении уровня таможенно-тарифного
обложения в целом и разработке
предложений по установлению конкретных
размеров ставок таможенных платежей
приоритетными основными
Очевидно, что при разработке
мер таможенно-тарифного
1.2 Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ
При осуществлении
Таможенно-тарифное регулирование
относится к экономико-
Согласно Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Круг общественных отношений,
названный в Конституции РФ «таможенное
регулирование», включает в себя совокупность
элементов, обеспечивающих государственное
регулирование
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
Согласно законодательству государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.
Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Следующим звеном правового
регулирования в
Разработку соответствующих
нормативных актов на ведомственном
уровне обеспечивал ранее ГТК
РФ, поскольку на практике именно на
таможенные органы возлагалось применение
таможенно-тарифных мер. Но с принятием
Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе
и структуре федеральных
В соответствии с Указом
Президента РФ ГТК РФ преобразован
в Федеральную таможенную службу,
передав его функции по принятию
нормативных правовых актов в
установленной сфере
Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.
Таможенно-тарифное регулирование
является наиболее важным и трудоемким
процессом, который включает в себя
несколько взаимосвязанных
Принятие решений по таможенно-тарифному
регулированию ВЭД имеет
Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования нового Таможенного кодекса. До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе» (заметим, что соответствующие нормы Закона «О таможенном тарифе» продолжают действовать и в настоящий день). Согласно ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции: в приложениях о правилах происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров. В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.