Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, контрольная работа
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.
Введение 3
Таможенная реформа в середине XVII в. 4
Принятие Новоторгового устава 1667 г. 8
Таможенное законодательство в последней четверти XVII в. 14
Завершение таможенной реформы. Заключение 18
Список использованной литературы 23
Таможенные реформы в середине XVII в.
Содержание
Введение 3
Таможенная реформа в середине XVII в. 4
Таможенное законодательство в последней четверти XVII в. 14
Завершение таможенной реформы. Заключение 18
Введение
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.
Россия перешла к накоплению капитала прежде всего в сфере торговли. Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства.
Однако происходящие в стране позитивные процессы тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.
В стране назрела необходимость таможенной реформы. В Соборном уложении 1649 г. были изложены нормы, предшествующие реформированию таможенного дела.
Таможенные реформы в середине XVII в.
Начало таможенной реформе положил Именной указ с боярским приговором "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городех, с показанием поскольку взято и с каких товаров"1, подписанный 25 октября 1653 г. Алексеем Михайловичем, царем Московским.
Указ гласил: "Впредь свою Государеву таможенную пошлину имати с весчих и не весчих со всяких товаров, и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет". Документ предусматривал обложение всех торговых сделок единой таможенной пошлиной. Сумма пошлины составляла 5% от цены товара (10 денег – 5 копеек с рубля). Эта пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины и по замыслу составителей документа должна была компенсировать казне потери от отмены большинства мелких пошлин – посаженное, полозовое, отвозное, головщина, мытовое и т.д.
Здесь прослеживается действие государства, которое забирало часть прибыли торговца. Порядок сбора пошлин был следующим. Пошлина делилась на две части. Первая – пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, – она составляла 2,5% от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавались "выписи за руками и с таможенными печатями, чтоб их товары были ведомы, а в выписях писати именно, сколько кто каких товаров с Москвы в городы, или из городов к Москве повезут и в таможенной книге записвать особ статье"2. "А с денег, которые люди на Москве и в городах учнут товары на деньги покупать, то с тех людей имать по пяти денег с рубля, и давать на те покупные товары вписи, что они куплены на деньги"3.
Вторая часть пошлины оплачивалась при продаже этого товара и также составляла 2,5%. Следовательно, общая уплаченная сумма составляла 5% от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. В данном случае перекупщик ставился в равные условия с купцом. Здесь проявилась норма взимания пошлины с покупателя, который приобретал товар не с целью пользоваться им, а с целью продать его.
Царь Алексей Михайлович Романов (1629 – 1676) находился на престоле с 1645 по 1676 г. В эти несколько десятилетий середины и третьей четверти XVII в. завершалось становление основных институтов Московского государства, оформилась система приказов, усилилась царская власть, перестали собираться Земские соборы. В конфликте между царем и патриархом Никоном верх одержал монарх. Расширились предел государства. Значительно ослабла угроза опустошительных набегов со стороны Крыма, а на востоке русские землепроходцы вышли к берегам Тихого океана. Алексей Михайлович внес значительный вклад в развитие таможенного законодательства. В середине XVII в. в таможенной политике государства произошли серьезные изменения. 25 октября 1653 г. царем был подписан Именной указ "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием посколько взято и с каких товаров", положивший начало таможенной реформе. Основой для выработки указа стала челобитная торговых верхов. |
Сбор пошлины в одинаковом размере как с привозных, так и с местных товаров, с приезжих и с местных жителей уравнивал возможности участников торговли, устранял препятствия, вызванные дифференциацией пошлин.
Пошлина не бралась с провоза денег. Указ гласил, что если купец везет с собой "золотые, ефимки и деньги", которые не предназначены для торговли, то "и с тех золотых и с ефимков и с денег пошлины не имать".
Торговым
чинам запрещалось утаивать товары
от обложения пошлинами, утаивать деньги,
которые предназначены для
Согласно указу допускалась торговля иностранных купцов, но только в отведенных для этого местах: "с иноземцев, с торговых Немец, с весчих и не с весчих товаров, со всяких заморских товаров, которые учнут торговать на Москве и в городех оприч Архангельского города, имать по два алтына с рубля с продажныя цены, почему который товар в продаже будет за деньги; да с них же имать проезжия, отъявочныя пошлины за Великий Новгород, на Москве и у города Архангельского…"5
Пошлина для иностранцев составляла 6% (2 алтына – 12 денег или 6 копеек) и подорожные подати при перемещении товаров в городах России. При вывозе русских товаров за границу с иностранцев брали пошлину 4 деньги с рубля – всего 2%-ный таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1%).
Кроме прочего, вводились единые хлебные меры: "А хлебным мерам, и всяким весам, и саженям, и аршинам на Москве и в городех быти равным, и учинити весы против фунтов; а хлебныя меры учинить в одной кружало, с железным обручьми, и мерять всякой хлеб с верхом; а сажени быти мерою трех аршин, и меряти тою саженью впредь, как посланы будут писцы на Москве, и в городех, и уездах"6.
Облагались пошлиной соль, пушнина и другие товары. В частности, на соль устанавливалась 10%-ная таможенная пошлина. С соболей, мягкой рухляди и рыбы также взималась рублевая пошлина, т. е. с цены товара.
Предусматривались пошлины и за хранение товаров.
Устанавливалась пошлина на мелкий товар, лес и животных: коров, лошадей и т. п. Она бралась с прямой продажной цены и составляла, как и обыкновенная торговая пошлина, по 10 денег с рубля, т. е. 5%. При этом отменялись все другие местные мелкие пошлины, связанные с этими товарами. Однако на больших реках, прежде всего Оке и Волге, пошлина за перевоз еще сохранялась и определялась в зависимости от времени года – "в полую воду, весною по Николин день вешний, а в осень с Покрова до заморозья, с товарныя телеги по десяти денег…"7.
На малых реках сохранились проезжие пошлины. Из старых пошлин оставалось мостовое – эти пошлины шли на содержание мостов.
30 апреля 1654 г. в свет вышла Уставная грамота "О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов"8.
В грамоте сохранились ранее введенные правила по осуществлению таможенных обрядностей и подчеркивалось, что их невыполнение должно быть наказано, отмечалось, что основой таможенных сборов является рублевая пошлина: "Мы, Великий Государь, позволили торговать всяких чинов людям без отпуска и Наши пошлины платити по нынешнему указу рублевые. А на которых реках и озерах есть соляные и рыбные промыслы и всякие угодья, и с тех угодий в Нашу казну платят оброки: и те оброки имати на Нас по прежнему"9.
Предусматривалось наказание за неисправность проезжих дорог, мостов и перевозов.
Принятие Новоторгового устава 1667 г.
Завершением первого этапа таможенной реформы явилось принятие Новоторгового устава 1667 г. Таможенная реформа продлилась до середины XVIII в., до ликвидации внутренних пошлин. Завершение таможенной реформы было закреплено в Уставе таможенном 1755 г. Он стал поворотным пунктом в истории таможенного дела. В него вошли статьи как о внешних, так и о внутренних таможенных сборах, об устройстве таможен и таможенных формальностях. В исторической литературе этот законодательный акт был назван первым Таможенным уставом России. Подготовка Новоторгового устава осуществлялась под руководством А.Л. Ордина-Нащокина.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605 – 1680) - боярин и воевода, русский дипломат (1667 – 1671). 15 июня 1667 г. получил в управление Посольский приказ. Ордин-Нащокин, покровительствовавший торгово-промышленному классу и видевший в его благосостоянии залог благосостояния государства, провел ряд новых статей, регулировавших торговлю псковичей с иностранцами. Идеи о реформе торгового дела были развиты законодательным порядком в проведенном им в Новоторговом уставе 1667 г. Ордин-Нащокин, знакомый с положением дел в Западной Европе, сравнивая с этим положением состояние дел в России, заметил, что главный недостаток московского управления заключается в том, что вся финансовая политика московского правительства была направлена исключительно на эксплуатацию народного труда в интересах фиска, «государевой казны», что интересы народа приносились в жертву фискальным интересам. В Новоторговом уставе политико-экономические взгляды Ордина-Нащокина нашли дальнейшее выражение. Он находился под влиянием господствующей тогда в Европе меркантильной системы и покровительствовал ввозу в Россию и сосредоточению в ней возможно большего количества иностранной монеты. Ордин-Нащокин внес существенный вклад в проведение таможенной реформы. |
Устав рассматривал торговлю как государственное дело, развитию которого должны уделить внимание как торговые люди, так и те, кто производит товары.
При этом следует учесть, что в Новоторговый устав полностью вошел Именной указ от 25 октября 1653 г.
В Новоторговом уставе значительное место уделено описанию порядка организации торговли в Архангельске. Этому вопросу посвящено более 50 статей. Для наблюдения за ходом торговли с другими городами выделялись из Москвы гость с товарищами. Они должны выбираться из досужих и богоугодных людей не по богатству, а по добродетели. Гость независим от воеводы, и на него возлагалось руководство торговлей и разбирательство дел как русских, так и иностранных купцов. Вводилось правило, согласно которому иноземцы должны торговать только с купцами того города, куда приедут для торговли, с приезжими же не должны ни торговать, ни подрядов, ни записей совершать. Московским купцам разрешалось торговать с иноземцами всякими товарами во всех порубежных городах и на ярмарках.
Пошлины в портовых и пограничных таможнях, согласно указанному документу, делились на ввозные и отпускные, внутренние – на рублевые, перекупные и различные сборы. Они брались с продажи и мены иностранных товаров в размере 2 алтына с рубля; с русских товаров, отпускаемых иноземцам в свои государства, по гривне с рубля. Уставом предусматривалось, что если иноземец привезет из-за моря золотые и ефимки, то ему пошлин с них не платить, а что купит на золотые и ефимки, то везет в свою землю беспошлинно.
Вводился порядок, согласно которому золотые и ефимки в порубежных городах иноземцы должны отдавать в казну, из которой получают за них русские мелкие деньги: за золотой по рублю, за ефимок любский по полтине. Правилами торговли для восточных купцов – персиян, индейцев – и других иноземцев предусматривалось, если они поедут для торговли в Москву и другие города, проезжую пошлину определили по гривне с рубля; если же они торговали в Астрахани, то по 10 денег с рубля. С товаров, производимых в России, пошлину брали по гривне с рубля. Эти же правила устанавливались для греческих и молдавских купцов, с которых брали по гривне с рубля в Путивле по 10 денег.
Иноземцам категорически запрещалось продавать свои товары в розницу и ездить с ними но ярмаркам во внутренних городах России.
Устанавливался порядок торговли иностранцами в порту и приграничных городах. Особенное внимание обращалось на необходимость досмотра приезжих из-за рубежа торговых людей: "В порубежных городах головам и целовальникам у иноземцев расспрашивать и пересматривать в сундуках, ларцах и ящиках жемчугу и каменья неоплошно, чтоб узорчатые вещи в утайке не были; но от покупки таких вещей надобно беречься, как и в других государствах берут серебро, а излишние такие вещи покупать запрещают, не позволяют их носить простым не чиновным людям, чтоб от того не беднели; также низких чинов люди чтоб не носили шелку и сукна. Надобно удерживать простых людей от покупки таких вещей накладною пошлиною и заповедью без пощады: берут того во всех государствах и от напрасного убожества своих людей охраняют"10.