Таможенные органы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.
Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки;

Содержание работы

Введение. .
Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов
§1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция.
1.1. Единая система таможенных органов РФ
1.2 Основные функции таможенных органов РФ.
§2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус
2.1. Государственный таможенный комитет РФ;
2.2. Региональное таможенное управление;
2.3. Таможня, таможенный пост.
Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.
§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ
1.1. Понятие государственного таможенного служащего.
1.2. Должности и специальные звания в таможенных органах. .
1.3. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
1.4. Правоограничения государственных таможенных служащих.
§2. Прохождение службы в таможенных органах.
§3. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов
§4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц
Заключение

Файлы: 1 файл

для скачки.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Также как и  в ГТК России, в РТУ РФ создается  колле-гия, которая состоит из начальника управления (предсе-датель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управле-ния и нижестоящих таможенных органов. При этом, чле-ны коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должно-сти, утверждаются ГТК России по представлению началь-ника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утвер-ждаются ГТК России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие  вопросы, связанные с деятельностью  управ-ления и находящихся в  его непосредственном и оператив-ном  подчинении таможенных органов и  организаций та-моженной службы. Решения  коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь при-казами ее председателя -- начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглав-ляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

РТУ РФ является органом федеральной исполнитель-ной  власти, обладает статусом юридического лица и фи-нансируется как из средств  федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством  Российской Федерации источников.

2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.

Организационный фундамент системы таможенных ор-ганов  России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно  решают основную часть задач в  сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных ор-ганов  России и осуществляет свою деятельность под об-щим руководством ГТК России и непосредственным руко-водством РТУ, в состав которого она входит. В ряде слу-чаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, цен-тры  таможенного оформления и др.) создаются, как пра-вило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона опреде-ляется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными гра-ницами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангель-ской области, юрисдикция Ростовской таможни -- далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воро-нежская таможня обладает юрисдикцией аж на террито-рии трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовс-кой. Следует также отметить, что в порядке, предусмот-ренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы под-ведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Размещение таможен  на территории страны связано как  с маршрутами перемещения грузов, так и с концентраци-ей участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располага-лось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либе-рализация  внешнеэкономической деятельности обуслови-ла необходимость реорганизации  системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внут-ренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важ-ных вопросов, как, например, установление степени пере-работки товара, места его производства, проведение това-роведческих экспертиз и т. д.

Деление таможен  России на пограничные и внутрен-ние  соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен  есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные -- со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в  за-висимости от размеров им присваиваются разряды (кате-гории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего госу-дарства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему  таможенных органов России, является первичным звеном этой систе-мы и осуществляет свою деятельность под непосредствен-ным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты  могут различаться по своему юри-дическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные по-сты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограничен-ной правоспособностью. Так, например, в случае судебно-го обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, -- в качестве ответчика, как пра-вило, выступает таможня, в состав которой входит дан-ный таможенный пост.

По этой и  по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса  РФ часть его разработчи-ков настаивала на исключении таможенных постов из системы  таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность  таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен  строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов про-пуска через таможенную границу сочетается с размеще-нием их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен  и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих  положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их зада-чей является непосредственное осуществление таможен-ного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависи-мых группы: экономические (фискальные), правоохрани-тельные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня  претворяет и таможенный пост участву-ет в претворении в жизнь в  подведомственном регионе правового, экономического и организационного механиз-мов реализации таможенной политики;

-таможня участвует  в разработке и реализует, а  таможенный пост участвует в  реализации программ развития  таможенного дела в под-ведомственном  регионе;

-осуществляют  контроль за соблю-дением всеми  юридическими и физическими лицами пра-вил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;

-осуществляют  контроль за достоверностью и  полнотой сведений, представляемых  для таможенных целей;

-осу-ществляют  контроль за доставкой товаров и транспорт-ных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенны-ми органами;

-осуществляют  контроль за целевым исполь-зованием  условно выпущенных товаров и  транспортных средств;

-начисляют и  взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных бро-керов, таможенных перевозчиков;

-выполняют функции  агентов валютного контроля; осуществляют  борьбу с кон-трабандой, иными  преступлениями, нарушениями тамо-женных правил и административными правонарушения-ми, посягающими на нормальную деятельность таможен-ных органов и др.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня органи-зует, координирует и контролирует деятельность подчи-ненных таможенных постов;

-обобщает и анализирует  прак-тику применения средств  таможенного регулирования экономической  деятельности, правоприменительную  прак-тику;

-осуществляет контроль  за единообразным и точным  исполнением законодательства структурными подразделе-ниями таможни и нижестоящими таможенными поста-ми; осуществляет проведение проверок финансово-хозяй-ственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

-осуществляет  контроль за соблю-дением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-ро-зыскной деятельности, производстве по делам о наруше-ниях таможенных правил и административных правона-рушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

-организует  и проводит обучение спе-циалистов  в области таможенного дела  для государствен-ных органов,  коммерческих и некоммерческих  организа-ций;

-вносит в  вышестоящий таможенный орган  предло-жения о создании, реорганизации  и ликвидации в подве-домственном  регионе таможенных постов;

-проводит атте-стацию  сотрудников таможни и нижестоящих  таможен-ных постов, приводит их  к присяге и др.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непос-редственно и во взаимодействии с территориальными орга-нами других федеральных органов исполнительной влас-ти, органами исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и не-коммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим лицом со всеми прису-щими юридическим лицам атрибутами, финансируется  за счет средств федерального бюджета и иных предусмотрен-ных законодательством источников и обладает правом опе-ративного управления в отношении имущества, являюще-гося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исклю-чением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура  и штатная численность таможни  и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкрет-ная структура  и штатная численность таможни и тамо-женного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию  и ликвидацию таможни осу-ществляет  ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

Создание, реорганизацию  и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со ста-тусом юридического лица или непосредственно подчинен-ного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, -- ГТК России.

Территориальный принцип организации и функциони-рования таможен не исключает возможность их спе-циализации -- специализации таможенного дела при оп-ределенных обстоятельствах. Так, например, образован-ная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на та-моженном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Не занимаются таможенным оформлением и контро-лем, но являются также специализированными  создан-ные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так на-зываемые «оперативные» таможни. Эти таможни созда-ны в целях реализации Федерального закона РФ «Об опе-ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.

§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ.

1.1 Понятие  государственного таможенного служащего.

Законодательное определение этого понятия отсутству-ет, но определять его нужно опираясь именно на феде-ральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных орга-нах». Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в по-рядке, установленном законом, обязанности по занимае-мой им должности в таможенных органах и организаци-ях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и кото-рому в порядке, предусмотренном законом, присвоено спе-циальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах» понятие государственно-го таможенного служащего трактуется как «сотрудник таможенного органа».

Определение позволяет  выделить следующие призна-ки государственного таможенного служащего:

1) принадлежность  к российскому гражданству;

2) замещение  должности в таможенных органах  и орга-низациях таможенной службы;

3) выполнение  обязанностей, определяемых занимае-мой  должностью;

4) получение  за выполнение этих обязанностей  денежно-го вознаграждения за  счет средств федерального бюджета;

5) наличие присвоенного  в установленном законом по-рядке  специального звания.

Лица, занимающие должности в таможенных органах  и организациях таможенной службы, но не характеризу-ющиеся хотя бы одним  из указанных выше признаков, государственными таможенными служащими не являют-ся.

1.2. Должности  и специальные звания таможенных  органов.

Под должностью следует понимать обособ-ленную и закрепленную в официальных документах (штат-ных расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа (органи-зации таможенной службы), предоставленной лицу -- го-сударственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственнос-ти государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным слу-жащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.

Информация о работе Таможенные органы в Российской Федерации