Таможенные пошлины и таможенные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей тарифной политики Российской Федерации как инструмента внешней торговли.
В соответствии с целью, основными задачами при написании курсовой работы являются:
- охарактеризовать основные цели тарифной политики Российской Федерации;
- классифицировать таможенные пошлины и пояснить их роль в регулировании внешнеторговой деятельности;
- перечислить виды таможенных платежей, выделить их существенные элементы;
- провести характеристику основных экономических режимов.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и цели таможенно-тарифной политики 5
1.1 Цели таможенно-тарифной политики 5
1.2 Правовые принципы таможенно-тарифной политики 11
2 Таможенные платежи и их элементы 18
2.1 Понятие и особенности таможенных платежей 18
2.2 Элементы таможенных платежей 26
3 Таможенные пошлины и таможенные режимы 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Таможенные режимы 33
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

таможенная политика как инструмент внешней торговли.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1 Понятие и цели таможенно-тарифной  политики 5

1.1 Цели таможенно-тарифной политики 5

1.2 Правовые принципы таможенно-тарифной  политики 11

2 Таможенные платежи и их  элементы 18

2.1 Понятие и особенности таможенных  платежей 18

2.2 Элементы таможенных платежей 26

3 Таможенные пошлины и таможенные  режимы 29

3.1 Таможенные пошлины и их  виды 29

3.2 Таможенные режимы 33

Заключение 36

Библиографический список 39

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы для написания курсовой работы состоит в том, что одним из необходимых и важнейших атрибутов государственного суверенитета является право государства устанавливать порядок и условия перемещения через его границы лиц, багажа и товаров. С одной стороны, данное право используется в целях предупреждения и пресечения несанкционированного ввоза и вывоза запрещенных и изъятых из оборота предметов. Таким образом каждое государство защищает основы своего правопорядка, конституционный строй, здоровье и нравственность населения. С другой стороны, различные тарифные и нетарифные методы регулирования перемещения товаров через границы позволяют обеспечивать экономическую безопасность страны, служат действенным рычагом развития национальной экономики. Таможенная политика отдельных государств является определяющим фактором международной торговли: зоны свободной торговли, преференциальные режимы и режим наибольшего благоприятствования в качестве необходимого условия предполагают согласованные меры в области установления таможенных тарифов и других элементов таможенной политики.

Таможенная политика по определению не может быть сугубо внутренним делом какого-либо государства, так как порядок перемещения лиц и товаров через границы во всех случаях затрагивает интересы нескольких стран. Любые меры, предпринимаемые государством для защиты своего внутреннего рынка, отражаются на двусторонних, региональных и даже глобальных процессах международного товарооборота. Несмотря на то, что установление общих принципов таможенного регулирования относится к компетенции внутригосударственных органов, они в своей деятельности должны учитывать потребность страны в развитии межгосударственных экономических связей. В связи с этим возникает объективная необходимость координации международного сотрудничества в области таможенного дела.

Взаимодействие государств в сфере таможенных отношений является составной частью международного экономического сотрудничества. Все таможенные отношения направлены, в конечном счете, на развитие взаимовыгодной международной торговли и углубление экономической интеграции государств.

Объектом исследования при написании курсовой работы является таможенно-тарифная политика Российской Федерации. Предмет исследования - цели и особенности таможенно-тарифной политики Российской Федерации.

Целью курсовой работы является выявление особенностей тарифной политики Российской Федерации как инструмента внешней торговли.

В соответствии с целью, основными задачами при написании курсовой работы являются:

- охарактеризовать основные цели тарифной политики Российской Федерации;

- классифицировать таможенные пошлины и пояснить их роль в регулировании внешнеторговой деятельности;

- перечислить виды таможенных платежей, выделить их существенные элементы;

- провести характеристику основных экономических режимов.

В ходе исследования использовались такие методы как индукция и дедукция, сравнение, анализ и синтез, метод относительных и средних величин.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники и учебные пособия для вузов, периодическая литература, данные интернет-сайтов.

 

1 Понятие и цели тарифной  политики

 

1.1 Цели тарифной политики

 

Таможенная политика представляет собой систему мероприятий (экономических, политических, организационных, правовых), проводимых государством в целях организации эффективно действующей таможенной системы, необходимой для обеспечения национальных интересов. Таможенная политика является органичной и неотъемлемой частью одновременно внутренней и внешней политики государства.

С одной стороны, она направлена на поддержание активного торгового баланса государства, его экономической и политической самостоятельности, укрепление и развитие национальной экономики. Она оказывает непосредственное влияние на процессы воспроизводства в стране, норму прибыли и темпы развития отдельных отраслей экономики, поскольку таможенные пошлины воздействуют на уровень цен на внутреннем рынке страны. Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. [23, с.152]

В то же время таможенная политика государства непосредственно влияет на объем товарооборота между странами, содействует нивелированию различий в национальных и международных условиях производства, способствует интегрированию экономики государства в мировое хозяйство.

Несмотря на значение таможенной политики для финансово-экономической, политической и правовой систем, на нормативном уровне определение данного понятия отсутствует.

В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, регламентированы таможенным законодательством Таможенного союза. Оно состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, иных международных договоров государств-членов Таможенного союза, а также принимаемых в соответствии с указанными актами решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе. Кроме того, существует национальный уровень таможенного законодательства Таможенного союза, который в нашей стране представлен Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела, в том числе федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. [7, с.158]

Анализ положений национального таможенного законодательства и международного законодательства в указанной сфере выявляет ситуацию, при которой на едином таможенном пространстве нет единой таможенной политики, поскольку Таможенный кодекс Таможенного союза – ведущий нормативно-правовой акт в таможенной сфере – ни в одной своей норме не упоминает данный термин. Лишь в статье 6 Таможенного кодекса ТС говорится о единой политике, но не таможенной, а торговой, содействие реализации которой названо в качестве одной из задач, решение которых обеспечивают таможенные органы.

В российском законодательстве, регламентирующем таможенную сферу, в настоящее время упоминаются лишь «политика в области таможенного дела» и «таможенно-тарифная политика». Так, в ст. 3 Федерального закона «О таможенном регулировании» закреплено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. [4, с.76]

В юридической литературе отказ законодателя от употребления термина «таможенная политика» оценивается неоднозначно. Некоторые авторы не видят необходимости в легальном определении понятия «таможенная политика». Политика сама по себе изменчива, отражает различные интересы, существующие в обществе, в то время как закон в качестве средства выражения всеобщих интересов должен быть стабильным. При этом закрепление характеристик таможенной политики в таможенном законодательстве не имеет непосредственно регулятивного значения.

По мнению других авторов, исключение из нормативно-правового употребления термина «таможенная политика» является преждевременным и необоснованным, в том числе по причине упоминания принципов таможенной политики в различных конституционных установлениях (п. «ж» ст. 71, ст. 74 Конституции РФ).

В экономической и юридической литературе встречаются разнообразные мнения по поводу того, что следует понимать под таможенной политикой. Большинство из них основаны на определении таможенной политики как системы политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в стране рыночных отношений. [7, с.159]

Следует отметить, что подобные определения не позволяют в полной мере разграничить близкие друг другу понятия таможенной политики и торговой политики, а отсутствие законодательной дефиниции таможенной политики фактически сближает эти два направления государственной политики до степени смешения.

В отличие от таможенной политики, не имеющей законодательного закрепления, торговая политика Российской Федерации выделена в качестве самостоятельной правовой категории. Так, в статье 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» торговая политика Российской Федерации обозначена как составная часть экономической политики Российской Федерации. В качестве цели торговой политики Российской Федерации в законе названо создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» отмечается также, что торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, а ее реализация осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 данного Федерального закона.

В качестве таковых называются таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные вышеназванным Федеральным законом. Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

В исследованиях таможенной политики с экономической точки зрения основным моментом в ее характеристике являются цели, определенный экономический эффект ее проведения, при этом авторы иногда допускают по сути подмену понятий, наполняя содержание таможенной политики политикой торговой.

Так, в зависимости от экономического содержания таможенной политики и масштабов вмешательства государства в международную торговлю выделяется два основных подхода к ее направленности: протекционизм и фритредерство (свободная торговля). [8, с.96]

Протекционистская политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня ставок ввозных таможенных пошлин с иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д.

Политика свободной торговли (фритредерство), наоборот, связана с поощрением импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, сокращения или полного устранения нетарифных ограничений в отношении ввозимых товаров.

Представляется, что таможенная политика и торговая политика – это два самостоятельных направления государственной политики, в которых, безусловно, присутствуют взаимодействие и взаимопроникновение, поскольку оба они определяют стратегию государства в сфере перемещения товаров через таможенные границы. Протекционизм и фритредерство направлены, в первую очередь, на формирование внутреннего рынка товаров, в том числе посредством применения таких инструментов, как повышение или понижение ставок таможенных пошлин, введение запретов и ограничений перемещения товаров через таможенную границу, то есть принятие решений об установлении ставок таможенных пошлин, их отмене, повышении или понижении (то, что часто определяют как «таможенно-тарифная политика»), по сути своей представляет собой направление не таможенной, а торговой политики.

Что касается таможенной политики, то она имеет своей целью создание условий для эффективного осуществления таможенного дела, под которым, в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», понимается совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. [8, с.97]

Информация о работе Таможенные пошлины и таможенные режимы