Таможенные режимы как средство таможенного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить таможенные режимы, и особенности их применения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть административные режимы, понятие, признаки, виды;
• изучить историю развития законодательства таможенных режимов;
• охарактеризовать таможенные режимы;
• Провести сравнительный анализ Таможенного кодекса РФ 2003г. и Таможенного кодекса Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административный режим: понятие, признаки, виды 5
Глава 2. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам 8
2.1 Законодательное регулирование и порядок применения таможенных режимов 8
2.2 Характеристика и виды таможенных режимов 10
Глава 3. Сравнительный анализ ТК РФ 2003г. и ТК ТС 24
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Таможенные режимы..doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В практике внешнеторговой деятельности этот режим, равно как и предыдущий, зачастую применяется в случаях поставок продукции, содержащей производственный брак. Такие товары могут иметь дефекты либо иным образом не соответствовать условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. По таким причинам принимается решение о возврате имущества поставщику либо иному указанному им лицу. Однако в такой ситуации применение режима реэкспорта возможно, если указанные товары:

  • не  использовались и не ремонтировались на территории РФ, за исключением случаев, когда такое использование было продиктовано необходимостью обнаружения недостатков, повлекших возврат товаров;
  • могут быть идентифицированы таможенными органами;
  • вывозятся в течении шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.

Уничтожение (ст.243-247 ТК РФ). При применении такого режима иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования. При этом не взимаются таможенные пошлины и налоги, а к товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера. Уничтожение допускается, если товары, подвергнутые ему, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Статья 244 ТК определяет перечень категорий товаров, которые не могут быть помещены под данный таможенный режим. При уничтожении запрещается потребление товаров в соответствии с их обычным предназначением. Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких- либо расходов. Уничтожение товаров не должно причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. 

Отказ от товара в пользу государства (ст.248-251 ТК РФ). Этот таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Под данный режим не могут быть помещены товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу. Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов РФ какие- либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от их реализации. Согласно ст.251 ТК, ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких – либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Четвертую группу таможенных режимов составляют специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы.

Временный вывоз (ст.252-257 ТК РФ). Данный режим по своему содержанию аналогичен таможенному режиму временного ввоза. Его суть состоит в следующем: товары, которые находятся в свободном обращении на территории РФ, вывозятся за ее пределы и могут временно использоваться там с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применение к товарам запретов и ограничений экономического характера. Обязательным требованием данного режима является возможность идентификации товаров при их обратном ввозе (реимпорте).

Таможенным  кодексом не установлен предельный срок временного вывоза, он регламентируется Правительством РФ лишь для отдельных  видов товаров, обратный ввоз которых  является обязательным (например, для  культурных ценностей). В целом же такой срок определяется в заявительном порядке по просьбе заинтересованного лица исходя из цели и обстоятельств такого вывоза. При невозвращении товаров, помещенный под указанный таможенный режим, уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин. Товары, не возвращенные обратно на таможенную территорию РФ, в день истечения срока временного вывоза должны быть заявлены к иному таможенному режиму, например к экспорту. При этом не требуется фактического предъявления товаров таможенному органу.   

Беспошлинная  торговля (ст.258-263 ТК РФ). В отношении таможенного режима беспошлинной торговли установлены некоторые особенности открытия магазина. Предпринимательская деятельность владельца магазина беспошлинной торговли осуществляется без включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной инфраструктуре. Новеллой является то, что российские поставщики по новому закону получили право на возмещение налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров, которые подлежат продаже в магазине беспошлинной торговли. Товары в магазинах беспошлинной торговли реализуются без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом запреты и ограничения, не носящие экономического характера, подлежат соблюдению. Перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим беспошлинной торговли, определяет Правительство РФ.

Перемещение припасов (ст. 264-267 ТК РФ). К специальным таможенным режимам отнесен режим перемещения припасов. Применение данного таможенного режима позволяет существенно упростить порядок перемещения таких товаров через таможенную границу РФ. Установлен принцип невзимания таможенных пошлин, налогов  при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с данным режимом. Специфика данного таможенного режима заключается в том, что перемещение товаров, помещаемых под данный таможенный режим, неразрывно связано с транспортными перевозками. Такое перемещение осуществляется только в связи с перемещением транспортных средств через таможенную границу. Помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов не в связи с транспортными перевозками невозможно. Существенной отличительной особенностью данного таможенного режима является то, что под него могут равно помещаться как товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, так и товары, вывозимые с этой территории.

Иные  специальные таможенные режимы (ст. 268-269 ТК).Понятием иных специальных таможенных режимов охвачены отдельные варианты перемещения (ввоза/вывоза) товаров через таможенную границу РФ в определенных целях. Общего определения иным специальным таможенным режимам нет, но имеется ряд положений, относящихся ко всем иным специальным таможенным режимам.

Содержание  иных специальных таможенных режимов  включает:

  • полное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление;
  • неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера (мер нетарифного регулирования), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
  • неприменение к товарам возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождений от уплаты, возврата или возмещения внутренних налогов (за исключением случаев, когда иной специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта);
  • компетенцию Правительства РФ по установлению иных (не предусмотренных ТК РФ) требований и условий помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничений на пользование и распоряжение товарами.

Иные специальные  режимы предусмотрены в отношении  категорий товаров:

  • Товары, вывозимые с ТТ РФ и предназначенные для функционирования посольств, консульств, дипломатических представительств РФ и т.д. за рубежом;
  • Товары, которые перемещаются через таможенную границу РФ между воинскими частями, дислоцированными вне ТТ РФ и на ТТ РФ;
  • Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
  • Товары, вывозимые в бывшие республики СССР, если там имеются объекты собственности РФ для их функционирования;
  • Российские товары, которые перемещаются между таможенными органами РФ через территорию иностранного государства (например, на Калининград)[7, 10].

 

Глава 3. Сравнительный анализ ТК РФ 2003г. и ТК ТС

 

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор  о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года.

1 июля 2010 года вступает  в силу Таможенный кодекс Таможенного  союза (ТК ТС), что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.

В новом Таможенном кодексе Таможенного союза таможенный режим заменен термином таможенная процедура. Согласно ст. 4 ТК ТС, таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Таможенным процедурам  посвящен 6 раздел ТК ТС.

Таможенный кодекс Таможенного  союза не разбивает процедуры  на группы. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами) [3, 14].

 Изменения в ТК  ТС потерпели следующие режимы:

Транзит. В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит, то есть по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации, что также упрощает правоприменительную практику.

Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему, в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением следующего:

    • в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации - четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
    • не требуется указания в транзитной декларации ряда сведений, предусмотренных ТК России (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).

Подача таможенному  органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в ТК России - лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена таможенного союза), но и лицо государства-члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

ТК ТС четко определены случаи, в которых применяется  процедура таможенного транзита: в том числе к ним относится перемещение товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (в настоящее время специальный таможенный режим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории таможенного союза).

Условия помещения товаров  под таможенную процедуру таможенного  транзита не изменились.

Одним из основных условий  помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум мерам.

Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер  обеспечения соблюдения таможенного  транзита. Если в ТК России не требуется  принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение  может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но иными организациями в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

Устанавливаются особенности  завершения таможенной процедуры таможенного транзита:

    • товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
    • после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Информация о работе Таможенные режимы как средство таможенного регулирования внешнеторговой деятельности