Управление в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать цели и функции управления в таможенной сфере.
Задачами данной работы является охарактеризовать общие и специальные функции управления в таможенной сфере и подробно их проанализировать; рассмотреть основы управления в системе таможенных органов; изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Основы управления в системе таможенных органов
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах .................5
1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах....................................................................................................................15
Глава 2 Функции организации в системе таможенных органов
2.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органов....................................................................................................................22
2.2 Принципы эффективности управления таможенными органами.....29
Заключение...........................................................................................................36
Список использованной литературы..............................................................38

Файлы: 1 файл

курсовая 14.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Основы управления в системе таможенных органов

1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах .................5

1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах....................................................................................................................15

Глава 2 Функции организации в системе таможенных органов

2.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органов....................................................................................................................22

2.2 Принципы эффективности управления таможенными органами.....29

Заключение...........................................................................................................36

Список использованной литературы..............................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы. В теории управления вопрос о функциях управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ функций, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.

В зависимости от задач исследования управление может быть подразделено на функции по следующим признакам:

содержание процесса управления; принадлежность к сферам (видам) деятельности; принадлежность к различным видам управленческого труда (технологический, организационный и т.д.); содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание).

Объектом данной работы является процессы управления в таможенных органах.

Предметом исследования является управление в системе таможенных органов.

Цель данной работы – охарактеризовать цели и функции управления в таможенной сфере.

Задачами данной работы является охарактеризовать общие и специальные функции управления в таможенной сфере и подробно их проанализировать; рассмотреть основы управления в системе таможенных органов; изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов.

Методы исследования. В курсовой работе были использованы следующие методы исследования:

1. Литературно-описательный.

2. Системный.

3. Сравнительный.

Теоретико-методологическая основа работы. Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов: Блинов Н.М., Бородин И.А., Дафт Р., Дианова В. Ю., Коган М.В., Леденев С.В., Травин В.В. и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (23 наименования). Общий объем работы составляет 39 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

 

1.1 Сущность и функции  управления в таможенных органах 

 

Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить, как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ. Статья 3 редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. (далее - ТК РФ) определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации». Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль за их развитием, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России [10, с. 243]

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов. Важным компонентом управления является процесс управления. Процесс управления – это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления [10, с. 301]

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.

Цель – это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, т.е. это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация – это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя [7, с. 119]

Проблема – это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

Принятие управленческого решения – это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути [7, с. 189]

Функциональный аспект – это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человеко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации) [20, с. 155]

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы.

Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются ТК РФ и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента, Правительства и ФТС России [5, с. 56]

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т.е. целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

Ситуационное управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и др [3, с. 102]

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка. В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.

Из двух рассматриваемых компонентов управления – структуры и процесса – более динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом [3, с. 177]

В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления.

Необходимо также подчеркнуть, что, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, следует постоянно вести учет взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры.

Круг функций и конкретных полномочий таможенных органов широк и многообразен. Анализ их позволяет сделать вывод о том, что содержанием функций таможенного органа является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение целей, стоящих перед этими органами.

Каждая из функций, возложенных на таможенный орган, в свою очередь, может быть детализирована в функциях его структурных подразделений, а функции структурных подразделений подлежат дальнейшей детализации вплоть до определения функциональных обязанностей отдельных сотрудников.

Основные функции реализуются всеми таможенными органами. Однако следует иметь в виду, что степень и формы реализации названных функций напрямую зависят от уровня управления, на котором находятся соответствующие таможенные органы. [9, с. 415]

Для реализации основных функций необходимо, чтобы в таможенных органах были созданы надлежащие условия и предпосылки их осуществления.

В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, соответствии с видами осуществляемых ими функций существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

 в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-аналитические, оперативно-дежурные и др.).

Следует отметить, что такая классификация структурных подразделений является наиболее общей. Она позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подразделений таможенного органа [18, с. 203]

Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Информация о работе Управление в таможенных органах