Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:18, курсовая работа
Актуальность данной темы возникла из за того что на сегодняшний день таможенное дело в Российской Федерации принимает новые обороты. Некоторое время назад таможенная политика перенесла ряд изменений. Данные поправки начались еще за долго до появления демократического устава в России. Предоставленная работа рассматривает таможенную политику России в конце XVII- в начале XVIII века.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства.
Введение
1. Таможенная реформа в XVII в.
1.1 Принятие Новоторгового устава 1667 г.
1.2 Таможенное законодательство в последней четверти XVII в.
2.Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.
2.1 Политика промышленного протекционизма.
2.2 Таможенная реформа П.И. Шувалова.
2.2 Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.
2.4 Реформирование таможенной службы
Заключение
Список использованной литературы
Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход в России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в 1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу.Значительная роль здесь принадлежит Петру Великому.Однако большая часть его стараний по развитию кораблестроения, горного дела, суконного, полотняного, оружейного производств объяснялись больше нуждой в деньгах для военных целей, чем стремлением развивать промышленность.
Значительный шаг вперед
при Петре сделала и торговля.
Однако русская торговля сохраняла, по преимуществу, пассивный характер и вызывалась потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами.Русские сельскохозяйственные товары вывозило само государство.Оно сосредоточило в своих руках то тот, то другой важный в данный момент предмет торговли.Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму.К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра и т.д.В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие товары.В 1715 г. было решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли.В 1719 г. в ожидании мира со Швецией все заповедные товары отданы на свободную торговлю, за исключением поташа и смольчуга.
Петр был сторонником политики меркантилизма, при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов.Для достижения этой цели, кроме непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства.Такую политику Петр проводил, конечно, не в силу понимания взаимосвязи хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала накоплению средств для военных действий.В истории экономики со времен Петра остался афоризм «деньги – артерия войны», характеризующий меркантильную политику государства.
Развитие торговли требовало
усовершенствования таможенного дела
в стране.Таможенными сборами с 1718 г.
управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия.Для
успеха там мероприятий необходимо было
укрепить границу.На Западе охрана границы
была возложена на регулярные войска.В
конце царствования Петра I здесь существовало
11 морских крепостей (Санкт-Петербург,
Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и
4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск,
Брянск).Между крепостями и впереди них
были созданы цепи форпостов. Протекционистский
тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю
и ослаблял приток там доходов.Кроме того,
усилился контрабандный ввоз товаров.В
результате сенатом было принято решение
открыть доступ иностранным товарам.В
1725 г. и 1727 г. тарифы на ряд товаров были
снижены.В торговле с Англией для большинства
товаров устанавливался режим взаимного
таможенного благоприятствования.
2.1 Политика промышленного протекционизма.
Особенность развития таможенного дела в Росси и формирования таможенной политики как в начале XVIII века, так и в последующие годы состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов. Лишь 31 января 1724 года механизм регулирования начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом20. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части количества этого товара, ввозимого из-за границы, то пошлины должны равняться четверти ценности его, если треть – пошлины должны составлять треть стоимости.Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50%.Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара.Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по мере роста производства.В данном случае можно считать, что там пошлина рассматривалась как премия производителям.Тарифом предусматривалось наибольшее обложение в 75%. В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо «не в деле», парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, сухие кожи, скатерти, салфетки, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо, пергамент облагались в 75% с цены. Голландское полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – в 50%, шерстяные ткани, кроме сукон, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, стеклянные бутылки железное оружие – в 25% с цены. Обложение остальных товаров преследовало фискальные цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды — 10%.На товары, не производившиеся в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина от 10 до 4%: на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась.
На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе.Для портов Балтийского моря остались в силе существовавшие тогда местные тарифы.
Оригинальность тарифа 1724
г. заключалась и в том, что
перечень привозных и отпускных
товаров был составлен в
Пошлину с привозных и
отпускных товаров
Протекционистский, покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до ^ 1731 г., когда был принят новый тариф.В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся – до 20%.Тариф 1731 г. совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность.Структура отпускной торговли в этот период составляла отпуск товаров и рукоделий служащих – 49,9%, изделий – 34,9%, мягкой рухляди и разных вещей – 9,4%, шелка и китайки – 5,2%, жизненных припасов – 0,6%.По предметам привоза изделия составляли 43,7%, жизненные припасы – 25,3%, товары и рукоделие для служащих – 22,6%, разные товары – 7,7%, мягкая рухлядь – 0,7%.В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты.Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой.Указом 174б года была установлена ширина зоны территориальных вод.Она определялась дальностью пушечного выстрела.В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды.При убытии иностранного судна от капитана команды требовалось известить местные власти и таможенников и, только с их разрешения, после соответствующего оформления, выходить в открытое море.
2.2 Таможенная реформа П.И. Шувалова.
Внутренняя политика второй
половины 40-50-х гг.во многом связана
с деятельностью графа П.И.
Это был очень смелый, прогрессивный шаг.Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.
Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.
В 1753-1754 гг.внутренние пошлины,
а также все 17 «мелочных сборов»
были заменены единообразной таможенной
пошлиной на границах государства, взимавшейся
со всех ввозимых и вывозимых товаров
в портовых в пограничных таможнях
в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости
(дополнительное обложение
В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников.Несообразность такого порядка была очевидна.Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.
Пересмотром тарифа в 1754-1757
гг.занималась особая комиссия, учрежденная
при Сенате. Ею была разработана
система пошлин, по характеру близкая
к установленной тарифом 1714 г. Во
многих случаях основанием для назначения
окладов по новому тарифу служила
ссылка на таможенные пошлины 1724 г.
Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного
обложения ввозимых фабрично-заводских
изделий устанавливался в зависимости
от освоенности их производства в
России. При этом пошлинная ставка
повышалась одновременно с повышением
степени обработки сырья.
Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении.Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами.Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа.Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.
В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии.В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики.Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.
Таможенная реформа увенчалась
успехом для казны: в 1753 г. таможни
дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб.
Был ускорен процесс
В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России.Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.