Теоретические основы сущности и структуры фондового рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ становления и развития фондового рынка России, а также выявление проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг и пути их решения.

Цель работы определяет следующие основные задачи:
1. Изучение теоретических основ сущности и структуры фондового рынка России;
2. Изучение зарубежного опыта функционирования рынка ценных бумаг;
3. Анализ закономерностей, выявление тенденций и проблем развития рынка ценных бумаг в России;
4. Разработка путей и методов совершенствования функционирования фондового рынка.

Файлы: 1 файл

диплом 1.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

 

Большинство российских предприятий  реального сектора экономики  имеют организационно-правовую форму  открытого акционерного общества, поэтому  они располагают возможностями  выпускать как акции, так и  облигации. Однако среди российских компаний лишь небольшая часть привлекает инвестиции за счет эмиссии. Для повышения  мотивации вложений в ценные бумаги, потенциальные инвесторы должны иметь более широкий спектр инструментов инвестирования, отлаженную инфраструктуру фондового рынка, налоговые льготы на инвестиции в ценные бумаги, гарантии сохранности своих инвестиций от политических рисков, максимально полную и исчерпывающую информацию об эмитентах, механизм налогообложения прибыли, стимулирующий деловую активность. Таким образом, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры фондового рынка обеспечивает новое  качество экономического роста. С целью  определения основных направлений  развития российского фондового  рынка необходимо выделить и проанализировать основные закономерности и особенности  его развития

 

1.2 Особенности становления  современного российского рынка  ценных бумаг

 

В России исторически сложилась  смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными  правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. Рынок ценных бумаг в России - это динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с диверсифицированными финансовыми  инструментами.

 

Сформировавшийся в течение 90-х годов фондовый рынок воспринимается в российском обществе как обособленная часть экономики, интересы и деятельность которой не связаны с функционированием  отраслей, занятых производством  товаров и услуг. Это не позволяет  использовать возможности рынка  ценных бумаг для целей повышения  эффективности функционирования экономики.

 

Переходные процессы в  экономике Российской Федерации  и их динамика явились существенными  причинами несовершенства и неэффективности  фондового рынка, что не дает ему  быть эффективным механизмом преобразования сбережений в инвестиции. Во многом именно переходные процессы предопределили институциональное построение российского  фондового рынка, когда разработанные  в зарубежной практике подходы и  механизмы были в короткий срок перенесены в Россию без согласования с имеющейся  спецификой.

 

Можно выделить несколько  причин, обусловивших сегодняшние особенности  рынка ценных бумаг:

 

- в момент своего создания  фондовый рынок был призван  обеспечить максимальную вовлеченность  населения в отношения собственности  в ходе массовой приватизации;

 

- неотложная необходимость  финансирования высоких социальных  запросов населения и стереотипы  поведения предприятий реального  сектора предопределили непропорциональное  развитие сегментов государственных  и корпоративных ценных бумаг  в пользу первых;

 

- стремление в короткий  срок построить "развитый" фондовый  рынок, имеющий все необходимые  институты и инструменты, обернулось  постоянным переходом к новым  финансовым инструментам, что дало  возможность ухода от решения  существующих проблем в плоскость  поиска новых финансовых инструментов, делая рынок более спекулятивным,  не оставляя возможности для  повышения его эффективности  и снижения процентных ставок.

 

Зарождение современного рынка корпоративных ценных бумаг  берет свое начало с момента появления  первых акционерных обществ с  частным капиталом. Законодательно это было закреплено Постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении "Положения об акционерных  обществах".

 

Одними из первых акционерных  обществ были крупные, в основном бывшие государственные банки. Акционерные  общества в промышленно-производственном секторе стали активно образовываться после издания Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", положившего начало приватизации государственной  собственности.

 

Но, несмотря на определенные трудности формирования рынка ценных бумаг, в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и развитию. Прежде всего, это касается создания фондовых бирж и фондовых отделов  товарных бирж.

 

По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж. Однако рынок фондовых ценностей  наполнялся, в основном, за счет акций  коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов, т.к. на тот  момент еще не началась широкая приватизация государственной собственности, которая  позволила бы создать акционерные  общества и таким образом наполнить  рынок ценных бумаг акциями и  облигациями предприятий.

 

Одной из особенностей становления  рынка ценных бумаг в РФ явился массовый выпуск в 1992 г. нового вида ценных бумаг -- государственных приватизационных чеков, рассчитанных на все 150-млн. население, с целью вложить их в акции  акционируемых предприятий приватизируемой  постепенно государственной собственности. Таким образом, все население  согласно проекту Правительства  должно было стать собственниками и  в дальнейшем получать дивиденды  на свои вложения в акции.

 

Планируемое конвертирование  чеков в акции предприятий  быстро не произошло, так как сама приватизация оказалась неподготовленной, и перед владельцами ваучеров, которые не располагали четкой информацией, стал довольно ограниченный круг акционированных  промышленных предприятий. В качестве альтернативы для помещения чеков  были быстро образованы инвестиционные фонды, задача которых состояла в  том, чтобы вложить чеки населения  в будущие акционерные предприятия. Однако сами инвестиционные фонды не могли обеспечить гарантию получения  доходов на будущие акции. Кроме  того, образование ряда таких компаний носило чисто мошеннический характер. Собрав чеки с населения, они, продав их, либо обанкротились, либо вообще исчезли.

 

Следует отметить, что Правительством РФ не были созданы гарантированные  учреждения, куда могли быть направлены эти ценные бумаги, а также была явно преждевременно разрешена повсеместная свободная продажа чеков. В результате чеки за бесценок стали скупаться  коммерческими структурами и  организациями сомнительного характера, что подорвало правительственную  кампанию на превращение каждого  в собственника.

 

В результате этого произошло  определенное искажение понятия  рынка ценных бумаг в России, и  в частности, в деятельности фондовой биржи в общепринятом понимании. Торговля ценными бумагами в 1991 -- 1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку  ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так, в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продаже  преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционные сертификаты.

 

Таким образом, фондовая биржа  выполняла в основном не свойственные ей функции. Денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный  характер. Поэтому заемщики не могли  использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ.

 

Доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно  снижалось, что и определило небольшой  объем сделок. Так, на МЦФБ оборот акций  снизился с 400 млн. руб. за первые четыре месяца 1991г. до 18 млн. руб. за соответствующий  период 1992 г. В то же время этот процесс  носил в определенной степени  позитивный характер, поскольку имел очистительный эффект. Большое количество сомнительных акций выбыло из оборота биржи, а некоторые акционерные компании подали заявки на регистрацию своих ценных бумаг.

 

В результате всех этих противоречивых процессов операции с акциями, которые  были официально зарегистрированы, составили  всего 0,04% от общего оборота на МЦФБ.

 

Основной поток выпуска  акций на фондовые биржи России обеспечивали коммерческие банки, так как они  раньше других юридических лиц, действующих  на рынке, начали осуществлять акционирование. За коммерческими банками следовали  страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако сравнительно небольшое  количество этих компаний давало довольно слабый приток ценных бумаг на биржу. Самое последнее место в обороте  фондовых бирж 1992-1993 гг. заняли акционерные  производственно-промышленные компании, что в основном определялось отставанием  процесса приватизации в промышленности и на транспорте на первом этапе  разгосударствления собственности.

 

В условиях жесткой денежно-кредитной  политики в первом квартале 1992 г. предложение  ценных бумаг на биржах выросло, и  наоборот, обещанная правительством широкая приватизация во втором квартале 1992 г. обусловила миграцию денежных средств  от ценных бумаг в банковские депозиты. Другим позитивным моментом развития рынка ценных бумаг явилось увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Так, к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотен миллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты, и кредитные ресурсы.

 

Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг  явилось установление контактов  российских бирж с крупнейшими фондовыми  биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались, прежде всего, для изучения опыта  функционирования фондовых бирж этих стран. Были созданы государственные  органы, регулирующие деятельность рынка  ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам  и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой вошли представители  фондовых бирж, специалисты ЦБР и  Минфина, Антимонопольного комитета и  Госкомимущества; Минфин определяет нормативы  выпуска ценных бумаг, деятельность брокеров и фондовых бирж; ЦБР регулирует нормативы выпуска государственных  облигаций. Сами биржи создали консультативно-координационный  орган -- Федерацию фондовых бирж, которая  объединяет фондовые биржи и фондовые отделы всех регионов Российской Федерации.

 

Наиболее активное расширение рынка ценных бумаг происходило  в 1993 - 1994 гг. и продолжалось в 1995 -1996 гг. Новым аспектом финансового рынка  стали появление новых видов  ценных бумаг, работа новых кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг  и изменение структуры рынка.

 

Ряд крупных предприятий, которые прошли акционирование, стали  выпускать свои облигации для  финансирования целевых проектов по созданию новой конкурентной продукции. Например, Автоваз, Камаз и ряд  других крупных акционерных обществ  создали специальные подразделения  для реализации своих облигаций. В 1993 - 1994 гг. таких предприятий и  компаний, осуществляющих эмиссию, было немного. Однако позитивной стороной этого  процесса стал переход от финансирования через акции к финансированию через облигации. Другим элементом  развития рынка ценных бумаг были появление и бурное развитие инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионных фондов.

 

Если в 1991 -- 1992 гг. рынок  был представлен в основном фондовыми  биржами, то к концу 1994 г. сложился первичный (внебиржевой) рынок.

 

В последующие годы рынок  корпоративных ценных бумаг продолжал  развиваться и совершенствоваться. Ценные бумаги торговались на Московской Фондовой Бирже (МФБ) и на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Внебиржевой рынок был представлен  Российской Торговой Системой (РТС). Постоянно  развивается и совершенствуется электронная система расчетов для  ускорения совершения сделок с акциями  и облигациями на биржах.

 

Возникает «новое поколение» бирж в России в начале 90-х гг. В конце 1991 г. в стране насчитывалось  около 400 бирж. Только в Москве открылось  более 20 бирж. Среди них: Московская Центральная фондовая биржа, Российская фондовая биржа, Южно-Уральская фондовая биржа и др. В 1995 г. в России насчитывалось  около 60 фондовых бирж, что составляло более 40% их мирового количества (около 150).

 

В 1998 г. глубокие финансовые потрясения временно приостановили  работу бирж. С 15 января 1999 г. фондовая биржа вновь стала функционировать. На конец 1999 г. в России зарегистрировано 15 фондовых бирж.

 

Важным этапом финансовой политики стало досрочное (с 01.07.2006 г.) снятие всех ограничений на движение капитала. Данные преобразования существенно  увеличили активность иностранных  инвесторов, повысили привлекательность  отечественной финансовой системы, стали, своего рода, свидетельством ее зрелости и самостоятельности для  мирового сообщества. Одним из основных результатов проведенных реформ стал приток иностранных инвестиций в отечественную экономику в 2007 году.

 

Одновременно с притоком иностранных инвестиций на отечественный  фондовый рынок стал более уязвим перед глобальными кризисами. Яркий  пример тому - начало 2008 года, когда  российский фондовый рынок без существенных внутренних оснований продемонстрировал  крайне негативную динамику, причина  которой основывается на финансовом кризисе в Северной Америке. Ускорившаяся в течение последних десятилетий глобализация мировой экономики послужила причиной формирования практически единого всемирного рынка капиталов. В определенной мере можно говорить и об обратной закономерности: стремительно развивающийся международный рынок ценных бумаг служит движущей силой дальнейшей интеграции национальных экономик в единое мировое хозяйство.

 

Современная экономическая  ситуация в России отражает острую необходимость дальнейшего динамичного  развития фондового рынка ориентированного как на иностранные так и на внутренние источники инвестиций. Сформированы временно свободные денежные средства у населения, предприятий и организаций; появилась возможность привлечения  капитала посредством купли-продажи  корпоративных ценных бумаг; накоплен опыт деятельности на фондовом рынке  профессиональными участниками; появилось  достаточное количество перспективных  инвестиционных проектов производственного  характера; улучшается технологическая  база рынка, открывающая доступ на международные  рынки капитала; возрастает доверие  к правительству как у российских так и у иностранных инвесторов, снижается уровень политических рисков; с появлением сети Интернет, увеличились возможности информационной «прозрачности» как эмитентов ценных бумаг, так и фондового рынка  в целом.

Информация о работе Теоретические основы сущности и структуры фондового рынка России