Таможенные реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы возникла из за того что на сегодняшний день таможенное дело в Российской Федерации принимает новые обороты. Некоторое время назад таможенная политика перенесла ряд изменений. Данные поправки начались еще за долго до появления демократического устава в России. Предоставленная работа рассматривает таможенную политику России в конце XVII- в начале XVIII века.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства.

Содержание работы

Введение
1. Таможенная реформа в XVII в.
1.1 Принятие Новоторгового устава 1667 г.
1.2 Таможенное законодательство в последней четверти XVII в.
2.Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.
2.1 Политика промышленного протекционизма.
2.2 Таможенная реформа П.И. Шувалова.
2.2 Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.
2.4 Реформирование таможенной службы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание2.docx

— 128.93 Кб (Скачать файл)

 

2.3Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.

К середине XVIII в. таможенное дело стало централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики.

Основные идеи, заложенные в законодательных документах по таможенному делу на первом этапе  таможенной реформы, получили реализацию и дальнейшее развитие.Этому способствовала преобразовательная деятельность в российском государстве и издание ряда указов Екатерины II, направленных на переустройство управления страны, установление казенных цен на товары, отмену отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста против взяточничества.Завершено было дело о секуляризации населенных церковных имений.В 1765 г. была создана комиссия о государственном межевании и капитальном деле.Были упорядочены губернские учреждения, административные, финансовые и судебные органы.При Коммерц-коллегии была Главная над таможенными сборами канцелярия, которую возглавил Президент Коммерц-коллегии граф Э.Миних22.

Вторая половина XVIII в. характеризуется в основном фритредерскими тенденциями, которых придерживались правящие круги России.Новый тариф 1757 г. также колебался от фритредерского к протекционистскому.Его пошлины составляли 5–8 копеек с рубля ефимками.Ценовое значение пошлин составляло 12,5 – 20% с цены товара.Кроме пошлин, иностранные товары дополнительно облагались специальным налогом от 6 до 16%.Следовательно, пошлины составляли 18,5 – 36%.Некоторые товары были обложены пошлинами в размере до 60–80% стоимости товара.На отпускные товары устанавливались небольшие пошлины.С принятием тарифа 1766 г. в таможенной политике наметились новые тенденции.Они формировались под воздействием Екатерины II, которая исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть первый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из собственного произрощения».Пошлины по новому тарифу составляли 12–30%.Наиболее дорогие товары с целью противодействия контрабанде были обложены незначительными пошлинами.Тариф не в полной мере способствовал развитию промышленности в России.Таможенные доходы накануне его принятия составили 2881 тыс. рублей.

Дальнейшая либерализация  таможенной политики, получившая отражение  в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринимательства в  России. В связи с принятием  тарифа 1 марта 1767 г. в указе, адресованном Сенату, говорилось, что тариф издан  в связи с недостатками в прежнем, «которыя коммерцию российскую удаляют от цветущего ея состояния». Тариф этот составлен был без надлежащих правил и изобилует великим неравенством пошлин, положенных на товары равной надобности.По тарифу запрещался ввоз следующих товаров: хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, меха, а также мышьяка и некоторых других ядов. Запрещался отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах, в слитках и в деле, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли.Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк – 24 руб. 75 коп.На направленность таможенной политики в рассматриваемый период оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать расширению торговли.Русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою таможенную политику сообразно требованиям и домогательствам тех государств, сближение с которыми было желательно.Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил множество товаров от пошлин.Средний таможенный сбор составил около 10%.В таможенной политике наметился либерализм.

2.4 Реформирование таможенной службы.

 

Заботой государства являлась охрана границы, как в политическом, так и в таможенном отношении.Острота вопроса объяснялась тем, что граница практически была открыта для контрабандистов.

 

Форпосты находились друг от друга на значительном расстоянии, их охрана, состоящая из престарелых  гарнизонных солдат и малороссийских казаков, не справлялась с возложенными на них задачами.Мало того, ответственность за задержание контрабанды офицеры и надзиратели нередко находились в сговоре с контрабандистами, помогали им в тайном провозе товаров.Контрабанда шла через западные рубежи государства широким потоком.

 

Узнав, что задержанная  контрабанда – это лишь маленькая  толика огромной массы товаров, уплывающих за рубеж и ввозимых в Россию мимо таможен, Екатерина II повелевает Сенату подготовить закон по созданию специальной таможенной стражи, главная цель которой состояла бы в закрытии границ и задержании провоза контрабанды.

 

Именным указом Екатерины  Сенату от 27 сентября 1782 г. «Об учереждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража.Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) «добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным». Предполагалось иметь 2 объездчиков на каждые 10 верст и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Таможенные объездчики должны были находится на местах им отведенных, на дорогах или тропинках или в других местах удобных для проезда, таможенные надзиратели на каждых пятидесяти верстах по границе при дороге, где как для тех, так и для других должно быть устроено жилище23.В тех местах, где будут по границе реки и озера, необходимо было иметь одно или несколько легких гребных судов.Таможенные объездчики обязаны были ежедневно один – днем, другой ночью объезжать порученное им расстояние для предотвращения попыток перехода границы.Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям, а затем доложить об этом надзирателю.

 

Поиск контрабанды стимулировался передачей части конфискованных товаров в пользу задержателей.Так же за поимку таможенником беглого солдата или крестьянина полагалась награда по три рубля за человека.Таможенный надзиратель должен был объезжать порученное ему расстояние и наблюдать за объездчиками.   Для более удобного наблюдения за провозом товаров через границу в наместничествах Киевском, Могилевском и Полоцком надлежало иметь по одной таможни в месте учрежденном генерал-губернатором.Таможенная стража, как и таможни, находилась в ведении казенных палат.По прошествии года таможенных надзирателей и объездчиков переводили с одного места на другое.Советник казенной палаты таможенных дел должен был осматривать таможню и пограничную стражу минимум три таза в год, поправлять все недостатки и наказывать виновных.

 

Однако, в скором времени  обнаружилась недостаточность принятых мер. В стремлении остановить контрабандный  поток правительство Екатерины  II пошло на крайность, издав 26 июня 1789 г. указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы российския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров «сухим путем через таможни, в наместничествах Полоцком, Могилевском, Киевском и Екатеринославском» (т. е. через сухопутные таможни по западной границе). Сильная сторона принятого решения заключалась в том, что «всякому таможенному служителю, объездчику, надзирателю, також всем и каждому, какого бы звания ни был» даже за содействие в поимке или обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за вычетом ввозной пошлины.

 

 

Заключение

Вторая половина XVIII в. знаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта европейских государств и особенностей российской экономики.24

Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному  подходу к решению задач таможенного  дела и формированию таможенной политики.Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело экономическое, финансовое и политическое значение.Принятые в нем постановления открыли возможности свободного перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внешней торговли. Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплатой пошлин.В уставе рассматривается порядок внутренней торговли и обязанности таможни.В нем говорилось, что он издан в интересах народа и для облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин: "…все Российские товары на внутренний расход Российским купцам продавать, покупать и внутрь России торговать беспошлинно".Чтобы сохранить прежние доходы в портовых и пограничных таможнях, на товары вводится дополнительная пошлина.

В рассматриваемый  период в вопросах таможенного дела видны как общие черты, характерные  для феодальной структуры хозяйства, так и новые, связанные с таможенно-тарифной политикой.Но самое главное – осуществлялся процесс дальнейшего совершенствования управления таможенным делом, произошло законодательное закрепление порядка таможенного оформления, были введены необходимые защитные меры для обеспечения конкурентоспособности российских товаров.Российский предприниматель появился на рынке как продавец и как покупатель, купечество начало оформляться в отдельное сословие, занимавшееся торговлей и финансами.

 

Список  литературы

 

1. Кисловский Ю.Г.История таможенного дела России. Кн. 1. / Под общ. ред. М.В. Ванина. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 338 с.

2. Соловьев С.М.Чтения  и рассказы по истории России. М., 1989. с. 316.

3. Таможенное  дело России. Т. I.

4. Гулишамбаров С. И. Сравнительная статистика России в мировом хозяйстве в период 1894^1904 гг. СПб., 1907.

5. Департамент таможенных сборов. 1811-25.IX.1911. СПб., 1911.

6. Доклад Комиссии по выяснению мер борьбы с германским и австро-венгерским влиянием в области торговли и промышленности. М., 1915.

7. Инструкция службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи. СПб., 1912.

8. Краткий очерк внешней торговли и таможенных доходов России за 1887-1894 гг./ Под ред. В. И. Покровского. СПб., 1896.

9. Краткие сведения о внешней торговле России. Обзоры за 1890— 1896 гг.

10. Личный состав Департамента таможенных сборов и учреждений таможенного ведомства. -.¡СПб., 1903.

11. Мартене Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами. СПб., 1892.

12. Материалы к пересмотру русско-американского торгового договора. Вып. 2. СПб., 1912,

13. Материалы к пересмотру общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле. Работы тарифного комитета, учрежденного собранием выборных Московского биржевого общества 1889-1890. М., 1890.

14. Материалы по денежной реформе 1895 1897гг. Вып. 1. - Пг- М., 1922.

15. Мыш М.И. Об иностранцах в России. Сборник узаконений, трактатов и конвенций. СПб., 1911.

16. Народное хозяйство в 1913 году. Пг., 1914.

17. Новая инструкция по применению правил 15 мая 1901 г. о приеме товаров в ведение таможенных учреждений. СПб., 1843.

18. Новое устройство торговой полиции в Санкт-Петербурге. -СПб., 1904.

19. Отчеты по Отдельному корпусу пограничной стражи за1897,1899,1901 гг. СПб., 1898, 1900, 1902.

20. Обзор деятельности Министерства финансов в царствование Александра III (1881-1894 гг.). СПб., 1902.

21. Обзоры внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1890-1914 гг. СПб.

22. Проект Инструкции для действий крейсеров, учрежденных для преследования морем контрабанды. СПб., 1866.

23. Проект Устава береговой стражи, составленный контр-адмиралом Штофрегеном. СПб., 1867.

24. Производительные силы России / Под ред. В. И. Ковалевского. СПб., 1896

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

 

[Введите текст]

 
   



 

[Введите текст]

 
   




Информация о работе Таможенные реформы