Типичные поводы для возбуждения уголовного дела при совершении преступления в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Таможенные органы РФ - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы РФ, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенные органы являются правоохранительными.

Файлы: 1 файл

Реф -основы дознания.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Тема

Типичные поводы для возбуждения уголовного дела при совершении преступления в сфере таможенного дела.

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

Таможенные органы РФ - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы РФ, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела.

Таможенные органы являются правоохранительными. Это одна из важнейших форм государственного контроля. Правоохранительный характер вытекает из выполняемых ими функций: ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела; пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации, а также из закрепляемых за ними полномочий. Правоохранительная деятельность ведется таможенными органами всех уровней.

Таможенные правила - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок управления таможенным делом в Российской Федерации.

В теории права принято выделять четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и материальная (гражданская). Основанием любого вида ответственности является правонарушение. Так,  в частности - основанием уголовной ответственности является преступление.

Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством.

1.Понятие уголовной ответственности в таможенном праве

Под ответственностью следует понимать обязанность, необходимость давать отчет о своих действиях и поступках, а также отвечать за их возможные последствия.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что уголовная ответственность является правовой реакцией на совершение преступления.

Уголовная ответственность может возникать только в связи с совершением преступления и наступать для лиц, обладающих соответствующими признаками (возраст, вменяемость) и потому способных нести уголовную ответственность за свои действия (бездействие), то есть держать ответ перед государством.

Уголовная ответственность реализуется в определенных видах правоотношений.

Юридическое основание уголовной ответственности — Уголовный кодекс Российской Федерации.

Понятие ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможенного дела.

При привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

2.Поводы для возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – стадия, на которой специально уполномоченные лица проверяют наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, и после проверки принимают одно из решений, предусмотренных УПК.

Этапы возбуждения уголовного дела:

1) принятие сообщения о преступлении;

2) надлежащее оформление сообщения;

3) анализ и проверка полученной  информации;

4) принятие решения по сообщению  о преступлении;

5) определение уполномоченного  органа, который будет вести производство  по данному делу;

6) извещение заинтересованных лиц  о принятом решении.

Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии указанных в ст. 140 УПК РФ поводов и основания для возбуждения уголовного дела.

Поводом к возбуждению уголовного дела называется источник первичной информации о готовящемся или совершенном деянии (действии или бездействии), содержащем признаки конкретного состава преступления.

В ч. 2  статьи  140 УПК сформулировано основание для возбуждения уголовного дела. Им является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. С позиции уголовно-правового учения о составе преступления это означает, что основания к возбуждению уголовного дела образуют фактические данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава.

Для констатации наличия основания к возбуждению уголовного дела не требуется достоверного знания о том, что событие преступления имело место. Уголовное дело возбуждается не тогда, когда событие преступления установлено, а для того, чтобы установить, имело ли оно место.

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

2.1.Заявление о преступлении  (Статья 140 УПК)

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом, об обнаружении признаков преступления.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.1

2.2.Явка с повинной (Статья 140 УПК)

 Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

При этом добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не явиться с повинной, но, тем не менее, предпочло сообщить о содеянном.

Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным органам (незарегистрированного), или же преступления известного, но не раскрытого, когда лицо, совершившее его, не установлено следственным путем. В связи с этим суд первой инстанции не признает в действиях осужденных явку с повинной, когда они во время предварительного следствия написали заявление о признании своей вины и явке с повинной после того преступления. Кассационные жалобы осужденных на то, что суд без достаточных оснований не признает в таких случаях наличие явки с повинной, Верховный суд РФ оставляет без удовлетворения.

 

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.2

В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает: личность явившегося с повинной, содержится ли в деянии лица, о котором оно сообщает признаки преступления, место и время совершения деяния, в чем оно выразилось какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства, мотивы, побудившие лицо явиться с повинной и сформировавшее его волеизъявление на явку с повинной. Личность явившегося с повинной устанавливается, как правило, путем ознакомления с документами, имеющимися при нем, или другими способами. Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено и через его близких (например, в случае заболевания лица).

2.3.Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (Статья 140 УПК)

К иным источникам относятся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознавателем признаков преступления, статьи, заметки или письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящемся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации.

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названых лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых, если ранее они не располагали заявлением (сообщением)или другими источниками информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Например, по находящемуся в производстве следователя делу ему стало известно о совершении другого преступления, не связанного с тем, которое составляет предмет данного производства, либо признаки преступления обнаружены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных

источников, чем  заявление о преступлении  и явка с, принимается лицом,получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.3

2.4.Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (Статья 140 УПК).

3.Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

При поступлении в таможенный орган сообщений о преступлении он, как орган дознания, возбуждает уголовное дело только в случае необходимости производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. Во всех других случаях уголовные дела должны возбуждаться следователями.

Необходимость производства неотложных следственных действий таможенными органами возникает наиболее часто при непосредственном обнаружении признаков преступлений, а также при поступлении заявлений и писем граждан.

Заявления граждан нередко бывают устными. Их необходимо оформлять протоколом, который должен содержать следующие данные:

место и время принятия заявления;

должность и фамилия лица, принявшего заявления;

сведения о заявителе (фамилия, имя и отчество, год рождения, должность и место работы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, домашний адрес);

отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос (ст. 306 УК РФ), которая удостоверяется подписью заявителя;

отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно.

В протоколе фиксируются сведения о том, кто конкретно намерен совершить или совершил преступление, какое именно и в каком месте, способы совершения, иные обстоятельства совершения преступления и, в обязательном порядке, источник осведомленности заявителя - видел или слышал сам лично (в последнем случае - от кого) либо предполагает (в этом случае - какие обстоятельства служат основанием сделанного предположения).

Содержание сообщения заявителя должно быть изложено в протоколе от его, т. е. заявителя, имени. Протокол подписывается заявителем и работником таможенного органа, принявшим заявление.

Нередки случаи, когда сообщения граждан о готовящемся или совершенном преступлении поступают в таможенные органы по телефону. Работник таможенного органа, беседовавший с заявителем, должен оформить сообщение в виде телефонограммы, одновременно приняв меры по установлению фамилии, имени, отчества и адреса заявителя.

Анонимные заявления, т. е. неподписанные письма либо подписанные вымышленной фамилией, а также сообщения по телефону лицами, отказавшимися назвать себя, свое место нахождения или место жительства, не являются законным поводом к возбуждению уголовного дела.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

При получении сообщения о совершенном преступлении должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок (ст. 109 УПК) (в исключительных случаях — с течение десяти дней) должно провести соответствующую проверку в основном методами таможенного контроля (досмотром, проверкой документов и т. д.), а также получением объяснений и истребованием необходимых материалов и с помощью оперативно-розыскных мер.

Результаты проверки докладываются начальнику таможенного учреждения, являющегося органом дознания, который в случае обнаружения при проверке признаков преступления принимает решение о возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, направленных на установление и закрепление следов преступления (организация, последовательность и порядок их проведения рассматриваются после описания других поводов к возбуждению уголовного дела таможенным органом).

Основанием же для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки конкретного вида таможенного преступления.

Информация о работе Типичные поводы для возбуждения уголовного дела при совершении преступления в сфере таможенного дела