Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 18:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей тарифной политики Российской Федерации как инструмента внешней торговли.
В соответствии с целью, основными задачами при написании курсовой работы являются:
- охарактеризовать основные цели тарифной политики Российской Федерации;
- классифицировать таможенные пошлины и пояснить их роль в регулировании внешнеторговой деятельности;
- перечислить виды таможенных платежей, выделить их существенные элементы;
- провести характеристику основных экономических режимов.
Введение 3
1 Понятие и цели таможенно-тарифной политики 5
1.1 Цели таможенно-тарифной политики 5
1.2 Правовые принципы таможенно-тарифной политики 11
2 Таможенные платежи и их элементы 18
2.1 Понятие и особенности таможенных платежей 18
2.2 Элементы таможенных платежей 26
3 Таможенные пошлины и таможенные режимы 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Таможенные режимы 33
Заключение 36
Библиографический список 39
Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении:
- количество (штуки, пары и др.);
- масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.);
- объем (литры, кубометры);
- иные характеристики (киловатт-часы и др.).
Налоговая база для исчисления НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, при ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма:
- таможенной стоимости этих товаров;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
При расчете акцизов на ввозимые товары налоговая база определяется:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: а) их таможенной стоимости;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.
Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.
3 Таможенные пошлины и таможенные режимы
3.1 Таможенные пошлины и их виды
Таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Виды таможенных платежей:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- акциз (акцизы), взимаемые (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- таможенные сборы.
Ввозная таможенная пошлина.
В отношении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2010 года действует Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании». Данным Соглашением установлен порядок формирования Единого таможенного тарифа, виды ставок ввозных таможенных пошлин, применение тарифных льгот, случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, порядок применения ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товаров. [4, с.129]
В соответствии с указанным Соглашением ввозная таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию стран - участниц Таможенного союза Сторон.
Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» дано определение ставки ввозной таможенной пошлины.
Ставка ввозной таможенной пошлины - это размер (величина) ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с ТК ТС, а также Соглашением, ставки таможенных пошлин подразделяются на:
1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости товаров;
2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении;
3) комбинированные - сочетающие первый и второй виды ставок.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин
Государства - члены Таможенного союза заключили Соглашение от 20.05.10 «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение)».
В соответствии с Соглашением, ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
О распределении ввозных таможенных пошлин государства - члены Таможенного союза договорились следующим образом:
Республика Беларусь — 4,70%;
Республика Казахстан — 7,33%;
Российская Федерация — 87,97%.[4, с.130]
Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства государств - членов Евразийского экономического союза. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза, а в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза - национальным законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь установлен особый порядок уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 09 декабря 2010 г. (с изменениями и дополнениями).
Соответствующими актами государств - членов Евразийского экономического союза ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в разрезе классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В отношении товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин. Соответственно, правильное определение размера подлежащей уплате вывозной таможенной пошлины непосредственным образом связано с верной классификацией товаров, и достоверным определением базы для исчисления таможенной пошлины - таможенной стоимости и (или) иной характеристики товара.
Установление, введение и применение акцизов и НДС регулируются нормами законодательства государств - членов Евразийского экономического союза. [6, с.118]
Актами законодательства государств - членов Евразийского экономического союза устанавливаются ставки налогов, порядок определения налоговой базы для исчисления налогов, налоговые льготы, порядок определения суммы налогов, подлежащей уплате.
Вместе с тем особенности применения налогов в соответствии с заявленной таможенной процедурой регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза.
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенных кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
При этом размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы
Помимо таможенных платежей таможенные органы осуществляют взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Договором о Союзе (Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. [6, с.119]
Такие пошлины взимаются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза для взимания ввозной таможенной пошлины. При этом порядок зачисления, распределения, возврата специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлен Положением о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к Протоколу о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам).
3.2 Таможенные режимы
Государства - члены ЕАЭС передали на наднациональный уровень свои полномочия по таможенно-тарифному регулированию. В соответствии со статьей 45 Договора о ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия:
- осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;
- устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные;
- устанавливает случаи и условия предоставления тарифных льгот;
- определяет порядок применения тарифных льгот;
- определяет условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза, в том числе утверждает:
- перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза;
- перечень наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза;
- перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции;
-- устанавливает тарифные квоты, распределяет объем тарифной квоты между государствами - членами, определяет метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяет объем тарифной квоты между третьими странами либо принимает акт, в соответствии с которым государства - члены определяют метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяют объем тарифной квоты между третьими странами. [8, с.107]
Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Комиссии, утверждается Высшим Евразийским экономическим советом.
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и, согласно статье 43 Договора о ЕАЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров. Полномочия по установлению случаев и условий предоставления тарифных льгот, а также по определению порядка применения тарифных льгот государства - члены ЕАЭС передали Евразийской экономической комиссии. В части II Приложения № 6 к Договору определены случаи предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран: [8, с.108]
- товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда). Порядок применения тарифных льгот в отношении таких товаров устанавливается Комиссией;
- товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комиссией; - продукции морского промысла судов государств - членов, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств - членов;
- валюты государств - членов, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг в соответствии с законодательством государств - членов; - товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф; - товаров, кромеподакцизных (заисключениемлегковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств - членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).
Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о ЕАЭС, международными договорами Союза с третьей стороной, решениями Комиссии.
Заключение
Таможенная политика представляет собой систему мероприятий (экономических, политических, организационных, правовых), проводимых государством в целях организации эффективно действующей таможенной системы, необходимой для обеспечения национальных интересов. Таможенная политика является органичной и неотъемлемой частью одновременно внутренней и внешней политики государства.