Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть таможенные тарифы как инструмент торговой политике государств стран – участниц Таможенного союза, сосредоточив при этом внимание на Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю тарифного регулирования в России;
дать характеристику единому таможенному тарифу и изучить его виды;
рассмотреть правовое регулирование таможенного тарифа;
исследовать таможенный тариф как средство внешнеполитической деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……………………………..5
1.1 История тарифного регулирования в России……………………………..............5
1.2 Понятие таможенного тарифа …………………………………………………..…11
1.3 Единый таможенный тариф и его виды…………………………………………...13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………………….……17
2.1 Правовое регулирование таможенного тарифа………………………………….17
2.2 Тарифы как средство внешнеполитической деятельности………………….…….21
2.3 Изменение таможенного тарифа, в связи вступления РФ в ВТО…………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………………33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………………………………………35
– определен конкретный перечень документов, на основании которых заявляется классификационный код товара, представляемых в случае декларирования товаров, которые имеют внешнее сходство с товарами, к которым применяются вывозные таможенные пошлины;
– исключено требование о представлении таможенным органам сведений о таможенной стоимости данных товаров;
– определен
перечень случаев, в которых таможенный
орган вправе осуществить проверку
товаров и запросить
Также предусмотрена возможность сократить перечень документов и сведений, представляемых при таможенном декларировании товаров и в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, установить, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии.
Законопроект определяет упрощенный порядок временного ввоза (допуска) и временного вывоза научных и коммерческих образцов. При этом установлена возможность заявления таможенной процедуры уничтожения научных и коммерческих образцов, которые были использованы, оказались уничтожены или повреждены при проведении с ними испытаний, исследований, экспериментов. А также установлена возможность упрощенного декларирования (путем письменного заявления) научных и коммерческих образцов, временно ввозимых в РФ и вывозимых за пределы Таможенного союза в личном багаже пассажира, экспресс - почтой, а также научных или коммерческих образцов стоимостью до 300 тысяч рублей. Срок их выпуска при временном ввозе (допуске) и временном вывозе составляет 4 часа. Предусматривается освобождение от взимания в отношении этих товаров таможенных сборов за таможенные операции.
В статье 117 закона предусматривает применение новых технологий уплаты таможенных платежей - посредством электронных пластиковых карт. В случае уплаты таможенных пошлин, налогов через платежные терминалы и банкоматы обязанность по их уплате считается исполненной непосредственно с момента такой уплаты.
Ряд упрощений в части уплаты таможенных платежей на товары промышленного назначения планируется установить отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. Готовятся проекты постановлений, предусматривающие установление фиксированного размера сборов за таможенное оформление высокотехнологичных товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
Таким образом, большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство РФ принятым законом, направлено на упрощение таможенных операций и, как следствие, облегчение ведения внешнеэкономической деятельности на территории России, Белоруссии и Казахстана.
По оценке ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза, заместителя генерального секретаря ЕврАзЭС Сергея Глазьева формирование единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана обеспечит им к 2015 году 12-15%-й прирост ВВП. Так что экономические дивиденды для участников таможенной интеграции очевидны. [17]
2.3 ИЗМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА, В СВЯЗИ ВСТУПЛЕНИЯ РФ В ВТО
Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС - ВОТС на уровне глав правительств (России, Белоруссии и Казахстана) 9 июня 2009 г. было принято решение уведомить ВТО о намерении начать переговорный процесс по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории, а Комиссии Таможенного союза поручено инициировать этот процесс. 17 июня 2009 года были проведены первые «жесткие консультации участников Таможенного союза со странами, входящими в ВТО. На встречах ряд участников переговоров высказали мнение, что Таможенный союз может замедлить вступление трех стран в ВТО. 8 июля министр торговли США Гэри Локк оценил сценарий коллективного вступления в ВТО как «невыполнимый». Более того, Локк отмечал, что так же считает и большинство стран - членов торгового союза. После этого Дмитрий Медведев заявил, что логичнее вступать в ВТО каждой стране – участнице в отдельности. Однако в августе стало известно, что Таможенный союз все же решил вступать в торговый клуб всем строем. Но уже 15 августа стало известно, что члены Таможенного союза решили вести переговоры о вступлении в ВТО как отдельные государства, но в тесной координации друг с другом. В итоге, Россия первая среди стран – участниц Таможенного Союза вступила в ВТО.
Единый таможенный тариф стран Таможенного союза, обновленный с учетом обязательств РФ перед Всемирной торговой организацией, начал действовать 22 августа 2012 года. При этом на 90% импортные пошлины сохраняются на прежнем уровне. Вступил в силу протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, и таким образом РФ стала 156-м членом этой организации. Новая редакция единый таможенный тариф была принята советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июле. Снижение ввозного таможенного тарифа затронет ставки примерно по 1 тысяче товарных позиций из примерно 11 тысяч. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию единый таможенный тариф средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилася с 9,6% до 7,5-7,8%. Речь идет в первую очередь о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень. Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок - восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов. Как сообщал ранее министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, примерно по 25% от общего числа товарных позиций ставка тарифа может быть впоследствии повышена до уровня тарифных обязательств (уровня связывания), что дает дополнительные возможности нивелировать негативные последствия присоединения России к ВТО для отдельных отраслей и производителей.
Основные изменения - для продовольствия. Наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронули мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов. Так, пошлина на импорт свинины в рамках квоты была снижена до 0% с предыдущих 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм; на импорт свинины вне квоты - до 65% с предыдущих 75%, но не менее 1,5 евро за килограмм. Импортная пошлина на готовые мясные изделия снизилась до 20%, но не менее 0,4 евро за килограмм с 25%. Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. В частности, квота на охлажденную говядину в соответствии с документами по ВТО составляет 40 тысяч тонн на неопределенный период. Новая пошлина на воз сливочного масла составила с 23 августа 15%, но не менее 0,29 евро за килограмм против прежних 15%, но не менее 0,4 евро.
Изменились пошлины и на ввоз многих сыров. В частности, ввозная пошлина на молодые сыры с содержанием жира не более 40% снизилась до 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм. А, например, пошлина на импорт таких сыров как камамбер и бри опустилась до 15%, но не менее 0,3 евро за килограмм с прежних 15%, но не менее 0,6 евро за килограмм.
В сегменте фруктов снизилась ввозная пошлина на яблоки, а также лимоны и лаймы, из овощей - на помидоры и огурцы. Например, пошлина на ввоз огурцов уменьшилась до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм - такая ставка будет действовать в течение всего года. Ранее в период с 16 мая по 31 октября пошлина составляла 15%, но не менее 0,12 евро за килограмм, и лишь с 1 ноября по 15 мая она опускалась до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм.
Согласно обязательствам перед ВТО, Россия оставит неизменной запретительную пошлину на импорт спирта, но снизит пошлину на импорт большей части крепких напитков в течение трех лет с 2 евро за литр продукции до 1,5 евро. Также значительно снизится пошлина на минеральную воду, пиво, вина, шампанское, вермуты.
На готовые продукты из рыбы пошлины уменьшатся лишь в перспективе и то незначительно - с 15% до 12,5-12% за один-три года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины опустятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.
Другие потребительские товары. В соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду. Например, ввозная пошлина на пальто, плащи, куртки и аналогичные изделия уменьшилась до 10%, но не менее 3 евро за килограмм с 10%, но не менее 5 евро; на костюмы, в том числе из шерстяной ткани, брюки, платья - до 10%, но не менее 2,5 евро за килограмм с 10%, но не менее 4 евро. Ввоз рубашек и женских блузок будет облагаться пошлиной в 10%, но не менее 2 евро за килограмм вместо 10%, но не менее 3 евро. Процентная ставка на детскую одежду остается на уровне 10%, но планка снижается до 1,5 евро с 2 евро за килограмм. Предполагается также снижение к 2014 году пошлин на большинство разновидностей натурального меха - с 10% до 5%, а на большинство предметов одежды из меха - к 2015 году - с 20% до 10%. Однако с 23 августа они пока не меняются.
Согласно обязательствам российской стороны, с даты вступления в ВТО пошлины на бытовую технику и электронику остаются неизменными, однако по некоторым позициям будут постепенно снижаться в дальнейшем, начиная с 2013 года. Так, с 1 января 2013 года обнулилась пошлина на сотовые телефоны с текущих 5%. Пошлины на компьютеры, как стационарные, так и лэптопы, снизились с 10% до 9% к 2015 году. На DVD-проигрыватели пошлины снизятся к 2016 году с 15% до 8%, на LCD-мониторы с 20% до нуля к 2015 году, на микроволновые печи - с 20% до 10% к 2017 году, на пылесосы с 15% до 9% к 2015 году. Операторы телекоммуникационной связи не ожидают существенных изменений стоимости оборудования, так как сейчас таможенные пошлины составляют всего 5-10% и будут постепенно отменены к 2014-2015 годам. Для некоторых видов оборудования таможенные пошлины уже нулевые.
К 2014-2015
годам предусматривается
Промышленность сильно не пострадает, присоединение России к ВТО коснулось российского машиностроения некритично. Таможенные ставки на импорт железнодорожной техники, судов и летательных аппаратов практически не изменились и остались на прежнем уровне.
В частности, гражданские самолеты вместимостью более 50 мест облагаются пошлиной в размере 20%, а вот вместимостью более 300 мест - пошлиной не облагаются. При этом ставка на грузовые морские суда остается на уровне 5%, на яхты массой более 100 килограмм - 20%, на буксиры - 5%, на суда-рефрижераторы - 5%. Изменения также пока не касаются железнодорожного подвижного состава. Ставка на железнодорожные локомотивы и дизель-электрические локомотивы остается на уровне 10%, ставка на вагоны-цистерны и крытые вагоны также составляет 10%.
Наибольшие
изменения таможенного
Таможенный тариф на ввоз изделий из черных металлов остается прежними - 5-20% для различной номенклатуры. Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не будет иметь значимых последствий, в целом ставка пошлины снизится с 10 до 5-6,5%.
По оценкам участников рынка, в результате постепенного снижения импортных пошлин на рынке химической продукции РФ вероятно усиление конкурентной борьбы в сфере малотоннажных химикатов, в первую очередь с производителями из КНР. На благо потребителя сокращение торговых барьеров после присоединения РФ к ВТО снизила стоимость жизни россиян за счет удешевления как импортных, так и отечественных товаров, - подешевели не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты, считают в Минэкономразвития. В результате либерализации тарифов от снижения цен и притока более качественных товаров, по оценкам министерства, получат выгоду потребители таких товаров, как рыба, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, кондитерские изделия (шоколад), цветы, качественные вина и крепкие напитки, рис, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили.
Ранее глава российской делегации на переговорах с ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков заявлял, что цены на товары могут начать снижаться через три-пять лет, но это снижение, вполне возможно, будет компенсировать инфляция. [21]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе проанализирована таможенно - тарифная политика России на современном этапе, рассмотрены тенденции и факторы развития внешнеторговой политики.
Классическим
инструментом внешнеторговой политики
является тарифное регулирование, и
прежде всего таможенные тарифы, которые
по-своему характеру (налоги) относятся
к экономическим регуляторам. Таможенный
тариф - это систематизированный
перечень таможенных пошлин, взимаемых
при пересечении товаром
Сложившаяся к настоящему времени таможенно – тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики; приспособление к требованиям ВТО, в состав которой Россия вошла в 2012 году.