Управление в системе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Проанализировать личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.

Содержание работы

Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации.
Единая система таможенных органов России.
1.2 Основные функции таможенных органов РФ.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.2 Требование, предъявляемые к управлению в таможенных органах
Глава 3. Основы взаимодействия руководителя и подчиненных
3.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органов.
3.2 Личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности.
Список литературы
Заключение

Файлы: 1 файл

курсач суходоева.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

5. Устойчивость. Оргструктура  одновременно должна быть стабильной. То есть она должна "работать", какие бы бури ни бушевали  вокруг. Каждый работник нуждается  в наличии определенного круга  общения, где он занимает определенное  место. Человек не может работать, постоянно чувствуя себя как на вокзале. Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению и саморазвитию. Этого можно достичь, прежде всего, за счет профессионального и личностного развития специалистов, новых лидеров.

6. Гибкость. Понятие гибкости  появилось лишь в последнее  время и характерно для открытых  социальных систем.

Организационная структура  управления, даже самая большая и  сложная, не должна быть "застывшей", раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).

7. Производным от устойчивости и гибкости является такой показатель организационных структур управления, как гомеостатичность, то есть способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рода "разовых" возмущений, тем эта структура устойчивее. В то же время структура должна учитывать динамические условия своего развития и совершенствоваться "по большому счету", то есть видоизменяться при существенных, неслучайных, больших, многократных и однотипных разовых возмущениях.

Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую  роль в управлении начинают играть следующие факторы:

  1. Передача полномочий. Начальник таможни, например, отвечает за деятельность всего таможенного органа. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальникам отделов таможни и начальникам таможенных постов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам таможенного дела, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;
  2. Координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;
  3. Компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетент­ности своих сотрудников;
  4. Централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся "в руках" начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.

Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура — это только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации.

Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную  структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превра­щение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и тому подобное).

Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы "усадить в одну лодку" сотрудников, но и создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.

 

 

2.2 ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ  ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Развитие таможенных органов в современных условиях предъявляет высокие требования к качественным параметрам и характеристикам  деятельности их руководителей, требующих  широкого круга познаний в различных  отраслях знаний: экономике, педагогике, правоведении и целом ряде других наук.

Необходимость в такой  значительной подготовке руководителей  предопределяется уникальностью управления в таможенных органах, которая сводится, прежде всего, к тому, что цели деятельности таможенных органов существенно отличаются от целей деятельности любой другой организации. Таможенные органы не производят материальную продукцию, но вместе с тем, вносят значительный вклад в бюджетный доход страны.

Руководящему составу  таможенных органов предоставляется значительная профессиональная автономность, что требует высочайшей специализации исполнителей организации таможенной деятельности на основе доверия по вертикали и по горизонтали, и, в тоже время, взаимосвязи различных профессиональных групп.

Требуемые при этом от руководителей научные знания и соответствующие им умения проецируется на методы и стили ихуправленческой деятельности, и, следовательно, на взаимоотношения с подчиненными.

Руководитель таможенного  учреждения (органа, службы, группы) повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями и сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.

Успех в любой сфере  деятельности зависит именно от управленческих способностях и особенностях руководящего состава, который может наилучшим образом реализовывать потенциал и способности подчиненных.

Специфика совместной деятельности предполагает деление на сотрудников  на ведущих и ведомых. Поскольку  управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных отношений, групповое поведение.

При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя таможенного  органа:

  1. Познавательную – изучение человека, группы, коллектива таможенного учреждения, актуальной ситуации управления.
  2. Прогностическую – определение основных направлений и динамики развития управляемых (сотрудников, подразделений).
  3. Проектировочную – определение целей и задач, программирование и планирование деятельности.
  4. Коммуникативно – информационную – обеспечение формирования структурирования и сохранения коммуникативных сетей, то есть сбор, преобразование и направление адресатам необходимой информации.
  5. Мотивационную – обеспечение рационального воздействия на совокупность внешних и внутренних условий деятельности подчиненных, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности.
  6. Руководства – руководитель берет ответственность за свои решения (принятые на основе официальных правовых актов или внутригруппового соглашения) и их результаты.
  7. Организации – обеспечение реализации целей и задач управления.
  8. Воспитания – обеспечения формирования личности и коллектива в соответствии с целями управления.
  9. Контроля – отражение соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления.
  10. Оценки – обеспечение отражения степени рассогласования между потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников.
  11. Коррекции – внесения отдельных изменений в программу и цели управления.

Многофункциональность управленческой деятельности в определенной степени отражает сложность и  специфику человека как объекта  управления, заключающуюся в особенностях его активности.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что управление в системе таможенного органа обладает определенной спецификой, а эта особенность связана с управлением людьми. Так же можно сделать вывод о том, что особенности управления в таможенном деле накладывают определенный отпечаток на личность руководителя таможенного органа в целом, так и его структурных подразделений, как высшего управления, так средних и низших звеньев.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взаимоотношения и взаимодействия руководителя и подчиненного таможенного  органа происходят в рамках управленческой деятельности. Характер и эффективность последней предопределяются не только личностью самого руководителя, его методами и принципами руководства, а так же стилем управления, организационной структурой, но и общими принципами управления.

Особо важное место в  процессе управления занимают реализуемые функции, отражающие характер и сущность управленческой деятельности.

Под организационной  структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов  иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. На данный момент существует ряд требований, предъявляемых к организационным структурам таможенного органа для наиболее эффективного результата деятельности: простота и экономичность ясность, определенность, управляемость, устойчивость, гибкость и гомеостатичность.

Руководитель таможенного  учреждения (органа, службы, группы) повседневно  осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями и  сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.

К руководителю таможенного  органа предъявляются повышенные требования, которые обязывают его осуществлять максимально плодотворное и эффективное  взаимодействие с подчиненными, от деятельности которых во многом зависит  результативность таможенного органа.

Таким образом, во многом управление в системе таможенных органов зависит от руководителя, его личных качеств, стиля управления и методов воздействия. Чисто  человеческие качества так же имеют  огромное значение, так как она помогают наладить контакт с подчиненными и укрепить свой авторитет, что бесспорно помогает повысить эффективность управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление в системе таможенных органов