Согласно А. В. Петровскому, «сплоченность
как ценностно-ориен-тационное единство
— это характеристика системы внутригруппо-вых
связей, показывающая степень совпадения
оценок, установок и позиций группы по
отношению к объектам (лицам, задачам,
идеям, событиям), наиболее значимым для
группы в целом». Причем, по мысли автора
стратометрической концепции, ценностно-ориентационное
единство группы как показатель ее сплочения
отнюдь не предполагает совпадения оценок
и позиций членов группы во всех отношениях,
нивелировки личности в группе, например
в сфере вкусов, эстетических ценностей,
читательских интересов и т.д. Ценностно-ориентационное
единство в коллективе — это прежде всего
сближение оценок в нравственной и деловой
сферах, в подходе к целям и задачам совместной
деятельности.
В рамках рассматриваемого подхода А.
И. Донцовым выделена одна из высших форм
ценностно-ориентационного единства в
группе — предметно-ценностное единство,
в котором отражено совпадение ценностных
ориентации членов группы, касающихся
предмета совместной групповой деятельности.
Важнейшими качествами
коллектива, характеризующими его специфику
и дающими некоторое представление о степени
его развития, являются направленность
и сплоченность.
В понятии направленность
отражается сложный комплекс признаков,
начиная от направления деятельности
коллектива (например, учебная деятельность)
и уровня сочетания с ней других видов
деятельности (труд, общественная работа
и т. п.) и кончая индивидуальными представлениями
членов коллектива о целях и смысле своего
в нем участия. В более узком смысле понятие
«направленность» служит для обозначения
тех осознаваемых и подразумеваемых критериев
(ценностей), которыми определяется поведение
членов коллектива в проблемной ситуации.
Оно отражает, таким образом, присутствующее
в нормах коллектива представление о целях
и средствах, которыми подобает руководствоваться
индивиду.
В процессе предшествующей
социализации у индивида формируются
определенные социальные устремления
и вырабатывается представление о доступных
и требуемых способах достижения целей.
Общество как бы предлагает индивиду добиваться
определенных целей определенными средствами,
вознаграждая его общественным признанием,
которое является условием удовлетворенности
собой.
Различпые особенности
индивидуального жизненного пути иногда,
однако, приводят к отклонениям — индивид
может в той или иной степени уклониться
от предложенных обществом целей и средств
и предпочесть иные. Более того, вступая
с такой ориентацией в коллектив, индивид
попытается установить там нормы, соответствующие
этой своей ориентации. Так, например,
в колониях беспризорных 20-х годов случалось,
что физически более сильный подросток
с антисоциальной ориентацией терроризировал
младших и подчинял жизнь группы нормам
преступного мира.
Известно, что А. С.
Макаренко сумел превратить одно из таких
сообществ в коллектив, изменить его направленность.
Одно из следствий заключалось в том, что
терроризуемые прежде дети почувствовали
себя «защищенными». Гуманистический
подвиг Макаренко совершил вовсе не либеральными
уговорами. Чтобы получить желаемую направленность
коллектива, ему пришлось сломать существовавшую
структуру «отношений зависимости» между
подростками, построить новую структуру
отношений ответственной зависимости,
создать настоящий коллектив.
В процессе совместной
деятельности и общения люди учитывают
мнения, интересы, ценности каждого, но
одного больше, другого меньше, в зависимости
от влияния каждого, от положения его в
структуре коллектива. Путем изменения
положения отдельных лиц в коллективе
можно влиять на его направленность.
Именно этим обстоятельством
и воспользовался в свое время А. С. Макаренко.
Перемещая определенных членов коллектива,
повышая их статус, он добился положения,
когда актив группы мог осуществлять направляющее
воздействие на весь коллектив. Ведь именно
актив, «идентификационное ядро» группы
оказывает наибольшее влияние на определение
целей группы и их достижение. Члены коллектива
часто идентифицируют (самоотождествляют)
себя с этим ядром на эмоциональном уровне
и подчас неосознанно усваивают его нормы,
ценности и правила поведения. Это воздействие
в отдельных случаях может стать настолько
консервативным (поскольку члены ядра
заинтересованы в сохранении сложившейся
структуры), что для развития коллектива
понадобится ввести туда новых людей с
несколько иными установками. В других
случаях угроза раскола ядра может поставить
перед необходимостью удалить часть его
членов. Чем сплоченнее актив, тем эффективнее
его воздействие на группу. И поскольку
именно здесь вырабатываются групповые
идеалы — эмоционально окрашенные представления
об образцах характера, линии поведения
и отношений с другими людьми, постольку
становится возможным определенное управленческое
воздействие с целью формирования желаемой
направленности коллектива.
Взаимодействие и общение
внутри коллектива охватывают целый ряд
сфер: производственную, социально-экономическую,
общественно-политическую, культурно-массовую
и социально-личностную. Чем более активно
участвует индивид в этих процессах, тем
полнее он осознает и чувствует объективную
необходимость существующих взаимосвязей,
понимает ее значение для себя лично и
для общества в целом. Возникает важнейшее
для существования коллектива социально-психологическое
образование — чувство «Мы», которым индивид
охватывает себя и всех связанных с ним
в процессах труда и общения индивидов.
Теперь успехи коллектива становятся
предметом его личной гордости, достижение
коллективной цели приобретает глубоко
личностный смысл. Формирование такого
настроя в значительной степени зависит
от сплоченности данного коллектива.
Сплоченность — термин,
характеризующий единство коллектива,
коллективную и индивидуальную защиту
коллектива в целом и каждого его члена
в частности, взаимопомощь и взаимоподдержку,
обеспечивающую «чувство локтя» у членов
коллектива.
Было бы наивным полагать,
что это качество можно обеспечить приказом
или постановлением, что люди, далекие
друг другу в морально-психологическом
смысле, могут устанавливать такие отношения
«по долгу службы».
Сплоченность характеризуется
высоким уровнем взаимной привязанности
членов коллектива, их согласием в отношении
важных объектов ориентации и осознанием
этого согласия. Этот признак, однако,
нельзя использовать в отрыве от направленности:
сама по себе сплоченность характеризует
лишь сходство нормативных и ценностных
ориентации, но ничего не говорит о том,
насколько принципиальна основа этого
сходства. Может ведь быть и «ложное товарищество».
Кроме того, отмечая важность согласия
в отношении ценностей и норм, нельзя забывать
и о таких признаках сплоченности, как
сотрудничество, взаимопомощь, взаимная
ответственность в коллективе, психологическая
совместимость.
Исследователи сплоченности
обращают внимание и на то, в какой степени
индивид удовлетворен своими товарищами
по коллективу, а также в какой степени
коллектив полезен индивиду в достижении
его личных целей, развертывании его способностей.
Степень сплоченности
обусловлена развитием кооперации и взаимопомощи,
причем прежде всего в основной для коллектива
сфере жизнедеятельности. Единство цели
деятельности, понимание необходимости
совместных усилий для ее достижения —
предпосылка сплоченности, тесно связанная
с первой. Чем более люди симпатизируют
друг другу, чем выше их «психологическая»
совместимость, тем более вероятно, что
они могут составить сплоченный коллектив.
Сплоченность зависит также от профессионального
престижа коллектива, продолжительности
его существования. Наконец, нельзя забывать,
что любые внутриколлективные процессы
не могут быть объяснены безотносительно
к внешним группам. Часто выделение и противопоставление
коллектива внешней группе повышает его
сплоченность, связанную с чувством «Мы».
Большое значение имеют
и сугубо психологические обстоятельства,
в частности сопереживания участников.
Общие переживания способствуют улучшению
взаимопонимания и облегчают индентификацию
участников друг с другом. Одним из источников
коллективных сопереживаний могут быть
ритуалы. В армии, например, в этих целях
используются почитание знамени части,
принятие военной присяги, строевые занятия,
смотры оружия и техники, вечерние поверки,
вручение боевого оружия, проведение праздников
и т. д.
Важнейшим средством
сплочения производственного коллектива
являются общие собрания трудящихся, в
подготовке и проведении которых большая
роль принадлежит партийной организации.
Организованное по-деловому, на основе
ленинских принципов демократии, с развернутой
критикой и самокритикой, собрание не
только является источником сопереживания
и общественного мнения. Его ценность
многократно увеличивается тем, что здесь
скрытое становится явным, обнажаются
противоречия и трудности, наглядно вырисовываются
общие цели и намечаются пути ликвидации
недостатков. Хорошо подготовленное и
проведенное собрание порождает такие
коллективные чувства, как энтузиазм,
вера в общий успех, увлеченность, приподнятость,
состояние общего подъема. Хорошее настроение
коллектива способствует повышению эффективности
его деятельности. Единство идеологической
и организаторской работы в коллективе
позволяет использовать собрания не только
как средство выявления существующих
точек зрения. Принимая организационные
решения, собрание вправе осуществить
необходимые перестановки и там, где это
целесообразно, изменить структуру коллектива,
увеличить влияние одних лиц и ослабить
влияние других и тем повысить сплоченность
коллектива.