Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 10:19, контрольная работа
Таможенные органы РФ - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы РФ, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенные органы являются правоохранительными.
В современных условиях наиболее распространенными предметами контрабанды в нашей стране являются иностранная и национальная валюта, драгоценные камни, золото (россыпью и в слитках), ювелирные изделия, иконы, предметы искусства и антиквариат, оружие и наркотики, а также нефть и нефтепродукты, металлы, древесина (нелегальный вывоз) и некоторые иные предметы.
Приемы сокрытия предметов от таможенного контроля, с которыми встречаются оперативные работники таможенных органов, в настоящее время чрезвычайно разнообразны. Например, для нелегального провоза валюты используются потайные карманы в одежде и специально пошитые пояса; драгоценные камни и золото помещаются в специально выдолбленных отверстиях в каблуках обуви и даже в промежностях и женских половых органах; капсулы с наркотиками проглатываются на время прохождения таможенного контроля и т. д.
Для нелегального провоза икон, картин и антиквариата продолжает использоваться такой традиционный способ, как двойное дно чемоданов, кейсов, портфелей и т. д.
Наиболее распространенные места сокрытия контрабандных предметов в автотранспорте - пространства за приборной панелью и декоративной обивкой кабины; специально оборудованные топливные и водяные баки; инструментальные ящики с двойными стенками или полом; пространства между двойными стенками грузового помещения; шины ходовых и запасных колес; тайники, специально оборудованные в балках и лонжеронах шасси автомашины либо грузового прицепа; непосредственно грузовые места либо пространство между ними и др.
На железнодорожном транспорте широко используются аккумуляторные ящики, различные ниши, плафоны освещения, огнетушители и т. д. Практически невозможно перечислить все возможные места припрятывания контрабанды. Наиболее сложно это сделать в отношении морских и речных судов. В Польской Республике, например, издан Каталог контрабандных тайников, используемых моряками на торговых судах. В нем описано более 500 таких мест2. Представляется, что ГТК России также целесообразно подготовить подобные каталоги справочного характера по видам транспортных средств, используя для этого как отечественный, так и зарубежный опыт.
Для контрабандного вывоза из России нефти, нефтепродуктов, металла и других дефицитных сырьевых товаров преступники наиболее часто используют декларирование их не своим наименованием.
Начальник соответствующего таможенного органа, являясь начальником органа дознания (либо лицо, его замещающее), рассмотрев материалы о нарушении таможенных правил перемещения товаров через таможенную границу и установив наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, либо сам непосредственно возбуждает уголовное дело, либо поручает дознание одному или нескольким дознавателям, имеющимся в штате подчиненного ему учреждения. В постановлении о возбуждении уголовного дела, выносимом дознавателем и утверждаемом начальником органа дознания, указываются время и место вынесения постановления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основания к возбуждению уголовного дела и статья уголовного закона.
Копия постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направляется прокурору по территориальности. О возбуждении уголовного дела своевременно информируются также соответствующий орган ФСБ России, региональное таможенное управление и ГТК.4
После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела (ст.ст. 199, 201, 202, 203, 204 УПК).
Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.
После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.5
Проведя анализ применения мер ответственности за нарушения таможенных правил физическими лицами при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через границу Таможенного союза, введенных в России с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ, ФТС России сделала вывод о том, что они оказали позитивный эффект на сферу правоотношений, связанных с перемещением указанных ценностей.
Уже первые месяцы применения нового закона показали, что он занял свое место в системе мер по защите интересов Российской Федерации в сфере валютных отношений. Судами уже вынесено 12 обвинительных приговоров в отношении физических лиц, незаконно перемещающих валюту, выявленных таможенными органами с 30 июня 2013 года, когда в России была введена уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Напомним, что с 30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон №134-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Им установлена уголовная ответственность (введена статья 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств») за нарушения правил перемещения через таможенную границу валюты.
В частности, была введена уголовная ответственность за перемещение без декларирования валюты в крупном (при превышении более чем в два раза размера разрешенной к перемещению без декларирования) и особо крупном (при превышении более чем в пять раз размера разрешенной к перемещению без декларирования) размерах. Нормами Таможенного союза установлено, что без декларирования можно перемещать валюты в эквиваленте до 10000 долларов США включительно.
Всего во втором полугодии 2013 года таможенными органами по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда валюты) возбуждено 95 уголовных дел о контрабанде наличных денежных средств, размер которых составил 270,1 млн. рублей, за 3 месяца 2014 года – 19 уголовных дел на сумму соответственно 100,8 млн. Правонарушителями часто оказываются граждане стран ближнего зарубежья, которые перемещают в Россию и из России без декларирования валюту в размере до нескольких сотен тысяч долларов. В результате таможенного контроля у гражданина Узбекистана были обнаружены незадекларированные в установленном порядке денежные средства в сумме свыше 3 млн. долларов США. Пресс-служба ФТС России также информировала о задержании гражданина Китайской Народной Республики (4,1 млн. рублей и 10 тыс. долларов США).6
4 Российское таможенное право - Габриель
5 Таможенное право России Автор: И. В. ТИМОШЕНКО, стр. 98
6 Анализ применения норм уголовной и административной ответственности за нарушения перемещения валюты физическими лицами через таможенную границу