Управление в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать цели и функции управления в таможенной сфере.
Задачами данной работы является охарактеризовать общие и специальные функции управления в таможенной сфере и подробно их проанализировать; рассмотреть основы управления в системе таможенных органов; изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Основы управления в системе таможенных органов
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах .................5
1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах....................................................................................................................15
Глава 2 Функции организации в системе таможенных органов
2.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органов....................................................................................................................22
2.2 Принципы эффективности управления таможенными органами.....29
Заключение...........................................................................................................36
Список использованной литературы..............................................................38

Файлы: 1 файл

курсовая 14.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

Принцип единства распорядительства и ответственности в управлении. В государственной системе за конкретным руководителем установлена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т.п.). Основные варианты закрепления полномочий распорядительства следующие: за непосредственными руководителями в рамках общей субординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов; за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни; за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем. Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

Принцип распорядительства и одного начальника означают, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, т.к. это необходимое условие единства действий, и что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестоящему лицу.

Принцип оптимальности (принцип экономии времени). Принцип экономии времени (принцип оптимальности) требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России, ГНИВЦ предпринимают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела [11, с. 88]

 Принцип обратной связи. Обратная  связь в системах управления  — это особая форма устойчивой  внутренней связи между управляющей  и управляемой подсистемами, которая  носит информационный характер  и является необходимым условием  протекания процессов управления  как основы существования или  существования и развитая систем  управления. Это также особая  форма внешней связи между  системами управления, которая носит  информационный характер и имеет  целью координацию управленческих  действий. Суть принципа обратной  связи заключается в том, что  любое отклонение системы от  её естественного или заданного  состояния является источником  возникновения в управляющей  подсистеме нового движения, направленного  на то, чтобы поддержать систему  в её естественном заданном  состоянии. Методологическая функция  принципа обратной связи определяется  рядом его существенных признаков. Во-первых, обратная связь не исчерпывается  наличием причинно-следственных  связей или обратным воздействием  вообще. Она приобретает характер  специального обратного воздействия, а именно управляющего обратного  воздействия и обуславливается передачей осведомительной и контролирующей информации. Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи является то, что это принцип организации, поскольку его действие обусловлено определенной внутренней структурой и достаточно высоким уровнем организации системы управления, а также потому, что этот принцип способствует повышению уровня организации систем управления. В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой и необходимым условием развития и совершенствования сложных самоуправляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранения или сохранения и развития системы управления. Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции согласования, координации действий с другими системами управления [11, с. 127]

Частные принципы управления, имеющие место в таможенных органах: законности и оперативного реагирования на изменение обстановки; сочетания центрального, регионального и местного управления разделения труда иерархии (каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только своих, но и всех подчиненных ему сотрудников) диапазона управления (предусматривает ответственность вышестоящего должностного лица за деятельность строго определенного количества подчиненных); делегирования полномочий (состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня).

 

 

ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

2.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органов

 

Организационная структура таможенного органа - перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, с распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Рассмотрением и подготовкой предложений по вопросам совершенствования структуры и штатной численности таможенных органов Российской Федерации занимается Организационно-структурная комиссия ФТС России (далее - Комиссия), которая создается в соответствии с приказом ФТС России.

Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, а также Приказом ФТС России от 6 мая 2008 г. N 534 «О совершенствовании организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации  и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» [14, с. 229]

В практике организационно-структурной работы и при составлении служебных документов по организационно-структурным вопросам используются следующие основные понятия:

Организационно-структурная работа - комплекс мероприятий по разработке и оформлению структур таможенных органов и структур конкретных таможенных органов с учетом объема и характера решаемых задач, по созданию, ликвидации и реорганизации таможенных органов, по установлению категорий таможенным органам, внесению изменений в утвержденные структуры таможенных органов, по созданию и использованию резерва штатной численности таможенных органов, по ведению аналитической и справочной работы по организационно-структурным вопросам, по паспортизации таможенных органов, автоматизированному ведению учетных и статистических данных по организационно-структурным вопросам;

Типовая структура таможенного органа - стандартный максимально возможный перечень структурных подразделений и отдельных должностей, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей, утвержденный соответствующим приказом ФТС России и являющийся основой при формировании структуры конкретного таможенного органа (структурного подразделения) с учетом специфики его деятельности и категории;

Организационно-структурная комиссия - коллегиальный орган, создаваемый в ФТС России и в региональных таможенных управлениях (кроме специализированных) для рассмотрения и выработки предложений о создании, ликвидации, реорганизации таможенных органов и их структурных подразделений, перераспределении штатной численности между таможенными органами, утверждении и изменении типовых структур и других вопросов, отнесенных к компетенции организационно-структурной комиссии [2, с. 46]

В состав организационно-структурных комиссий входят представители организационно-инспекторского, кадрового, правового, финансово-бухгалтерского и других структурных подразделений (по решению руководителя ФТС России (начальника регионального таможенного управления)).

Для совершенствования существующих организационных структур таможенных органов Организационно-структурные комиссии проводят их анализ, действуя при этом на основании собственных положений, утверждаемых приказами ФТС России или региональных таможенных управлений.

При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ФТС России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3) начальник таможни — отделы таможни; 4) отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня — таможенный пост; 6) таможенный пост — таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ФТС России — таможня НП

 В центре таких  взаимоотношений — таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

Вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост);

Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);

Диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС РФ) [4, с. 57]

Рассмотрим эти взаимоотношения несколько подробнее.

Вертикальные отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Вертикальные отношения в системе таможенных органов существуют не только между линейными звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена. Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с кадрами, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей.

Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер.

В функциональном же подчинении (вертикальные функциональные взаимоотношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у начальника Управления кадров ФТС России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Но вместе с тем им предоставляются порой определенные права и полномочия. Например, помощнику линейного руководителя может быть разрешено вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного руководителя, выражая волю и желания последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно-служебным вопросам. Поэтому к его мнению начальники отделов могут отнестись как к возможному мнению начальника управления.

Это хороший метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы [17, с. 603]

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).

Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

Информация о работе Управление в таможенных органах