Вариант 3.
1.Таможенные органы
РФ – это федеральная служба, уполномоченная
в области таможенного дела, и подчиненные
ей таможенные органы РФ, которые непосредственно
осуществляют деятельность в сфере таможенного
дела.
Эмблема таможенных органов
представляет собой факел и кадуцей золотистого
цвета, расположенные накрест в поле ярко-зеленого
геральдического щита. Щит изображается
на фоне золотистого цвета, орла, Государственного
герба Российской Федерации.
Флаг таможенных органов символизирует
государственную принадлежность морских
и речных судов, плавающих под ним. На судне,
находящемся в кампании (плавании), поднимается
вымпел, который носится постоянно, в течение
всей кампании, в любую погоду, на ходу
и на якоре.
Эмблема таможенных органов
может размещаться на зданиях и сооружениях
таможенных органов, на автотранспортных
средствах, морских, речных и воздушных
судах таможенных органов, в залах заседания
коллегий (советов) таможенных органов,
в рабочих кабинетах руководителей таможенных
органов.
Правовой статус таможенных
органов определяется их местом и ролью
в общей системе органов государственной
власти Российской Федерации. Таможенные
органы являются составной частью системы
органов федеральной исполнительной власти
Российской Федерации. Структурa федеральных
органов исполнительной власти определена
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г.
и утверждена в новой редакции Указом
Президента РФ от 9 июля 1997 г.
Исходя из понимания федеральной
исполнительной власти как деятельности,
состоящей в практической реализации
норм и положений Конституции РФ, федеральных
законов и иных правовых актов, можно сказать,
что таможенные органы осуществляют исполнительную
и распорядительную деятельность в сфере
таможенного дела. Эта деятельность состоит
в повседневной практической организации
и осуществлении таможенного дела в стране.
Важной отличительной чертой
таможенных органов, определяющей их место
в общей системе органов исполнительной
власти, является то, что действующим законодательством
они отнесены к числу правоохранительных
органов.
Таможенные органы действуют
под общим руководством Президента РФ
и Правительства РФ и обладают строго
определенной компетенцией в сфере таможенного
дела.
Компетенция таможенных органов —
это система властных полномочий, функций
и задач, возлагаемых государством на
таможенные органы, в их неразрывной связи
между собой. Государство предоставляет
таможенным органам определенные полномочия
для выполнения возложенных на них функций
и решения поставленных перед ними задач.
Полномочия таможенных органов складываются
из совокупности их прав по отношению
к управляемым объектам и обязанностей
перед личностью, обществом и государством.
Никакие иные государственные органы
не вправе принимать решения по вопросам,
отнесенным к компетенции таможенных
органов.
Реализация компетенции таможенных
органов осуществляется в различных правовых формах —
путем правоустановления (издания нормативно-правовых
актов), правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы во исполнение
возложенных на них функций и решения,
поставленных перед ними задач имеют право
издавать правовые акты управления (как
нормативного, так и индивидуального характера),
обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками
правоотношений, урегулированных нормами
таможенного права (государственными
и муниципальными органами, организациями
и учреждениями, юридическими и физическими
лицами — как российскими, так и иностранными).
Правоприменение в деятельности
таможенных органов — это властно-регулятивные
действия должностных лиц таможенных
органов по претворению в жизнь предписаний
правовых норм. Правоприменение должно
осуществляться в точном соответствии
с нормами законодательства, устанавливающих
процедуру правоприменительной деятельности,
круг субъектов правоприменительной деятельности
и другие вопросы. Правоприменительная
деятельность с нарушением требований
правовых норм по ее осуществлению влечет
привлечение виновных в этом должностных
лиц таможенных органов к соответствующему
виду юридической ответственности (вплоть
до уголовной).
Правоохрана осуществляется
таможенными органами путем контроля
за соблюдением субъектами таможенных
правоотношений требований нормативно-правовых
актов, входящих в систему источников
таможенного права, и применением к виновным
лицам в случае их нарушения мер юридического
воздействия.
Единую систему таможенных
органов России в общем виде можно определить
как обусловленную функциональной общностью
совокупность самостоятельных звеньев,
характеризующуюся едиными целями и задачами,
а также вертикальной подчиненностью
нижестоящих звеньев вышестоящим. При
этом каждый орган в соответствии со своим
местом и положением в общей системе играет
определенную роль, выполняя больший или
меньший объем функций, возложенных государством
на таможенные органы в целом.
Эта система имеет четыре звена:
ГТК России, региональные таможенные управления,
таможни и таможенные посты.
Взаимоотношения в системе
таможенных органов основываются на принципе
сочетания централизации и децентрализации.
Централизация выражается в строгой иерархической
подчиненности и подконтрольности нижестоящих
органов системы таможенных органов вышестоящим.
Децентрализация проявляется в наличии
у каждого таможенного органа строго определенной
компетенции по осуществлению таможенного
дела на подведомственной ему территории
и сочетании единого централизованного
руководства с инициативой и ответственностью
нижестоящих таможенных органов за выполнение
возложенных на них функций.
Таможенные органы выполняют
возложенные на них функции на единой
правовой основе. Единство системы таможенных
органов подчеркнуто также наличием у
них единой государственной символики:
все таможенные органы и находящиеся в
их распоряжении морские и речные суда
имеют свой флаг, а автотранспортные средства
и воздушные суда — опознавательный знак
(эмблему таможенных органов).
Деятельность таможенных органов
должна осуществляться в строгом соответствии
с Конституцией РФ, российскими законами
и международными договорами Российской
Федерации по вопросам таможенного дела.
За неправомерные решения, действия или
бездействие своих должностных лиц при
исполнении ими служебных обязанностей
таможенные органы и организации таможенной
службы несут ответственность как юридические
лица. А непосредственно виновные в этом
таможенные служащие несут дисциплинарную,
административную, уголовную или иную
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В Таможенном кодексе Таможенного
союза представлены задачи таможенных
органов в ст.6:
«Статья 6. Таможенные органы
и их основные задачи
1. Таможенные органы обеспечивают
на таможенной территории таможенного
союза решение следующих основных
задач:
1) содействие реализации
единой торговой политики таможенного
союза;
2) обеспечение исполнения
таможенного законодательства таможенного
союза и иного законодательства
государств - членов таможенного
союза, контроль за исполнением которого
возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных
операций и проведение таможенного
контроля, в том числе в рамках
оказания взаимной административной
помощи;
4) взимание таможенных
платежей, а также специальных, антидемпинговых
и компенсационных пошлин, контроль
правильности их исчисления и
своевременности уплаты, принятие
мер по их принудительному
взысканию в пределах своей
компетенции;
5) обеспечение в пределах
своей компетенции соблюдения
мер таможенно-тарифного регулирования
и запретов и ограничений в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную
границу;
6) обеспечение в пределах
своей компетенции соблюдения
прав и законных интересов
лиц в области таможенного
регулирования и создание условий
для ускорения товарооборота
через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах
своей компетенции мер по защите
национальной безопасности государств
- членов таможенного союза, жизни
и здоровья человека, животного
и растительного мира, окружающей
среды, а также в соответствии с международным
договором государств - членов таможенного
союза - мер по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма при
осуществлении контроля за перемещением
через таможенную границу валюты государств
- членов таможенного союза, ценных бумаг
и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
8) выявление, предупреждение
и пресечение административных
правонарушений и преступлений
в соответствии с законодательством
государств - членов таможенного
союза;
9) обеспечение защиты
прав интеллектуальной собственности
на таможенной территории таможенного
союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной
статистики.
Законодательством государств
- членов таможенного союза могут быть
установлены и иные задачи, решаемые таможенными
органами.
2. Система таможенных
органов, их права, обязанности и
ответственность, а также условия
прохождения службы в таможенных
органах определяются законодательством
государств - членов таможенного
союза.»
В Налоговом кодексе РФ говорится
о полномочиях таможенных органов в статье
34 НКРФ:
Статья 34. Полномочия таможенных органов
и обязанности их должностных лиц в области
налогообложения и сборов
1. Таможенные органы пользуются
правами и несут обязанности
налоговых органов по взиманию налогов
при перемещении товаров через таможенную
границу Таможенного союза в соответствии
с таможенным законодательством Таможенного союза
и законодательством Российской Федерации
о таможенном деле, настоящим Кодексом,
иными федеральными законами о налогах,
а также иными федеральными законами.
2. Должностные лица таможенных
органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности
в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза
и законодательством Российской Федерации
о таможенном деле.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
В статье 10 Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N
311-ФЗ "О таможенном регулировании в
Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями) говорится о системе таможенных
органов:
Статья 10. Система таможенных органов
1. Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
2. Создание, реорганизация и ликвидация
региональных таможенных управлений,
таможен и таможенных постов
осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации.
3. Компетенция конкретных таможенных
органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи,
по осуществлению конкретных функций,
совершению определенных таможенных операций,
а также регион деятельности этих таможенных
органов определяются федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области таможенного
дела.
4. Федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, вправе создавать
специализированные таможенные
органы, а также свои структурные
подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается
отдельными правомочиями для выполнения
некоторых функций, возложенных на таможенные
органы, либо для совершения таможенных
операций в отношении определенных видов
товаров.
5. Региональные таможенные управления,
таможни и таможенные посты
действуют на основании общих
или индивидуальных положений, утверждаемых
федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области
таможенного дела. Таможенные посты
могут не обладать статусом
юридического лица.
6. Федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, имеет свои
представительства в иностранных
государствах, создаваемые в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
2. Суды общей юрисдикции среднего
звена.
1. Суды общей юрисдикции
среднего звена состоят из
председателя, его заместителей, председателей
судебных коллегий, членов суда (судей)
и народных заседателем. Точная
штатная численность конкретного
суда
определяется исходя из объема судебной
работы.
Структура суда обшей юрисдикции среднего
звена:
- судебная коллегия по
гражданским делам;
- судебная коллегия по уголовным делам;
- президиум суда.
2. В каждом суде общей
юрисдикции среднего звена создаются
судебньц коллегии по гражданским делам
и по уголовным делам, распределение судей
по которым осуществляет председатель
соответствующего суда. Председатели
судебных коллегий являются заместителями
председателя суда. Судебные коллегии
рассматривают соответственно гражданские
и уголовные дела по первой инстанции
и в кассации. Кроме того, судебная коллегия
по гражданским делам пересматривает
по вновь открывшимся обстоятельствам
гражданские дела, ранее рассмотренные
этой же коллегией. Составы судебных коллегий
при рассмотрении судебных дел:
• по первой инстанции:
а) судья-профессионал и два
народных заседателя;
б) судья федерального суда общей юрисдикции
и коллегия из 12 присяжных заседателей
(рассматривают по ходатайству обвиняемого
уголовные дела о преступлениях, указанных
в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
в) коллегия из трех судей федерального
суда общей юрисдикции (рассматривает
уголовные дела о тяжких и особо тяжких
преступлениях при наличии ходатайства
обвиняемого, заявленного до назначения
судебного заседания в соответствии со
ст. 231 УПК РФ);