Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Объект исследования – таможенные тарифы как важнейший инструмент современной торговой политики.
Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность таможенного тарифа………………………………..5
1.1.Таможенно-тарифное регулирование: сущность и характеристика….5
1.2.Понятие, признаки и элементы таможенного тарифа…………………9
1.3.Характеристика закона РФ «О таможенном тарифе»………………..18
Глава 2.Виды таможенных тарифов……………………………………20
2.1.Классификация таможенных тарифов. Дифференцированный
таможенный тариф………………………………………………………….20
2.2.Таможенные тарифы зарубежных стран: Сравнительная
характеристика………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая Таможенный тариф.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

 

   Таможенный тариф  содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на  цены импортируемых товаров, влияют  на уровень внутренних цен  в стране, непосредственно сказываются  на результатах хозяйственной  деятельности предприятий. В силу  этого таможенные тарифы остаются  одним из важнейших инструментов  государственного регулирования  внешней торговли, который позволяет  с ее помощью защиту национальных  производителей от иностранной  конкуренции.

 

   Существует три  основных типа таможенного тарифа:

 

- двойной тариф — тариф  с максимальными и минимальными

 

ставками таможенной пошлины  по каждой товарной позиции. Выбор ставки

 

зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;

 

- запретительный тариф  — высокий таможенный тариф  (например, свыше 20%), призванный оградить  внутренний рынок от ввоза  или вывоза определенного товара;

 

- дифференцированный тариф,  который позволяет отдавать предпочтение  определенным товарам или не  пропускать их в зависимости  от того, в какой стране они  изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.

 

   Элементы таможенного  тарифа:

 

1.     таможенная  пошлина – обязательный платёж  в федеральный бюджет, взимаемый  таможенными органами при ввозе  товаров на таможенную территорию  РФ или вывозе товаров с  этой территории, а также в  иных случаях, установленных таможенным  законодательством РФ в целях  таможенно-тарифного регулирования.

 

   Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

 

- фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным  пошлинам, поскольку они являются  одной из статей доходной части  государственного бюджета;

 

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

 

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.4

 

Классификация таможенных пошлин:

 

I. По способу взимания:

 

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

 

б)  специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

 

в)  комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного  обложения.

 

II. По объекту обложения:

 

а) импортные - пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутреннем   рынке   страны;

 

б)  экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы  таможенной территории государства;

 

в)  транзитные   -  пошлины,   которые   накладываются   на  товары,   перевозимые транзитом  через территорию данной страны.

 

III. По характеру:

 

а) сезонные - пошлины, которые  применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного     характера, прежде всего сельскохозяйственной;

 

б)        антидемпинговые   —   пошлины,   которые   применяются   в   случае   ввоза   на территорию   страны   товаров   по   цене   более   низкой,   чем   их   нормальная   цена  в экспортирующей стране, если такой импорт наносит   ущерб местным производителям подобных   товаров   либо   препятствует   организации и расширению национального производства таких товаров;

 

в) компенсационные - пошлины,  накладываемые на импорт тех товаров,  при производстве которых прямо  или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

 

IV. По происхождению:

 

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений  органов государственной власти страны;

 

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или  многостороннего  соглашения,  такое  как  Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

 

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом, которые      накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран.

 

V. По типам ставок:

 

а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены  органами государственной власти и  не могут изменяться в зависимости  от обстоятельств;

 

б) переменные   -   таможенный   тариф,   ставки   которого   могут изменяться   в установленных органами государственной  власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

 

VI. По способу вычисления:

 

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они  могут дать только самое общее  представление об уровне таможенного  обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

 

б) эффективные ? реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные   узлы и детали этих товаров.

 

2.     таможенная  стоимость – стоимостная характеристика  перемещаемых через таможенную  границу товаров, которая используется  для целей:

 

·        исчисления таможенных платежей;

 

·        ведения  таможенной статистики внешней торговли

 

3.     тарифные  льготы – предоставляемые на  условиях взаимности или в  одностороннем порядке при реализации  торговой политики РФ льготы  в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу РФ  в виде возврата ранее уплаченной  пошлины, освобождения от оплаты  пошлины, снижения ставки пошлины,  установления тарифных квот на  преференциальный ввоз (вывоз) товара.

 

4.     тарифные  преференции – специальные преимущества, предоставляемые при обложении  таможенными пошлинами всех или  нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран

 

5.     тарифные  привилегии – преимущества, предоставляемые  определённым физическим либо  должностным лицам при перемещении  через таможенную границу РФ  товаров, транспортных средств,  ценностей, личных вещей и других  предметов.

 

   Чем выше уровень  экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее  система ее внешнеэкономических  связей, тем меньшую роль играют  в ее таможенной политике чисто  фискальные мотивы, тем больше  эта политика определяется комплексной  стратегией создания для национальной  экономики благоприятных условий  развития в настоящем и в  будущем. И как следствие, усиление  роли таможенного тарифа и  применение его в качестве  регулятора развития национальной  экономики, позволяющего, облегчая  или затрудняя ввоз в страну  или вывоз из нее определенных  товаров, воздействовать на торговые  потоки, обеспечить сбалансированность  внешнеторгового обмена, сознательно  формировать хозяйственную структуру,  постепенно менять место страны  в международном разделении труда.

 

   Импортный таможенный  тариф заслуженно считается основным  инструментом регулирования внешней  торговли. При этом в процессе  развития международной торговой  системы таможенный тариф рассматривается  как наиболее эффективный внешнеторговый  регулятор.

 

Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы  он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов  страны пространства.

 

   В последние десятилетия  значение тарифов падало по  мере того, как нарастали различные  косвенные барьеры регулирования  внешней торговли - такие, как  разнообразные технические стандарты  или добровольные экспортные  ограничения на основе неформального  соглашения. Решительные действия  по устранению подобных ограничений  проводит ВТО. Рекомендации данной  организации направлены на существенное  повышение роли таможенных тарифов  во внешнеторговом регулировании.  Средние ставки тарифов экономически  развитых стран в современных  условиях невысоки, но влияние  их на внешнюю торговлю остается  весьма значительным. Ведь и с  помощью сравнительно небольших  пошлин можно делать ввоз определенных  товаров невыгодным и стимулировать  их производство внутри страны, облагая их более высокими  пошлинами по сравнению с сырьем  для их производства. К тому  же высокая степень дифференциации  тарифов позволяет, сохраняя сравнительно  малый общий уровень обложения,  обеспечивать защиту от импорта  отдельных разновидностей товаров.5

 

   При современном  уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации  такая защита оказывается весьма  эффективной.

 

   В то же время  опыт индустриализации ряда стран  свидетельствует, что таможенный  тариф может быть эффективным  орудием целенаправленного стимулирования  ввоза товаров, необходимых для  определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие  инструменты, как использование  целевых таможенных льгот в  рамках таможенных режимов переработки  и просто установление дифференцированных  тарифных ставок в зависимости  от того, насколько вписывается  импорт данного товара в принятую  стратегию экономического развития.

 

   Играя роль непосредственного  регулятора, таможенный тариф в  то же время выполняет и  другую функцию - является косвенным  средством давления на другие  государства в целях содействия  развитию экспорта.

   Подводя итог, можно  отметить следующее, что таможенный  тариф, как правило, выполняет  определенные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Характеристика  закона РФ «О Таможенном Тарифе»

 

Закон "О таможенном тарифе" следует отличать от самого таможенного  тарифа. Последний представляет собой  свод ставок таможенных пошлин, систематизированных  в соответствии с принятой товарной номенклатурой и действующих  в отношении товаров, которые  перемещаются через таможенную границу. Цель же Закона "О таможенном тарифе" состоит в том, чтобы установить порядок формирования и применения таможенного тарифа, важнейшие правила  обложения таможенной пошлиной (определение  таможенной стоимости, страны происхождения  товара, вопросы тарифных льгот и  др.).

Впервые в нашем законодательстве подобный закон появился совсем недавно. Речь идет о принятом в 1991 году Законе СССР "О таможенном тарифе". Государственная  монополия внешней торговли (впоследствии - внешнеэкономической деятельности) - вот главная причина отсутствия практической необходимости в таком  законе. А.И. Потяев в своем капитальном исследовании "Теория таможенного дела" писал: "...таможенно-тарифная политика превращается лишь в одну из составных частей монополии внешней торговли и играет хотя и весьма важную, но лишь подсобную роль"

Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-х годов, в  качестве одного из важнейших своих  направлений предполагали либерализацию  внешнеторговой деятельности. Последовавший  демонтаж системы государственной  монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования. Таможенной пошлине было возвращено ее законное место среди косвенных  налогов.

В мае 1993 года был принят Закон РФ "О таможенном тарифе" (введен в действие с 1 июля 1993 года). Он тесно связан с двумя другими  законодательными актами, регулирующими  отдельные аспекты таможенно-тарифной политики, - Таможенным кодексом таможенного союза 2010 года и Федеральным законом 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Закон "О таможенном тарифе" - рамочный закон. В нем закреплены основные, наиболее важные правила  таможенно-тарифного регулирования. В большинстве случаев нормы  комментируемого Закона не имеют  прямого действия и содержат непосредственные или подразумеваемые отсылки  к иным нормативным актам (чаще всего  подзаконным).

Информация о работе Таможенный тариф