ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................................3
Глава
1. Основы управления в системе таможенных
органов
1.1 Сущность
и функции управления в таможенных органах
.................5
1.2 Требования,
предъявляемые к управлению в таможенных
органах....................................................................................................................15
Глава
2 Функции организации в системе таможенных
органов
2.1 Организационные
структуры управления в системе таможенных
органов....................................................................................................................22
2.2 Принципы
эффективности управления таможенными
органами.....29
Заключение...........................................................................................................36
Список
использованной литературы..............................................................38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В теории управления
вопрос о функциях управления – один из
центральных, поскольку касается сущности
и содержания управленческой деятельности.
Анализ функций, их четкая, обоснованная
классификация имеют важное значение
для разработки научных основ построения
аппарата управления, определения его
структуры и степени централизации и децентрализации,
установления круга прав и обязанностей
структурных звеньев (отделов, секторов,
групп), каждого управленческого работника
и др.
В зависимости от задач исследования
управление может быть подразделено на
функции по следующим признакам:
содержание процесса управления; принадлежность
к сферам (видам) деятельности; принадлежность
к различным видам управленческого труда
(технологический, организационный и т.д.);
содержание выполняемых работ и операций
внутри функции управления (общее руководство,
специализированное, техническое обслуживание).
Объектом данной работы является
процессы управления в таможенных органах.
Предметом исследования является
управление в системе таможенных органов.
Цель данной работы – охарактеризовать
цели и функции управления в таможенной
сфере.
Задачами данной работы является охарактеризовать
общие и специальные функции управления
в таможенной сфере и подробно их проанализировать;
рассмотреть основы управления в системе
таможенных органов; изучить организационные
структуры управления в системе таможенных
органов.
Методы исследования. В курсовой работе были использованы
следующие методы исследования:
1. Литературно-описательный.
2. Системный.
3. Сравнительный.
Теоретико-методологическая основа работы. Теоретико-методологической основой
работы являются труды отечественных
и зарубежных авторов: Блинов Н.М., Бородин
И.А., Дафт Р., Дианова В. Ю., Коган М.В., Леденев
С.В., Травин В.В. и другие.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных
источников (23 наименования). Общий объем
работы составляет 39 страниц.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
1.1 Сущность и функции
управления в таможенных органах
Современное таможенное дело - это сложная
динамическая система, управление которой
можно определить, как непрерывный целенаправленный
социально-экономический и организационно-технический
процесс, осуществляемый с помощью различных
методов. Как совокупность способов гармонизации
всего процесса таможенной деятельности
они являются взаимосвязанной системой,
правильное сочетание элементов которой
определяет эффективность внешнеэкономической
деятельности РФ. Статья 3 редакции Таможенного
кодекса Российской Федерации 2003 г. (далее
- ТК РФ) определяет, что «общее руководство
таможенным делом осуществляет Правительство
Российской Федерации». Применительно
к таможенному делу термин «общее руководство»
включает в себя выбор стратегии и тактики
осуществления таможенного дела, определение
его основных направлений, конкретных
составных частей, координацию и контроль
за их развитием, акцентирование внимания
на тех или иных сторонах и участках таможенной
деятельности, имеющих значение для экономического
Суверенитета и экономической безопасности
России [10, с. 243]
Таможенные органы составляют единую
федеральную централизованную систему
и включают: федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела; региональные таможенные управления;
таможни; таможенные посты.
В систему таможенных органов также входят
не являющиеся правоохранительными органами
учреждения, которые учреждаются для обеспечения
деятельности таможенных органов. Важным
компонентом управления является процесс
управления. Процесс управления – это
деятельность органов и аппаратов управления,
направленная на достижение целей таможенных
органов путем реализации определенных
функций с использованием соответствующих
методов и принципов управления [10, с. 301]
Процесс управления отличается специфическим
содержанием, в котором выделяются: методологический,
функциональный, экономический, организационный,
социальный и информационный аспекты.
Методологический аспект состоит в том,
что процесс управления реализуется по
этапам в определенной последовательности:
целеполагание, оценка ситуации, определение
проблемы, принятие управленческого решения.
Цель – это представление руководителя
о том, какой должна быть управляемая система,
т.е. это желаемое, возможное и необходимое
состояние управляемой системы.
Управленческая ситуация – это совокупность
всех условий (внутренних и внешних, объективных
и субъективных) в конкретной сфере управления,
сложившихся в определенное время и требующих
соответствующих действий руководителя
[7, с. 119]
Проблема – это основное противоречие
между ситуацией и целью. Разрешение основного
противоречия, как правило, ведет за собой
разрешение всех остальных противоречий.
Формулировка проблемы определяет выработку
решения.
Принятие управленческого решения –
это поиск путей разрешения проблемы,
а также организационная работа, связанная
с практической реализацией найденного
пути [7, с. 189]
Функциональный аспект – это реализация
общих функций управления в определенной
последовательности.
Экономический аспект определяется деятельностью
управляющей системы, связанной с установлением
потребности в ресурсах управляемой системы
и оценкой их использования.
Организационный аспект заключается
в использовании организационно-распорядительных
методов воздействия на управляемую систему
в последовательности: регламентирование,
нормирование, инструктирование и ответственность.
Социальный аспект определяется участием
человека во всех этапах процесса управления,
независимо от той или иной степени автоматизации
управления, и выражается как последовательность
человеческих и человеко-машинных операций.
Информационный аспект состоит в определенной
последовательности операций по преобразованию
информации в процессе управления (добывание,
поиск, сбор, сортировка, первичная обработка
и передача информации) [20, с. 155]
Все множество операций, присущих процессу
управления, можно сгруппировать следующим
образом: операции целеполагания; операции
информационной работы; операции аналитической
работы и проектирования вариантов решения;
операции выбора варианта действия; операции
организационно-практической работы.
Целеполагание в таможенных органах.
Общая и конкретные цели управления таможенными
органами определяются ТК РФ и другими
законодательными и правовыми нормативными
документами Президента, Правительства
и ФТС России [5, с. 56]
Таможенная деятельность находится на
стыке внутренней и внешней политики страны
и напрямую связана с выполнением ее важнейших
социально-экономических и внешнеэкономических
программ и планов. Главной целью управления
в системе таможенных органов, т.е. целью
стратегического управления, является
обеспечение государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Достижение этой цели управления реализуется
решением соответствующих комплексов
задач.
В зависимости от той роли, которую играет
цель в процессе управления, выделяют
несколько типов управления. В таможенных
органах наиболее часто применяются «ситуационное
управление», «программное управление»
и «целевое управление».
Ситуационное управление имеет место
на всех уровнях иерархии управления в
таможенных органах, так как строится
главным образом по складывающимся ситуациям.
В этом типе управления цели не придается
большого значения.
Программное управление основано на
тщательной разработке заданной программы
с расчленением ее по уровням системы
с указанием последовательности ее выполнения.
Этот тип управления наряду с вышеуказанным
является часто применяемым в управленческой
деятельности таможенных органов.
Наиболее рельефно этот тип управления
просматривается в решении фискально-контрольных
задач по формированию доходной части
федерального бюджета, в развитии региональных
таможенных управлений, создании и оборудовании
сети автомобильных пунктов пропуска
через таможенную границу и др [3, с. 102]
В целевом управлении цель играет основополагающую
роль и определяет характер и ход управленческой
деятельности.
Содержанием целевого управления является
его исключительно высокая аналитичность
при определении проблемы управления;
предельно строгое и четкое формирование
цели управления; структуризация проблемы
управления, построение «дерева целей»;
строгое согласование «дерева целей»
с «деревом задач», достаточно высокая
корреляция между «деревом целей», «деревом
задач» и организационной структурой
управления; каждое звено организационной
структуры системы управления должно
объединяться с другими звеньями более
высокого порядка. В целевом управлении
большую роль играет прогнозирование.
В практике управления его типы нередко
применяются в сочетании. Наиболее эффективным
сочетанием является сочетание программного
и целевого типов управления, которое
получило название программно-целевого.
Этот тип управления в настоящее время
для таможенных органов имеет исключительно
важное значение.
Из двух рассматриваемых компонентов
управления – структуры и процесса –
более динамичным является процесс управления,
поэтому развитие процесса управления
влечет за собой и развитие структуры
управления. Изменения в структуре должны
осуществляться тогда, когда в существующую
структуру процесс управления уже не вкладывается,
когда структура создает существенные
помехи, становиться тормозом развития
управления, а, следовательно, и всей системы
управления в целом [3, с. 177]
В настоящее время в таможенной системе
наблюдается совершенствование динамических
характеристик управления, прежде всего,
за счет внедрения автоматизированных
систем и информационных технологий управления.
Необходимо также подчеркнуть, что, совершенствуя
те или иные характеристики процесса управления,
следует постоянно вести учет взаимосвязи
процесса и структуры системы управления
и находить моменты перестройки структуры.
Круг функций и конкретных полномочий
таможенных органов широк и многообразен.
Анализ их позволяет сделать вывод о том,
что содержанием функций таможенного
органа является комплекс взаимосвязанных
и взаимообусловленных организационно-правовых
воздействий субъекта управления, направленных
на решение задач и достижение целей, стоящих
перед этими органами.
Каждая из функций, возложенных на таможенный
орган, в свою очередь, может быть детализирована
в функциях его структурных подразделений,
а функции структурных подразделений
подлежат дальнейшей детализации вплоть
до определения функциональных обязанностей
отдельных сотрудников.
Основные функции реализуются всеми
таможенными органами. Однако следует
иметь в виду, что степень и формы реализации
названных функций напрямую зависят от
уровня управления, на котором находятся
соответствующие таможенные органы. [9,
с. 415]
Для реализации основных функций необходимо,
чтобы в таможенных органах были созданы
надлежащие условия и предпосылки их осуществления.
В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся
организационными структурами таможенной
системы, соответствии с видами осуществляемых
ими функций существуют три вида структурных
подразделений:
а) оперативные (таможенного оформления
и таможенного контроля, экономической
работы и правоохранительной деятельности
и др.);
б) функциональные (кадровые, финансово-плановые,
правовые, информационного и документационного
обеспечения, хозяйственные, материально-технического
снабжения и обеспечения и др.);
в) штабные (организационно-инспекторские,
организационно-аналитические, оперативно-дежурные
и др.).
Следует отметить, что такая классификация
структурных подразделений является наиболее
общей. Она позволяет получить представление
лишь о первичном распределении функций
среди структурных подразделений таможенного
органа [18, с. 203]
Функция управления - это конкретный
вид управленческой деятельности, для
реализации которого требуются определенные
управленческие работы (операции).
В управлении таможенными органами функции
управления занимают важнейшее место,
так как они раскрывают сущность и содержание
управленческой деятельности на всех
уровнях и являются отражением распределения
обязанностей в сфере управления, требуют
определенной очередности и единства
действий при их реализации для получения
намеченных результатов.
Классифицируя функции управления в
системе таможенных органов, их можно
разделить на общие функции управления,
отражающие стадии процесса управления,
и специфические (конкретные) функции
управления конкретными видами оперативно-служебной
деятельности таможенных органов.