Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 23:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение таких методов контроля за безопасностью экспортно-импортных товаров, как санитарные и фитосанитарные меры.
На основании поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;
- анализ правовых основ технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;
- исследование понятия и сущности санитарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ, САНИТАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕРАХ
1.1.
Понятие технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер
6
1.2.
Правовые основы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер
9
ГЛАВА II.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
2.1.
Техническое регулирование в Таможенном союзе
15
2.2.
Санитарные и фитосанитарные меры в Таможенном союзе
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наделенные полномочиями национальные органы государств – сторон проводят консультации по вопросам технического регулирования и разработки технических регламентов с иными межгосударственными объединениям с целью гармонизации обязательных требований к продукции.
Что же касается, санитарных и фитосанитарных мер, в Соглашении государств – членов таможенного союза «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер» указываются основные сферы, и методы применения данных мер. Стороны обеспечивают применение санитарных и фитосанитарных мер только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, основываясь на принципах, имеющих достаточное научное обоснование, а также международных, региональных стандартах, предписаниях и рекомендациях, за исключением случаев, когда такие документы не соответствуют целям технического регулирования. В случае, если безотлагательное применение мер необходимо, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть представлено в необходимые сроки, санитарные и фитосанитарные меры в отношении определенных видов продукции могут быть применены наделенными полномочиями национальными органами государств – сторон, на основе имеющейся информации, в том числе и полученной от соответствующих международных организаций, иностранных государств.
Санитарные и фитосанитарные меры могут включать проверку соблюдения требований к продукции, методам её обработки и производства, процедурам испытания, инспектирования, оценки соответствия, карантинным правилам, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, материалов, необходимых для обеспечения жизни и здоровья животных и растений во время их перевозки, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска. Стороны разрабатывают и применяют санитарные и фитосанитарные меры на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендации и других документов международных организации в целях соблюдения необходимого уровня санитарной, ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно – обоснованного риска.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формировании Единого экономического пространства, приняли единую нормативную базу, на основании которой, сформулировали общую терминологию в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер на территории государств – членов Таможенного союза. Согласовали единую политику на основании Соглашения «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мерах». Осуществили координацию деятельности которая сосредоточена в руках Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
Федеральный закон №52 «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», предусматривает, санитарно – эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующему с ними материалам, изделиям и технологиям их производства. Они должны удовлетворять физиологические потребности человека и не должны оказывать на него вредного воздействия. Санитарно – эпидемиологические требования обеспечивают безопасность среды обитания для здоровья человека. Также, в законе предусмотрено, проведение санитарно - эпидемиологических (профилактических) мероприятий.6 Которые проводятся в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний. В соответствии с санитарными правилами и иными нормативно – правовыми актами, должны осуществляться мероприятия по санитарной охране территории, введению ограничительных мероприятий (карантинов), проведение которых, подлежит включению в разработанные федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения.
Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека являются продукты питания, безопасность и контроль качества, в отношении которых регулирует Федеральный закон №29 – ФЗ «О качестве и безопасности продуктов питания». В соответствии, с которым, Российская Федерация имеет следующие полномочия, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов7:
Требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативным документам, техническим документам, системам качества устанавливается соответствующими государственными стандартами.
Продукты питания должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать требованиям органолептических и физико – химических показателей и требованиям к допустимому содержанию химических и биологических веществ, почему они должны подлежать санитарному контролю на таможенной территории Таможенного союза.
II. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
2.1. Техническое
регулирование в Таможенном
После того, как 6 октября Российская Федерация, Республика Беларусия и Республика Казахстан подписали Договор о создании Комиссии Таможенного союза, которая является регулирующим органом по обеспечению функционирования и развития экономических отношений трех стран, государства – члены таможенного союза подписали Соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Российской Федерации, Республике Беларусия и Республике Казахстан. Целями данного соглашения стороны определили обеспечение благоприятных условий торговли между странами – участницами договора и другими государствами, а также развитие интеграции России, Казахстана и Белоруссии в формате таможенного союза. Стороны договора устанавливают единую таможенную территорию, единые меры регулирования торговли с государствами, не вошедшими в таможенный союз, в том числе устанавливают единый таможенный тариф. В рамках таможенного союза не применяются таможенные пошлины и ограничения, за исключением специальных мер, к числу которых относится техническое регулирование.
В части технического регулирования сторонами было принято «Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза», в котором определены основные этапы формирования политики в области подтверждения соответствия8:
Следующим важным шагом является создание технических регламентов. Комиссия Таможенного союза утвердила Положение о порядке разработки и внесении изменений в технический регламент Таможенного союза, график разработки технических регламентов. Утвержден План мероприятий по реализации Соглашения о единых правилах и принципах технического регулирования в странах – участницах Таможенного союза. В технических регламентах устанавливаются обязательные требования к продукции. Определяется минимально необходимый уровень обязательных требований к ней, обеспечивающих безопасность людей и окружающей среды. При этом технические регламенты не должны содержать способы достижения установленных обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструкции. Кроме того, технические регламенты не должны создавать препятствия на пути модернизации продукции и инновациям. При вступлении технических регламентов в силу обязательные требования к продукции, изложенные в других документах, в том числе и ведомственных нормативных актах, должны утрачивать свою силу.
Другим важнейшим инструментом технического регулирования является стандартизация. Применение стандартов позволяет использовать современные методы и технологии, существенно сокращать издержки, обеспечивать унификацию продукции.
Стандарты принимаются консенсусом, когда участники рынка приходят к пониманию, что закрепленный в проекте стандарта способ реализации той или иной идеи через конструкцию или технологию соответствует уровню развития науки, техники и технологий. При этом следует отметить, что чем быстрее обновляются стандарты, тем больше появляется возможностей применять неограниченным кругом заинтересованных лиц новые, передовые технологии в практической деятельности.
Следующий инструмент технического регулирования - аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных договорах, в добровольных стандартах или добровольными системами сертификации (не регулируемая сфера).
Технические регламенты будут иметь прямое действие на территории стран-участниц.
Зафиксированные в технических регламентах требования без дополнительных процедур будут вводиться на территории трех стран в момент вступления в силу технического регламента. При этом будет прекращаться действие требований к этим видам продукции в рамках национального законодательства.
Одновременно запрещается установление в национальных законодательствах стран-участниц таможенного союза обязательных требований к продукции, не вошедшей в единый перечень.
В исключительных случаях, исходя из географических, климатических или иных особенностей, предусматривается возможность не применения отдельных требований единого технического регламента на территории одной или нескольких стран-участниц.
В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. В отношении машин с «правым» рулем действует строгий запрет их постановки на учет в Республике Беларусь и в Республике Казахстан. В тоже время в Российской Федерации запрета на такие машины не существует.
Важным также является положение, определяющее, что под третьей стороной при декларировании соответствия понимаются органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий таможенного союза.
В соответствии с «Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза» сертификацию продукции и испытания для целей подтверждения соответствия единым требованиям имеют право производить только органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза (утвержден решением комиссии таможенного союза № 343 от 17 августа 2010 года).
Работа по формированию единых технических регламентов ведется в рамках ЕврАзЭС и таможенного союза с проведением необходимых процедур публичного обсуждения.
В Российской Федерации в настоящее время принято 23 технических регламента, 9 из которых вступили в действие. Не смотря на то, что темп принятия национальных технических регламентов существенно увеличился, значительная часть продукции все ещё остается под действием старых норм.
2.2. Санитарные и фитосанитарные меры в Таможенном союзе
Санитарные меры призваны защищать здоровье людей и животных от болезней, вредителей, а также рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ и токсинов в пищевых продуктах.
В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза, санитарные меры распространяются на лиц, транспортные средства, а также подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза9. В целях сбалансированной деятельности в области санитарного контроля государства – члены таможенного союза признают результаты работ уполномоченных органов по определению соответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям. Также, принимают согласованные меры, направленные на предупреждение завоза, распространения и ликвидацию на таможенной территории таможенного союза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), опасных для здоровья человека, последствий чрезвычайных ситуаций, а также актов терроризма с применением биологических агентов, химических и радиоактивных веществ. Осуществляют санитарно-противоэпидемические мероприятия по недопущению ввоза на таможенную территорию таможенного союза и оборота опасных для жизни, здоровья человека и среды его обитания подконтрольных товаров.
Также, к ведению Правительства Российской Федерации относится защита санитарно-эпидемиологического благополучия населения а также, контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, которые также относится к одному из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
Информация о работе Техническое регулирование в Таможенном союзе