Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:17, курсовая работа
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Почти половина доходной части Федерального бюджета пополняется за счет таможенных органов (на 2000 год на таможенные органы возлагается 49 % доходной части бюджета). Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.
Введение………………………………………………………...3
I.Понятие органов дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов Российской Федерации, их цели и задачи как органов дознания…….……………………….5
II.Практическая деятельность таможенных органов как органов дознания:
2-1. Возбуждение уголовного дела…………………………………..8
2-2. Производство неотложных следственных действий………...9
2-3. Участие защитника в работе по уголовному делу при производстве дознания………………………………………...18
2-4. Привлечение таможенными органами лица в качестве обвиняемого и его допрос……………………………………..19
2-5. Окончание процесса дознания и деятельность органа дознания после передачи уголовного дела следователю….2
III. Правоохранительная деятельность отделов дознания таможенных органов России на современном этапе и перспектива ее развития………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………...26
Список использованной литературы и источников………………28
Для устранения отмеченных недостатков законодатель ещё в Таможенном кодексе СССР 1991г. придал таможенным органам страны функцию производства дознания по делам о контрабанде. Последующий распад Союза не способствовал развитию данной функции таможенных органов, так как в действовавшем законодательстве не усматривалось наделение таможенных органов правами органа дознания в полном объеме: не только правом возбуждать уголовные дела и производить дознание при обнаружении признаков контрабанды, но и применять в целях борьбы с контрабандой оперативно-розыскные меры. Но даже и усеченные права органа дознания позволили существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой. Только в 1993г. таможнями удалось пресечь попытки вывоза за рубеж около 4 тыс. предметов старины и искусства, задержать более 50 тыс. единиц огнестрельного оружия и боеприпасов, свыше 2,4 т. наркотиков на общую сумму 110 млрд. рублей.
Перевод народного хозяйства России на принципы рыночной экономики, отмена монополии внешней торговли, либерализация последней и значительное увеличение субъектов внешнеэкономической деятельности существенно изменили не только ореал правонарушений в сфере таможенного дела, но и их разновидность. Наряду с уголовно наказуемой контрабандой во все больших масштабах стали проявляться различные административно наказуемые нарушения таможенных правил и, в частности, уклонение от уплаты таможенных платежей. Причем значительная их доля стала совершаться не на границе, а в зоне действия внутренних таможен, причиняя значительный материальный ущерб государству в условиях острейшего дефицита его бюджета.
В этой связи введенный в действие в 1993г. ТК существенно расширил права и обязанности таможенных органов как органов дознания. В Кодексе этому вопросу посвящен раздел IX “Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации”.
Компетенция таможенных органов как органов дознания не является чем-то раз и навсегда заданным. В основном на нее влияют изменения, происходящие в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.3
II. Практическая деятельность таможенных органов как органов дознания.
2-1. Возбуждение уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела — самостоятельная стадия уголовного процесса. Следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
а) непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;
б) заявления и письма граждан;
в) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;
г) сообщения общественных организаций о преступлениях;
д) статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликование в печати;
е) явка с повинной.
Что же касается оснований к возбуждению уголовного дела, то оно может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.¨
Таможенный орган как орган дознания возбуждает уголовное дело при наличии признаков преступления, совершенного в сфере таможенного дела.
В постановлении о возбуждении уголовного дела, выносимом дознавателем и утверждаемом начальником органа дознания, указываются время и место его вынесения, должность, звание и фамилия лица вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела и статья уголовного закона.
Начальник таможенного органа как органа дознания может возбудить и принять уголовное дело непосредственно к своему производству либо поручить дознание одному или нескольким дознавателям, о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.
Копия постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направляется прокурору.
Таможенный орган как
орган дознания обязан принимать
заявления и сообщения о
Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом таможенного органа, принявшим заявление.
Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. При необходимости лицо, от которого поступило письменное заявление, может быть вызвано для выяснения (детализации, уточнения и т.д.) обстоятельств, изложенных в заявлении. В этом случае, как и при устном заявлении, составляется протокол.
Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.
Сообщения учреждений, предприятий, организаций, а также должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме.
Полученные заявления, сообщения и прочее оформляются в виде так называемого "материала". Это еще не уголовное дело, хотя сообщение о преступлении регистрируется в единой книге учета. По материалу ведется проверка. Ее результаты докладываются начальнику таможенного органа, который принимает решение о возбуждении уголовного дела. Не обнаружив в результате проверки признаков преступления, таможенный орган отказывает в возбуждении уголовного дела.
По поступившему заявлению или сообщению о совершенном или подготавливаемом преступлении решение должно быть принято в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.
Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления.
Если в поступивших заявлениях или сообщениях содержатся сведения о преступлениях, не подлежащих расследованию дознавателями таможенных органов, то эти заявления и сообщения направляются по подсудности, подследственности или подведомственности. В этом случае должны быть приняты меры по охране места происшествия, сохранению и закреплению следов преступления и др., однако, без производства следственных действий.
По возбужденному уголовному делу орган дознания, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления.§
2-2. Производство
неотложных следственных
Практически на каждой стадии уголовного процесса, в том числе и при производстве дознания, необходимо доказывать событие преступления, виновность обвиняемого и ряд других обстоятельств. Это происходит путем собирания доказательств, в частности — путем производства следственных действий, точно описанных в законе.
Как уже сказано выше, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит так называемые "неотложные следственные действия". Их перечень, разумеется, уже, чем следственные действия вообще. Это: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.©
Рассмотрим некоторые процессуальные особенности этих следственных действий.
Дознаватель производит по возбужденному уголовному делу осмотр места происшествия, местности, помещении, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Естественно, таможенному дознавателю в большей мере требуются навыки осмотра предметов (хранилищ контрабанды и т.п.)
В случаях, не терпящих отлагательства (и это – единственное исключение из общего правила), осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия.
Дознаватель до прибытия на место происшествия должен организовать его охрану, а по прибытии — выяснить, какие произошли изменения с момента обнаружения преступления.
Если на место происшествия прибыл также и следователь, то руководство осмотром осуществляет этот следователь.
Осмотр производится в присутствии понятых, обязанных удостоверить факт и результаты осмотра.
Дознаватель вправе привлечь к участию в осмотре подозреваемого, свидетеля, а также соответствующего специалиста. При этом подозреваемому разъясняется, что он вправе заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия дознавателя.
В необходимых случаях Дознаватель производит при осмотре измерения, фотографирование, киносъемку, видеозапись, составляет планы и схемы, изготавливает слепки и оттиски следов.
Осмотр обнаруженных предметов и документов дознаватель производит на месте производства соответствующего следственного действия. В необходимых случаях изымаемые предметы упаковываются и опечатываются.
О производстве осмотра составляется протокол. В протоколе описываются все действия дознавателя, а равно все обнаруженное в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось во время осмотра. В протоколе указывается: кто, где, когда, с какого, по какое время, при каком освещении и в каких метеорологических условиях производил осмотр; какие территории или помещения были осмотрены, их размеры, точное место нахождения предметов, следов или других вещественных доказательств, а также другие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В конце протокола должны быть перечислены предметы, которые были изъяты при осмотре. Если они были упакованы и опечатаны, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе. Протокол прочитывается всеми участвующими в осмотре лицами, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие занесению в протокол. Отсутствие замечаний также фиксируется. О составленных при осмотре планах и схемах должно быть отмечено в протоколе.
Протокол осмотра
Дознаватель вправе провести
освидетельствование
О производстве освидетельствования Дознаватель от своего имени составляет постановление, которое утверждается начальником органа.
Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях — с участием врача.
Освидетельствование в тех случаях, когда это процессуальное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола.
Дознаватель не присутствует
при освидетельствовании лица другого
пола, если освидетельствование сопровожда
При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица.
О результатах освидетельствовани
Обыск, выемка. В случае, когда имеются достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, Дознаватель, производящий дознание, производит обыск для их отыскания и изъятия.
Обыск может производиться
и для обнаружения
Обыск производится по мотивированному постановлению, утвержденному начальником органа дознания и санкционированному прокурором. Постановление составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заверяется гербовой печатью прокуратуры, а копия передается прокурору.
В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, о чем в суточный срок сообщается прокурору.
В случае необходимости
изъятия предметов и
Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.
Производство обыска и выемка в ночное время, т. е. в период с 22 до 6 часов по местному времени, кроме случаев, не терпящих отлагательства, не допускается.
При производстве выемки или обыска обязательно присутствие понятых.
При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск или выемка, либо совершеннолетнего члена его семьи. В случае невозможности присутствия этих лиц приглашаются должностные лица жилищно-эксплуатационной организации.
Информация о работе Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания