Таможенные режимы как средство таможенного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить таможенные режимы, и особенности их применения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть административные режимы, понятие, признаки, виды;
• изучить историю развития законодательства таможенных режимов;
• охарактеризовать таможенные режимы;
• Провести сравнительный анализ Таможенного кодекса РФ 2003г. и Таможенного кодекса Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административный режим: понятие, признаки, виды 5
Глава 2. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам 8
2.1 Законодательное регулирование и порядок применения таможенных режимов 8
2.2 Характеристика и виды таможенных режимов 10
Глава 3. Сравнительный анализ ТК РФ 2003г. и ТК ТС 24
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Таможенные режимы..doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

_________________________________________________________________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

 

 

студента: ____________  
факультета:  
группа:  отделение_______очное____________________ 
на тему: ____Таможенные режимы как средство таможенного____________ __________регулирования внешнеторговой деятельности________________

 

 

 

 

 

Преподаватель:

 

Оценка______________________

Подпись_____________________

«____»_________________2010г

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2010

 

Содержание

 

 

Введение

 

Таможенные режимы, являясь важнейшим  институтом таможенного права, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 155 ТК РФ действуют 4 группы видов таможенных режимов, каждая из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере внешнеторговой деятельности. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром,  во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

В этой связи законодательные усилия государства, направленные на   углублением  юридической регламентацией порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упорядочивает и стимулирует внешнеэкономическую деятельность, снижают  количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире.

Таможенные режимы, являясь  важнейшим институтом таможенного  права, определяют порядок перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу России. Это действенный механизм в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

Актуальным является и то, что правоприменительная  деятельность таможенных органов показывает неоднозначность позиций и подходов в решении конкретных вопросов при привлечении к ответственности за НТП, связанных с ненадлежащим использовании выбранного режима, в связи с чем особое значение приобретает судебная практика, оказывающая влияние на формирование методических подходов к применению законодательства.

Цель курсовой работы – изучить таможенные режимы, и особенности их применения.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть административные режимы, понятие, признаки, виды;
  • изучить историю развития законодательства таможенных режимов;
  • охарактеризовать таможенные режимы;
  • Провести сравнительный анализ Таможенного кодекса РФ 2003г. и Таможенного кодекса Таможенного союза.

Работа основана на материалах изучения общей теории права, административного, таможенного, гражданского, а также монографической юридической литературы; научных статей, публикаций в прессе и периодических изданиях.

 

Глава 1. Административный режим: понятие, признаки, виды

 

Таможенный режим, относится  к специальным административно-правовым режимам.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов.

Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Административно-правовой режим – это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.

          Данные режимы можно различать по территориальному критерию: общегосударственные (секретности и др.), региональные (закрытого административно - территориального образования и др.). По времени действия существуют режимы постоянные и временные, ситуационные (например, чрезвычайное положение). В ряде случаев полезно различать режимы по объектам  средствам деятельности: заповедников, ядов, валюты и др.

         Поделить также можно их на  централизованные и децентрализованные  в зависимости от порядка их  введения.

         Большую роль в формировании  правовой основы административно-правовых режимов играют акты исполнительной власти. По юридической природе среди них следует различать нормативные, содержащие первичные «режимные» нормы, акты нормативного право применения  и чисто правоприменительные.

Под нормативно-правоприменительными понимаются такие содержащие нормы права решения, которые исполнительные органы принимают, опираясь на нормы более высокой юридической силы.

          В создании осуществлении административно-правовых  режимов, кроме нормативно-правовой, огромное значение имеет организационная и материально-техническая подсистемы. Организационная подсистема обслуживает значительную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), призванных обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и хозяйствующих субъектов обязанностей.

         Обеспечение действия административно-правовых  режимов связано также с решением  экономических, материально-технических  вопросов: подготовка сил и средств,  достаточных для функционирования режима, создание специальных фондов финансирования, оказание помощи пострадавшим, осуществление спасательных, ремонтных работ и т.д.

          Во всех административно-правовых  режимах следует различать две  взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и прав.

          Все специальные административно-правовые  режимы, как правило, ограничивают  права граждан. Поэтому такие  ограничения не должны быть  чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

В таможенном законодательстве выделена особая категория административно-правовых режимов -  таможенных режимов.

Необходимо отметить, что таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условия нахождения его на/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар. Он определяет пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию Российской Федерации, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы.

Таможенный режим является постоянным, федеральным (общегосударственным) режимом. Он закрепляется системой установленных  федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу Российской Федерации.

Классификация и содержание таможенных режимов починены задачам  и целям таможенной политики Российской Федерации. Реализация таможенной политики направлена на выполнение двух групп целей:

Экономические. В их числе: чисто фискальные (то есть пополнение доходной части бюджета страны) и  регулятивные. Свое регулирующие воздействие  на экономику таможенный механизм оказывает  таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, административного руководства).

Защитные, то есть обеспечение  экономической, санитарной безопасности страны, защита общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей [8,9].

 

 

 

Глава 2. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам

 

 

2.1 . Законодательное регулирование и порядок применения таможенных  режимов

 

 

В бытность СССР действовало  всего три таможенных режима: импорт; экспорт; транзит.

Таможенный кодекс РФ 1993 (ст. 23) года предусматривал 15 видов таможенных режимов, в перечне которых не было группы иных специальных таможенных режимов и режима перемещения припасов.

В настоящее время в соответствии с ТК РФ 2003г. (ст.155) предусмотрено семнадцать таможенных режимов.

Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 11 ТК РФ, таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретным режимом. Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля

Вместе с тем, ТК РФ предусмотрены общие условия применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного режима. С точки зрения юридической техники такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов) [8, 9].


К таким принципам, в  соответствии с главой 17 ТК РФ, следует  отнести:

  • обязательность заявления таможенного режима - пункт 1 ст. 156 ТК РФ (любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одним из предусмотренных ТК РФ таможенным режимом);
  • право выбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ - пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенный режим, но при условии соблюдения всех его требований);
  • право изменения выбранного таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ - пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД вправе в любое время изменить избранный таможенный режим на иной, при условии соблюдения требований изменяемого и избираемого таможенных режимов);
  • обязательность соблюдения условий и требований избранного таможенного режима - пункт 1 ст. 156 ТК РФ (в противном случае возможно привлечение к ответственности, например, в соответствии со ст. 16.17 КРФоАП «Неисполнение требований таможенного режима экспорта», ст. 16.19 КРФоАП «Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами»);
  • разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом - ст. 157 ТК РФ (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК РФ для помещения товара под избранный таможенный режим (ст. 159, 161 ТК РФ), а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей (ст. 160 ТК РФ);
  • соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы - ст. 158 ТК РФ (запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленного таможенного режима);
  • приостановление действия таможенного режима при изменении статуса товара - ст. 162 ТК РФ (в случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенного режима в отношении этого товара приостанавливается).

Проявление последнего принципа может не ограничиваться только случаями возбуждения дел об административных правонарушениях в области таможенного  дела (нарушений таможенных правил). Так, например, согласно пункту 3 ст. 217 ТК РФ на таможенный склад в случаях, предусмотренных ТК РФ, могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. Один из таких случаев указан в пункте 3 ст. 214 ТК РФ, где, в частности, отмечается, что действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад [8, 9].

Информация о работе Таможенные режимы как средство таможенного регулирования внешнеторговой деятельности