Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:37, курсовая работа
Для проведения исследования была поставлена цель - показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- выявить сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике;
- выявить виды, особенности и роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности;
- изучить нормативно-правовую базу Таможенного союза и РФ, касающуюся тарифных преференций;
- проанализировать систему тарифных преференций РФ;
- обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
Введение………………………………………………………………
Глава I. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности ……….........................................................................
1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике ............................................................................................
1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза…………………………………………………........................
1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций .....................................................................
Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире………….............................................................................................
2. 1. Применение тарифных льгот в США……………........................
2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС………….…............................
2. 3. Применение тарифных льгот в Японии………………..................
2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ……………….......................................................................................
Глава III. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения.......
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………..…...........................................................
3.2 Особенности развития национальной системы преференций……………........................................................................
Заключение………………..………..…...................................................
Список использованных источников………………………..................
Важнейшим условием существования Таможенного союза и инструментом общей торговой политики является внешний единый таможенный тариф. Именно он позволил ЕЭС вести независимую таможенную и общую торговую политики, а с середины 70-х годов доходы от общей торговой политики стали поступать не к государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним из важнейших источников бюджета ЕС3.
Механизм внешнего таможенного тарифа заключается в том, что любые импортные товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются таможенной пошлиной в соответствии с общим таможенным тарифом ЕС.
От восьмизначного цифрового кода Комбинированной номенклатуры ЕС зависит уровень таможенного обложения того или иного товара. Например, ставка пошлины на кордовую ткань для шин из нейлона, пропитанную резиной (код 59021010), составляет 5,5%, а не пропитанную (код 59021090) - 7,8%. ЕТТ состоит из 21 раздела, 99 групп, примерно 1300 тарифных позиций и более 5000 субпозиций, которые в свою очередь подразделяются на еще более мелкие подпозиции. ЕТТ насчитывает в общей сложности 9843 тарифных линии, что означает высокую степень детализации таможенного обложения. Это позволяет ЕС при необходимости выборочно снижать или повышать пошлины (например, в ответ на дискриминационные действия других участников ВТО и с ее разрешения) на конкретные, важные для данной страны товары, не затрагивая при этом интересы других стран.
С 2001 г. ЕТТ является четырехколонным:
- в первой колонке приводится код товара по Комбинированной номенклатуре ЕС;
- во второй- его описание;
- в третьей - договорные ставки пошлин, согласованные в ходе Уругвайского раунда многосторонних тарифных переговоров в рамках ВТО; в четвертой - единицы измерения.
Применяются несколько видов таможенных пошлин: адвалорные, исчисляемые в процентах от импортной стоимости товара и наиболее распространенные (на них приходится 90% общего числа ставок); специфические, фиксируемые в евро за единицу продукции (6,4%); смешанные, представляющие собой комбинацию адвалорных и специфических пошлин (2%); альтернативные, дающие возможность выбора между ними (0,7%), и изменяемые, например, сезонные (0,9%).
2. 3. Применение тарифных льгот в Японии
Япония была почти наглухо закрыта от внешнего рынка до 50-60-х годов XIX в., когда были заключены договоры с США, Россией, Великобританией, Голландией и Францией об открытии портов для внешней торговли.
С введением плавающего курса иены Япония перешла в режим открытой экономики. Правительство приняло программу изменений во внешнеэкономической политике, включая завершение либерализации импорта, снижение тарифов и снятие нетарифной защиты рынка. На практике были отменены все способы поощрения экспортеров и в 1972 г. проведено снижение тарифных ставок на 20% по 1865 товарным позициям.
Таможенные тарифы. В соответствии с решениями Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1975-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. видов товаров в среднем на 26,3%. Средний уровень ставок таможенного обложения стал таким же, как в других индустриальных странах. Правда, по экспертным оценкам, эффективный уровень тарифной защиты с учетом ставок на ввоз сырья и товаров промежуточного спроса был выше, чем в США и странах Западной Европы (особенно по продукции машиностроения). В результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. Были снижены или отменены высокие пошлины в 1987-1989 гг. на шоколад, алкогольные напитки, табачные изделия, тропические фрукты, фанеру; в 1990 г. на более чем 1 тыс. видов продукции машиностроения. В течение 90-х годов была отменена система тарифных квот на ввоз говядины, цитрусовых и ряда других сельскохозяйственных продуктов, в конце десятилетия снижены или отменены пошлины на нефть, сахар-сырец, целлюлозу.
Таможенный тариф Японии, как и в большинстве стран мира, является многоколонным. Ставки пошлин в нем сгруппированы в четырех столбцах: в первом - общие (базовые) ставки, которые могут быть изменены в одностороннем порядке. Во втором - ставки, закрепленные ГАТТ/ВТО (так называемые договорные, или конвенционные), в третьем - преференциальные ставки, в четвертом - временные ставки пошлин, вводимых на основании закона о временных тарифных мерах.
Японский таможенный тариф предусматривает использование большого разнообразия пошлин, дифференцирующихся в зависимости от метода определения тарифной ставки. Такое положение обеспечивает более надежный уровень защиты внутренней продукции, в первую очередь, сельскохозяйственной, перед лицом мировых ценовых колебаний или внезапных наплывов дешевого импорта.
В случае адвалорных пошлин стоимость импорта определяется на основе цены СИФ ввозимого товара, то есть на основе цены товара, используемой при его продаже обычными оптовыми партиями в ходе обычной торговли в стане-экспортере на момент экспорта плюс фрахт, страхование и другие побочные расходы в ходе транспортировки. Около 95% всех категорий импортируемых в Японию товаров облагаются адвалорными пошлинами. Базой для определения размера специфических пошлин служит физический объем товара (количество единиц, геометрический объем, вес и т.д.). В настоящее время такими пошлинами облагаются вино и растительное масло.
Сезонные тарифы на определенные товары изменяются в Японии в зависимости от времени года. В настоящее время сезонные тарифы применяются к импорту свежих и предварительно переработанных апельсинов и бананов, а также к свежему винограду.
2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ
Россия активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.
Основными торговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.
Основную долю преференциальных товаров в Россию импортирует КНР.
В структуре российского импорта из развивающихся стран на 2011-2012 год преобладают следующие преференциальные товары: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция.
Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран можно выделить: Гвинею и Мавританию.
Из числа развивающихся стран наибольшие тарифные преференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.
Сумма тарифных преференций, предоставленных в 2012 году в отношении товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран в рамках Единой системы преференций, увеличилась на 22% по сравнению с 2011 годом, составив при этом 12,1 млрд. руб.
Судя по достаточному ввозу преференциальных товаров из развивающихся и наименее развитых стран мы можем сделать вывод, что объемы внешней торговли России с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этих стран.
Проблемы импортной зависимости России продолжают оставаться весьма острыми. На наш взгляд, существует необходимость в разработке таможенно-тарифной системы, позволяющей создать условия для промышленного подъема в России. Необходимо разработать более совершенную систему тарифных преференций с учетом национальных интересов страны и способствующую повышению уровня экономической безопасности России.
Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций.
Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.
Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.
Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТ выводит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем благоприятствовании и не дискриминации.
Применение льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин и количественных ограничений.
В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.
Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:
- предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;
- предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.
По наиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственно Комиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной системе таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.
Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.
Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется", постановление Правительства от 6 мая 1995 г. № 454 "Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин", а также постановление Правительства от 13 сентября 1996 г. № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, с 15 мая 1996 г. в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75% от действующих ставок.
В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.
Информация о работе Тарифные преференции: проблемы и пути их решения