Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Почти половина доходной части Федерального бюджета пополняется за счет таможенных органов (на 2000 год на таможенные органы возлагается 49 % доходной части бюджета). Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
I.Понятие органов дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов Российской Федерации, их цели и задачи как органов дознания…….……………………….5
II.Практическая деятельность таможенных органов как органов дознания:
2-1. Возбуждение уголовного дела…………………………………..8
2-2. Производство неотложных следственных действий………...9
2-3. Участие защитника в работе по уголовному делу при производстве дознания………………………………………...18
2-4. Привлечение таможенными органами лица в качестве обвиняемого и его допрос……………………………………..19
2-5. Окончание процесса дознания и деятельность органа дознания после передачи уголовного дела следователю….2
III. Правоохранительная деятельность отделов дознания таможенных органов России на современном этапе и перспектива ее развития………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………...26
Список использованной литературы и источников………………28

Файлы: 1 файл

3p.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Одной из самых серьезных  остается проблема организации  эффективной  борьбы  с  незаконным оборотом оружия,  " благодатной почвой " для которого являются незатухающие военные конфликты в " горячих точках  " и криминализация обстановки в стране.

Российскими таможенниками  ежегодно пресекаются сотни попыток  незаконного перемещения  (в  том  числе и в большом количестве) через границу различных видов  оружия и боеприпасов.

Таможенные органы Российской Федерации в целях решения  задач  таможенного  дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами,  предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Государственные органы и их должностные  лица  обязаны  оказывать содействие таможенным органам  Российской Федерации в решении возложенных на них задач,  в том числе путем создания надлежащих  условий для этого.

Следует больше взаимодействовать  с МВД РФ,  ФСБ  РФ и иными  органами  направлено  на  предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности,  пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений. При этом органы и учреждения в соответствии со своей компетенцией должны строить свою работу по взаимодействию на основании действующего законодательства и межведомственных нормативных актов.

Основными принципами взаимодействия должны являться:  строгое соблюдение законности, высокая ответственность  за сохранность служебных сведений, оперативность  и комплексное использование сил и средств органов внутренних дел, министерства безопасности и таможенных учреждений.©

Уже сейчас взаимодействие развивается в следующих направлениях: разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий по предупреждению,  раскрытию и расследованию преступлений в данной  сфере;  осуществление  обмена информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия,  наркотиков,  валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного    потребления;  выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ предметов контрабанды,  нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций,  осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности;  оказание взаимной помощи в осуществлении  научных  исследований  и подготовке кадров;  проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщение итогов проделанной работы,  подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.

  Министерство внутренних дел Российской Федерации и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей  и  сбытчиков  наркотиков, спекулянтов  валютой  и культурными ценностями,  лиц,  занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях,  осуществляющих экспортно-импортные операции;  принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере;  ведут учет культурных ценностей, задержанным по делам о контрабанде,  а также сбытчиков наркотиков,  располагающих межрегиональными связями.ª

Информируют органы Федеральной службы безопасности и таможенные учреждения о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок,  незаконных внешнеэкономических операций,  фактах их подготовки и совершения; о появлении  в  незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства;  о выявленных признаках,  указывающих на подготовку  или совершение  особо  опасных  государственных  преступлений или деятельность,  противоречащую интересам обеспечения государственной  безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде; о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных ценностей из музеев,  частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.

Федеральная служба безопасности  оказывает  содействие  в  организации  контроля за объектами оперативной  заинтересованности органов  внутренних дел,  ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.

Таможенные органы представляют возможность изучать материал  сотрудникам МВД и МБ о ввозе,  вывозе товаров, участвуют совместно в оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц задержанных за перевозку наркотиков,  выявленных в ходе таможенного контроля  каналах сбыта на территории РФ оружия,  наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

Взаимодействие таможенных  органов с органами МВД и ФСБ  при проведении мероприятий по предупреждению,  раскрытию и расследованию  преступлений  в  данной  сфере осуществляется на основе совместных планов. Координация взаимодействия при решении вопросов организации  борьбы  с  преступностью  в  данной  сфере  возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы.

Благоприятную перспективу  в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с  таможенными  органами  зарубежных стран.

В 1998 году Государственным  таможенным комитетом России совместно  с зарубежными правоохранительными  органами было проведено 25 контролируемых поставок, в результате которых изъято 2532,97 кг наркотиков.¨

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В России,  как и  повсеместно, у истоков организации  борьбы с контрабандой стояла служба погранично-таможенной стражи.§

     Однако в советский  период нашей истории объективно  сложилось так, что ведущая  роль  в борьбе с контрабандой и некоторыми другими видами посягательств на государственные экономические интересы перешла к  органам госбезопасности и пограничным войскам. Пограничники помимо осуществления своей  главной  функции  охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попыток нарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления  и  пресечения фактов перемещения  через  Государственную границу любых видов контрабанды.

Сотрудники подразделений  таможенной службы,  прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполняли свои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и с сотрудниками местных органов госбезопасности.

В этой до недавних пор  существовавшей строгой и отлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле  сторон  была  определена отчетливо.©

С резким расширением  и изменением самого механизма внешнеэкономической  деятельности масштабы и опасность  контрабанды и других экономических  преступлений неизмеримо возросли. С  появлением органов Государственного  таможенного  комитета  как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия произошло объективно  неизбежное  изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.

В связи с отсутствием нормативной базы пока еще  имеет  место то и дело возникающие нежелательные осложнения, обусловленные как проявлениями ностальгии по отжившей прежней  практике, так и необоснованными попытками принижения роли в общем деле какого-либо ведомства.

Положение усугубилось  еще и увеличением числа субъектов  оперативно-розыскной деятельности,  привычное представление о содержании которой ранее почти отождествлялось, прежде всего, с контрразведывательной  деятельностью органов госбезопасности. Нельзя сказать что данная проблема решена полностью, но уже ясно, что зоны ответственности и сферы влияния на этом направлении борьбы уже обозначились, заработан и уже совершенствуется механизм координации и взаимодействия между ведомствами.

Проблемы организации  координации и взаимодействия в деле  обеспечения экономической безопасности - это проблемы трехуровневые:

     - межведомственные - самые болезненные и заметные,  актуальные  и сложные;

     - внутриведомственные  - не менее актуальные,  но мене  заметные, обусловленные трудностями структурирования и определения границ функциональности вновь формируемых специальных служб таможенных органов;

     - проблемы  межгосударственные, международные.

Разработка методики противодействия,  адекватной таможенной специфики, возможно, комбинированной, а в конечном счете - своей специфической - вот еще одна проблема.  Словом, если речь идет о практических шагах по организации координации и противодействия с таможенными органами в деле  борьбы  с контрабандой и другими видами посягательств на экономические интересы страны, желательно помнить, что процесс профессионального становления специальных подразделений ГТК идет не равномерно в Центре и на местах, что это требует времени и терпения.

Отсутствие взаимопонимания  порой проистекает от, того что многими пока еще не усвоено,  что таможенная служба стала вполне самостоятельной и  мощной государственной правоохранительной структурой.  С другой стороны, понятно,  что настоящее уважение и признание к таможенным розыскникам приходит  не сразу,  а постепенно и с ростом их профессионализма.

В ближайшее время  представляется необходимым:

     1. Для совершенства  деятельности по обеспечению  экономической безопасности страны,  правоохранительных  структур в  целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности  заинтересованных специалистов  и  служб  Министерства  внутренних дел,  Федеральной службы безопасности,  Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, Федеральной службы налоговой полиции и Налоговой инспекции.

     2. На  основе  четкого разграничения функций  разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных  органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.

     3. В  интересах   ускоренного  становления   таможенных органов как правоохранительной  структуры организовать интенсивную подготовку  профессионалов оперативного  розыска  на  собственной учебно-методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики.¨

     4. Создание  как  межструктурного,  так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия. Это возможно лишь при условии соблюдения  всеми заинтересованными службами  и подразделениями принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению экономической безопасности,  при строгом следовании логике здравомыслия и четкой ориентации на интересы общего дела,  исключающей проявления ведомственной амбициозности и конъюктуризма.

Таможенная служба -  один  из  ведущих  государственных  институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб. Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в  государственную копилку из таможенных органов.

Основное достижение в деятельности таможенных органов  РФ - это завершение процесса интегрирования  таможенной  службы  в  правоохранительную систему страны ( ОДО,ОТР,ОРО). Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база,  позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой, иными преступлениями, а также с НТП.

Трудный этап  становления  отечественной  таможенной  системы  уже пройден. Теперь стоит задача создать необходимые условия, чтобы  страна могла полноценно  включиться в сложную систему правовых и  мирохозяйственных отношений.

В курсовой работе затронуты  вопросы  становления  и развития института дознания таможенных органов,  который осуществляет важнейшую  часть правоохранительной деятельности в российской  таможенной службе. Уделено внимание международно-правовому сотрудничеству  в  сфере  таможенного  дела и правовые основы организации и деятельности органов дознания.

Таким образом, в курсовой работе проанализированы  наиболее  важнейшие функции отделов дознания таможенных органов,  новшества, которые  появились в таможенном деле в связи с принятием нового таможенного кодекса,  а также правоохранительный статус таможенных отделов дознания Российской Федерации.

 

Список использованной литературы и источников.

 

I. Нормативно - правовые и другие официальные документы:

  1. Конституция  Российской Федерации, 1993 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, 1960 г.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.
  5. Федеральный закон от 03.04.95 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РФ».
  6. Федеральный закон от 12.08.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».
  7. Таможенное законодательство. СЗА - М., 1994 г. с. 5.
  8. Приказ ГТК РФ № 7 от 09.01.94 г. «Об организации отделов дознания в таможенных органах России».
  9. Приказ ГТК РФ № 687 от 22.12.94 г. «Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений таможенных органах».
  10. Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2, с.4.
  11. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.07.72 №110 “О порядке исполнения постановлений прокуроров, следователей, органов дознания и определений судов о приводе свидетелей, обвиняемых и подсудимых”.

Информация о работе Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания