Внедрение и применение электронной формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть механизмы работы системы электронного декларирования в теории и на практике, проанализировать ее состояние, и выявить актуальные проблемы функционирования системы ЭД.
Для выполнения поставленной цели воспользуемся системным подходом. Для достижения цели требуется выполнить следующие задачи:
- рассмотреть в теории понятие электронного декларирования:
- причины (цели) внедрения,
- документы, регламентирующие его использование, ...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ Электронная цифровая подпись
Информационные системы и правовые основы их использования
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Система электронного декларирования ЭД-1
Система электронного декларирования ЭД-2
Предварительное информирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Таможня 1.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

Основное таможенное оформление производилось в рамках штатных программных средств таможенного оформления и контроля. На завершающем этапе основного таможенного оформления электронная грузовая таможенная декларация передавалась в программные средства электронного декларирования для окончательного оформления электронных и текстовых выходных документов. Особое внимание уделялось защите информации – использовалось программное обеспечение, соответствующее всем требованиям криптографической защиты информации (рис. 1).

Рис. 1. Графическая схема работы системы ЭД-1 (с использованием программных средств для создания деклараций компании

 ООО «Альта-Софт»)

Очевидно, что в этой схеме имеется ряд существенных недостатков. В частности отсутствует  непосредственный интерфейс КПС  с АИСТом (ГТД нужно было передавать отдельно – на дискете), а также требуется ручной ввод данных в декларантской части КПС, с развертыванием соответствующего рабочего места. Кроме того, декларант не получал в электронном виде практически никакой информации о ходе таможенного оформления и возможных ошибках. То есть, основными проблемами, препятствующими применению и развитию технологии ЭД-1, явились:

  • высокая себестоимость соответствующего всем требованиям рабочего места декларанта;
  • отсутствие интеграции декларантской части КПС с информационной системой таможенных органов;
  • отсутствие у участника ВЭД альтернатив в выборе программных продуктов для взаимодействия с таможенными органами;
  • неспособность каналов связи к передаче большого объема данных (графические данные);
  • неготовность таможенных инспекторов и участников ВЭД к новому способу взаимодействия.

Таким образом, несмотря на кажущуюся прозрачность системы, декларирование в электронной форме ЭД-1 ставило участников ВЭД и таможенные органы в непосредственную зависимость от надежности, продуманности и бесперебойной работы аппаратно-программных средств. Данная система требовала значительной доработки, и вскоре был предложен новый подход к технологии электронного декларирования.

Нельзя сказать, что  эксперимент по внедрению системы  ЭД-1 был неудачным и полностью провалился. Наоборот, он послужил отправной точкой для совершенствования технологии ЭД, позволил выявить различные нюансы, возникающие в процессе электронного декларирования, и уделить им должное внимание. Также опыт ЭД-1 способствовал снятию психологического барьера в отношении электронных, а не бумажных технологий, как у таможенного инспектора, так и у декларанта, и тем более помог им в понимании общих принципов работы системы электронного декларирования. К тому же, было положено начало формализации документов необходимых для таможенного оформления и создания большой базы данных электронного документооборота. Вопрос об интеграции с другими информационными системами государственных органов (например, с ФНС) на этапе внедрения ЭД-1 даже не ставился – обеспечить стабильную работу системы на уровне таможенных органов уже представлялось немалой задачей. К тому же, затратные требования к оформлению рабочего места декларанта только отталкивали участников ВЭД. Необходимо было пересмотреть особенности и условия взаимодействия сторон в желаемой системе ЭД с учетом предыдущих ошибок. То есть, если учесть ранее выявленные проблемы, требовалось разработать более экономически привлекательную технологию электронного декларирования, в которой была бы осуществлена возможность самостоятельной реализации участниками ВЭД программного обеспечения для взаимодействия с таможенными органами (как то привлечение нескольких разработчиков). Неоценимо важной характеристикой является возможность быстрого доступа участников взаимодействия к информационной системе. То есть используемая информационно-телекоммуникационная сеть должна быть одинаково доступной для обеих взаимодействующих сторон и, опять же, не требовать больших затрат на содержание и эксплуатацию. Самой оптимальной, доступной и распространенной телекоммуникационной сетью является международная ассоциация сетей «Интернет», а использование единого алгоритма шифрования (единого программного обеспечения - криптопровайдера) при передаче информации повысит ее криптостойкость. Таким образом, начались подготовительные мероприятия к внедрению системы электронного декларирования нового поколения, условное название которой ЭД-2.

2.2. Система электронного декларирования ЭД-2

 Приказом ФТС России от 24 января 2008 года № 52 «О внедрении информационной технологии предоставления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» был утвержден порядок предоставления технической документации, регламентирующий взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем участников ВЭД, порядок проведения испытаний программного обеспечения (с ведением реестра ПО, прошедшего испытания в открытых источниках), заключение договоров и подписание технических условий с участниками ВЭД на создание информационных систем, выдачу ЭЦП участникам ВЭД, и проч. ГНИВЦ вновь был назначен ответственным за эксплуатацию и модернизацию системы ЭД. Началось создание Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов – ЕАИС таможенных органов.

Необходимо  отметить, что в соответствии с приказом ФТС России от 16.09.2011 № 1901 государственное казенное учреждение "Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России" ликвидировано с 17 января 2012 года. Правопреемником ГНИВЦ ФТС России по гражданско-правовым обязательствам, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений является Центральное информационно-техническое таможенное управление.

Одним из существенных изменений в системе электронного декларирования ЭД-2 является тот факт, что теперь при обмене данными между таможней и участником ВЭД может присутствовать новый элемент – уполномоченный Информационный оператор. Информационный оператор - это уполномоченная ЦИТТУ организация, которая берёт на себя обязанности по передаче документов участников ВЭД, в электронном виде с ЭЦП в таможню. Существует перечень уполномоченных информационных операторов.

Информационный оператор берёт на себя все затраты, связанные с подключением к автоматизированной системе внешнего доступа (АСВД) ЦИТТУ для передачи электронных документов в таможню.

Работая с Информационным оператором, участник ВЭД освобождает  себя от достаточно больших финансовых и временных затрат на подключение к АСВД.

Чтобы подключиться к таможенным информационным системам необходимо соблюсти следующий минимум требований:

  • Доступ в Интернет. Наличие доступа в Интернет необходимо для передачи электронных документов через Информационного оператора в таможню;
  • Наличие АРМ декларанта. Необходимо, что имеющийся АРМ был сертифицирован по ЭД-2 ЦИТТУ (сертификаты для формирования электронных документов);
  • Наличие «КриптоПро» версии 3.0. Необходимость наличия программы криптопровайдера обуславливается подписанием электронных документов своей ЭЦП;
  • Договор с информационным оператором. Обязательно должен присутствовать договор на предоставление услуг по ЭД-2 и (для получения ЭЦП и передачи электронных документов в таможню);
  • Наличие Электронно-Цифровой Подписи (ЭЦП). ЭЦП может быть получена через информационного оператора от ЦИТТУ.

Еще одним важным изменением в механизме работы системы ЭД-2 стал запрет на сканированные документы. Все документы теперь предоставляются исключительно в формализованном виде (для графических чертежей и схем существует исключение). Для единообразия при предоставлении документов и описания схемы взаимодействия между ЕАИС таможенных органов и информационной системы декларанта ГНИВЦ ФТС России (теперь ЦИТТУ) разработал Спецификацию интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары с использованием электронной формы декларирования. В ней описан процесс информационного взаимодействия, приведены технологии взаимодействия и описание интерфейса, достаточное для самостоятельной реализации декларантами необходимого ПО для взаимодействия с ЕАИС таможенных органов при электронном декларировании, а также описаны процедуры предоставления доступа к ЕАИС при организации электронного декларирования. Также был разработан Альбом форматов, в котором рассмотрены все элементы, необходимые для корректной формализации документов и передачи их в таможенную информационную систему. На основании этих документов получается следующий механизм работы ЭД-2 (рис.2):

 

 

Рис. 2. Графическая схема работы системы ЭД-2 (с использованием программных средств для создания деклараций компании

 ООО «Альта-Софт»)

 

    1. Участник ВЭД готовит необходимые документы для таможенных целей по ЭД2 в привычном для себя АРМ декларанта.
    2. При помощи программы криптопровайдера «КриптоПро» и встроенных средств в АРМ декларанта, подписывает документы своей ЭЦП (фактически производится нажатием одной клавиши).
    3. Направляет их через Интернет по зашифрованному каналу на сервер передачи данных Информационного оператора.
    4. Сервер Информационного оператора, по зашифрованному каналу связи, в автоматическом режиме пересылает документы участника ВЭД на сервер ЦИТТУ.
    5. Сервер ЦИТТУ проверяет подлинность ЭЦП и перенаправляет документы на сервер таможенного поста, указанный участником ВЭД.
    6. На таможенном посту, инспектор ОТОиТК, при помощи КАСТО «АИСТ-М» производит принятие документов, их проверку и присвоение справочного таможенного номера.
    7. Проверенный и принятый к оформлению пакет документов, подписывается ЭЦП принимающего инспектора ОТОиТК и отправляется по обратному пути через сервера таможни, ЦИТТУ и Информационного оператора к участнику ВЭД.
    8. В АРМ декларанта участник ВЭД открывает полученное из таможни сообщение, в котором указан справочный номер пакета высланных им документов, дату и время принятия пакета к таможенному оформлению, ФИО и ЛНП инспектора ОТОиТК принявшего пакет к оформлению.
    9. При необходимости, дальнейшие промежуточные этапы таможенного оформления (запрос недостающих документов, требование внесения изменений в документы, информировании о необходимости проведения досмотра товаров и т.д.) производятся путём обмена информационными сообщениями и документами между участником ВЭД и таможенным инспектором.
    10. Все сообщения в обязательном порядке подписываются соответствующими ЭПЦ, что придаёт им юридически значимый статус.
    11. По окончании таможенного оформления, инспектор ОТОиТК проставляет в электронной копии документов отметку «Выпуск разрешён», подписывает её своей ЭЦП и высылает участнику ВЭД.

В процессе проведения таможенного  контроля отправленная декларация может  принимать следующие статусы:

Открытие процедуры (запрос на открытие выбранной процедуры отправлен, если ДТ пройдет ФЛК на сервере таможни, то в ответ придет разрешение на открытие процедуры, иначе - ошибка)

ГТД отправлена (получено разрешение на открытие процедуры, формируется контейнер из декларации, описи и ДТС – и, возможно, дополнительных документов – подписывается ЭЦП и отправляется в таможню)

ГТД получена (декларация доставлена на сервер таможни, инспектор в течение двух часов должен принять декларацию, если в процессе приема выявлены некритические ошибки, инспектор может отправить декларацию с протоколом ошибок декларанту для их исправления)

ГТД присвоен номер (декларация принята инспектором к проверке)

Идет проверка (инспектор проверяет данные, заявленные в декларации; на данном этапе инспектор может запросить дополнительные документы, указанные в описи, декларант должен их предоставить в электронном виде в указанные сроки)

Идет досмотр (в результате использования СУР или сомнений инспектора в достоверности данных был назначен таможенный досмотр; инспектор отправляет декларанту уведомление о проведении досмотра, в котором прописано время и место досмотра, а также его степень; после проведения досмотра декларанту отправляется акт таможенного досмотра в электронном виде)

Проверка закончена (Инспектор принимает решение по поводу декларации, списываются таможенные платежи)

Дополнительная  проверка (Инспектор запрашивает дополнительные документы и сведения, необходимые для принятия решения о выпуске, при необходимости отправляется Расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей – декларант отправляет КТС, оформляется таможенная расписка, товар выпускается условно до предоставления декларантом всех дополнительных документов и сведений)

Выпуск разрешен (Декларация выпущена, декларанту отправляется электронная копия со всеми отметками, а также служебные отметки к ДТС)

Если таможенным органом  не выявлено нарушение законодательства и декларант не был уведомлен о проведении таможенного досмотра, декларация может быть отозвана. Также при выявлении некритических ошибок в декларации в процессе ее проверки, декларант как самостоятельно, так и по запросу таможенного органа может внести в нее изменения, направив соответствующий запрос.

Система электронного декларирования за счет использования принципов  обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет участнику ВЭД получить следующую выгоду:

  • Снижение объема использования бумажной документации (переход на безбумажное оформление);
  • Подготовка в электронном виде транспортных, коммерческих, финансовых и др. документов, необходимых для таможенного оформления;
  • Заверение подготовленных документов электронной цифровой подписью;
  • Формализация и ускорение большинства процедур таможенного контроля и оформления;
  • Уменьшение времени, затрачиваемого на таможенное оформление. Речь уже не идет о днях, необходимых инспектору для принятия решения о выпуске товаров, а о считанных часах. Кроме этого, анализ оформления показывает, что электронные декларации выпускаются и в пределах одного часа;
  • Возможность проведения документального контроля до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, что значительно сокращает время простоя товаров и транспортных средств;
  • Возможность интегрирования с информационными системами иностранных государств;
  • Заочное общение с таможенным инспектором и минимизация принятия субъективных решений.

Для таможни:

  • Это сокращение сроков выпуска таможенной декларации, оптимизация применения людских и материальных ресурсов. Кроме того, электронное декларирование в ФТС России рассматривают как один из важнейших инструментов решения проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией;
  • Снижение трудоемкости работы должностных лиц таможенных органов;
  • Ускорение поступлений таможенных платежей в государственный бюджет.

2.3. Предварительное информирование

 Современные подходы к оптимизации торговых отношений и безопасности государств диктуют повышенные требования к организации таможенного контроля, который сегодня немыслим без информационных технологий. Одной из них является технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы. Она позволяет значительно ускорить таможенные процессы, тем самым минимизируя временные и материальные затраты участников ВЭД

С начала 2011 года участники внешнеэкономической деятельности подали около 433 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах, 340 тыс. из которых таможенники использовали при регистрации сообщений о прибытии товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом.

Информация о работе Внедрение и применение электронной формы